Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Шахтные подъемные установки предназначены для выдачи полезного ископаемого или породы, подъема и спуска людей, оборудования и материалов. От надежной бесперебойной и производительной работы шахтного подъема зависит работа всей шахты в целом, поэтому к подъемным установкам предъявляют особые требования в отношении надежности и безопасности работы. Фактический срок службы подъемной установки, как правило, совпадает со сроком службы горного предприятия, однако для сохранения конкурентоспособности продукции горнодобывающее предприятие обязано постоянно совершенствовать не только технику и технологию добычи полезных ископаемых, но и другие технологические звенья, среди которых подъемная установка является наиболее значимым.

Одним из способов повышения эффективности работы подъемной установки является оптимальная настройка системы управления электропривода с целью уменьшения продольных колебаний в канатах, что позволяет снизить их износ, так как замена канатов в подъемной установке является трудоемкой и дорогостоящей операцией, при которой подъем полезного ископаемого невозможен. Поэтому повышение эксплуатационных свойств подъемной установки на основе обоснования и выбора структур систем управления электроприводом подъемных установок по критерию максимального демпфирования колебательных процессов в упругих элементах является актуальной научной задачей.

1. Актуальность темы

Автоматизация производственных процессов играет огромную роль в современном производстве. Особенно в последнее время, когда в аппаратуру автоматизации стали, внедрятся достижения микропроцессорной техники, возможности этой аппаратуры вышли на новый технический уровень.

Повышение мощности горных предприятий, интенсификация горных работ, увеличение глубины шахт предопределяют рост энергопотребления и увеличения единичной мощности шахтных стационарных машин. Возрастает необходимость дальнейшего совершенствования их систем автоматического управления.

К основным требованиям, предъявляемые к перспективным системам, электропривода, следует отнести большую потребность в применении регулируемого электропривода, что необходимо для повышения производительности труда.

Подъемная установка шахтная – основной транспортный комплекс, связывающий подземную часть шахты с поверхностью; предназначена для выдачи ни поверхность добываемого полезного ископаемого и получаемой при проходке горных выработок породы, спуска и подъема людей, транспортирования горно – шахтного оборудования и материалов, а также осмотра армировки и крепления ствола шахты.

Подъемные установки классифицируют по назначению – на главные или грузовые (для транспортировки полезных ископаемых), вспомогательные или грузолюдские (для транспортирования породы, материалов, оборудования, спуска и подъема людей); по типу ствола шахты – на вертикальные и наклонные; по числу канатов; по типу органов навивки; по типу подъемных сосудов – на скиповые, клетьевые, скипо – клетьевые, бадейные; по степени уравновешенности.

В качестве грузовых применяются, как правило, двухскиповые подъемные установки; односкиповые подъемные установки с противовесом используются на шахтах небольшой производительности при многогоризонтной работе или необходимости раздельной выдачи различных сортов (марок) полезных ископаемых. Клетевые подъемные установки применяются для шахт небольшой производительности и глубины. Крупнейшие скиповые установки имеют производительность более 1200 т/ч (скипы грузоподъёмностью до 60 т, скорость движения до 25 м/с).

Для вертикального подъёма используют барабанные одноканатные или многоканатные со шкивом трения подъёмные машины.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Целью магистерской диссертации является – обеспечение динамических режимов работы подъемной установки за счет разработки системы автоматического управления, что позволит выдерживать заданную тахограмму скорости подъема при соблюдении допустимых напряжениями в узлах подъемной машины.

Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать существующие системы управления шахтными подъемными установками и разработать концепцию системы управления.
  2. Разработать структурную схему управления шахтной подъемной машиной.
  3. Предложить решение по техническому обеспечению системы автоматического управления шахтной подъемной установкой.
  4. Разработать решения по программному обеспечению системы автоматического управления шахтной подъемной установкой.

Объект исследования: система автоматического управления подъемной установкой в условиях шахты Комсомолец Донбасса

Предмет исследования: Подъемная шахтная установка

3. Анализ подъемной установки как объекта управления

3.1 Основные конструктивные и технологические характеристики подъемной установки

Более 90% подъемных машин, находящихся в эксплуатации в угольной и горнорудной промышленности стран СНГ, оснащаются электроприводом с двигателями переменного тока, в основном асинхронными электродвигателями с фазным ротором. Это объясняется преимуществом этого электропривода, а именно: малая стоимость оборудования и строительно-монтажных работ, простота обслуживания, малые затраты времени на обслуживание и на восстановление при отказах, легкость резервирования, высокая эксплуатационная надежность.

В качестве электропривода переменного тока в зависимости от мощности и типа подъемной машины применяются асинхронные двигатели с фазным ротором серии АК и АКН.

Электродвигатели незащищенного исполнения серии АКН устанавливаются на двух стояковых, литых, разъемных подшипниках скольжения с кольцевой смазкой, с двумя концами вала: один - для присоединения к редуктору подъемной машины при помощи полумуфты, другой - для сочленения с тахогенератором через клиноременную передачу. Исполнение двигателя - открытое с самовентиляцией. Обмотка статора имеет шесть выводов для подсоединения к сети 6 или 3 кВ. Она двухслойная петлевая с изоляцией класса А, а ротора — класса В. Контроль температуры обмоток статора двигателя ведется с помощью термореле, а подшипников - термосигнализаторами.

Электродвигатели серии АКН входят в комплект шахтных подъемных машин мощностью от 200 до 1600 кВт с синхронной частотой вращения от 250 до 600 об/мин.

Электродвигатели серии АКЗ в защищенном исполнении предназначены для привода подъемных машин малых мощностей от 55 до 320 кВт на напряжении 220/380, 380, 500 и 3000 В. Эти электродвигатели более быстроходные (600-1000 об/мин).

Наибольшее распространение в шахтном подъеме получило регулирование скорости и момента асинхронных двигателей с фазным ротором изменением сопротивления в цепи ротора. При металлических сопротивлениях (металлическом реостате) в цепи ротора скорость изменяется ступенчато, при жидкостном реостате — бесступенчато. На поверхностных подъемных установках применяется, в большинстве случаев, асинхронные двигатели с фазным ротором и металлическим реостатом в цепи ротора, на подземных - с жидкостным реостатом.

При всей простате привода переменного тока с сопротивлениями в цепи ротора, он обладает существенными недостатками:

  • в неустановившихся режимах работы на нагрев роторных сопротивлений бесполезно растрачивается до 50% электрической энергии;
  • в неустановившихся режимах работы резко снижается коэффициент мощности, что также сказывается на экономичности применения такого привода.

    Шахтная подъемная машина входит в состав подъемного оборудования и является основной частью шахтной подъемной установки (рис 1). Из всех машин, применяемых при подземной добыче в горной промышленности, подъемная машина занимает наиболее ответственное место. Вынужденный останов машины фактически прекращает всю добычу шахты, принося огромные убытки. Это определяет высокие требования к техническому уровню подъемных машин и качеству их изготовления.

    Подъемная машина (далее машина) состоит из главного вала, включающего орган навивки, механизм перестановки и коренные подшипники; тормозного устройства; соединительных муфт; редуктора; электропривода; аппаратуры управления, защиты и блокировок.

    Так как орган навивки (барабан или канатоведущий шкив) играет главенствующую роль, дадим следующие определения подъемных машин по типу органа навивки.

    Рисунок 1 – Шахтная подъемная установка ШПУ

    Машины однобарабанные одноконцевые – состоят из одного цилиндрического барабана, на который наматывается один канат с грузом на конце. Такие машины применяются, главным образом, при проходке вертикальных стволов и в наклонных выработках.

    Машины однобарабанные с разрезным барабаном двухконцевые – состоят из одного цилиндрического или бицилиндроконического барабана. Концы двух несвязанных между собой канатов закреплены у противоположных реборд, и при этом один канат навивается на барабан, а второй в это время сматывается, то есть происходит одновременно подъем и спуск двух сосудов. Обечайка барабана вблизи одной из реборд имеет поперечный круговой разрез. При этом большая часть барабана жестко соединена с коренным валом, а меньшая, благодаря механизму перестановки, - может поворачиваться и жестко соединяться с валом в любом положении. Эти две части барабана так и называются – заклиненная и переставная части.

    Машины с разрезным барабаном могут быть эффективными при обслуживании нескольких рабочих горизонтов в вертикальном шахтном стволе. Однако на практике наличие переставной части барабана используется, как правило, лишь в процессе смены навески канатов и для точной установки сосудов на приемной площадке основного обслуживаемого горизонта.

    Машины двухбарабанные двухконцевые – состоят из двух автономных барабанов. Концы двух несвязных между собой канатов закреплены у противоположных реборд разных барабанов. При этом один канат навивается на один барабан, а второй в это время сматывается со второго, то есть происходит одновременно подъем и спуск двух сосудов, как и в системе с одним разрезным барабаном. Один из барабанов жестко соединен с коренным валом, а второй, благодаря специальному «механизму перестановки», - может поворачиваться и жестко соединяться с валом в любом положении. Эти два барабана так и называются – заклиненный и переставной.

    Машины одноканатные и многоканатные со шкивами трения (канатоведущими шкивами) – представляют собой шкив с одной канавкой под канат или цельносварной барабан с несколькими кольцевыми канавками (ручьями) для такого же количества канатов. Работа таких машин основана на передаче тягового усилия силами трения (сцепления) на участке прилегания каната к ободу шкива.

    Машины «бесконечной откатки». Применяемые в горизонтальных и наклонных выработках. В таких машинах один, специальным образом счаленный канат, образуя «бесконечную» петлю, приводится в движение шкивом трения с коническим или параболическим профилем канавки. При этом канат обвивается вокруг шкива несколькими витками, которые по мере навивки беспрерывно смещаются в осевом направлении шкива в сторону наименьшего радиуса навивки.

    Машины с многослойной навивкой каната на барабан. Многослойная навивка каната (до трех слоев) используется в тех случаях, когда из-за стесненных эксплуатационных условий нет возможности применить машину с надлежащим диаметром и шириной барабана. В таких системах канат подвергается дополнительному износу, часто имеет место неупорядоченная кладка каната, но в ряде случаев многослойная навивка является единственно возможным средством для подъема груза с больших глубин.

    Главный ствол оборудован двумя скипами СН15-223-1,1 для выдачи горной массы и скипом СН-7-185-1,1 для выдачи породы. Вспомогательный ствол оборудован двухэтажной клетью 2НОВ400-13,2-0,2. Вентиляционные стволы №1 и №2 предназначены для выдачи исходящей струи воздуха и в качестве запасных выходов, оборудованы одноэтажными клетями 1НОВ400- 9,0.

    3.2 Формализация подъемной установки

    Улучшить динамические характеристики подъёмной установки, повысить отказоустойчивость системы, а также уменьшить затраты электричества возможно если заменить схему однодвигательного электропривода с упругой связью на схему с двухсвязным электроприводом (рис. 2 б)

    Рисунок 2 – Схемы связи электроприводов с нагрузкой:
    а) однодвигательный электропривод с упругой связью;

    б) двухдвигательный электропривод с упругой связью.

    Двухдвигательный электропривод обеспечивается ряд преимуществ по сравнению с однодвигательным электроприводом:

    1. Уменьшается момент инерции при суммарной мощности двух двигателей, равной мощности одной электрической машины при той же скорости вращения, что позволит улучшить динамические свойства установки, повысить ее быстродействие.
    2. Обеспечение 50% резерва, при выходе из строя одной из машин двухдвигательного электропривода можно, обеспечить работу с меньшей производительностью за счет уменьшения полезной нагрузки или скорости вращения.
    3. Двухдвигательный электропривод позволяет получить необходимые механические характеристики, которые нельзя получить в однодвигательном электроприводе при простой схеме управления.

    Однако необходимо отметить, что при этом усложняется схема соединения электрических машин, как при последовательном, так и при параллельном подключении их к сети. Однако этот недостаток нивелируется перечисленными достоинствами двухдвигательной схемы обеспечения заданной скорости вращения печи.

    При создании двухдвигательных систем возникает задача распределения суммарной нагрузки между отдельными двигателями. Так, например, двигатель с более мягкой механической характеристикой оказывается нагруженным меньше. Это может привести к превышению температуры другого двигателя и выходу его из строя. Поэтому необходимо разрабатывать системы управления соотношением скорости вращения двухсвязного электродвигателя, что позволит выровнять нагрузку между обоими двигателями.

    В зависимости от назначения и высоты подъема, вида и грузоподъемности подъемных сосудов, числа горизонтов и расстояния между ними диаграммы скорости могут быть трех-, пяти-, шести- и семипериодными. Наиболее простые трехпериодные диаграммы скорости целесообразно применять для клетевых подъемных установок с одноэтажными неопрокидными клетями при качающихся приемных площадках. Наиболее сложные шести- и семипериодные диаграммы скорости используются в шахтном подъеме со скипами с разгрузкой через дно, а также с неопрокидными и опрокидными скипами и клетями. Сложность диаграмм объясняется необходимостью ограничения скорости движения подъемных сосудов в разгрузочных кривых. В частности, период разгона разбивается на два участка с различными ускорениями, а период замедления с последующей остановкой машины - еще на большее количество участков. Рассмотрим шестипериодную диаграмму скорости, применяемую в скиповых подъемах, оборудованных неопрокидными скипами с разгрузкой через дно. На первом участке 0-1 осуществляется движение поднимающегося сосуда из загрузочного устройства. Максимальная скорость выхода (точка 1) из этого участка ограничивается порожним сосудом, движущимся в разгрузочных кривых.

    Для скиповых подъемов она не должна превышать 1,5 м/с. На участке 1-2, после выхода сосуда из разгрузочных кривых, машина движется с ускорением, величина которого ограничивается возникающими напряжениями в узлах подъемной машины или перегрузочной способностью подъемного двигателя.

    Это ускорение по действующим нормам не должно превышать 1,2 м/с2 для вертикальных и наклонных (свыше 30°) грузовых подъемов. Для многоканатных подъемных машин критерий величины максимального ускорения всегда проверяется по условиям отсутствия проскальзывания канатов по футеровке приводного шкива трения.

    В теории автоматического управления объект управления (ОУ) рассматривается как преобразователь переменных входа U(t) и F(t) в выходную переменную Y(t) характеризующую состояние объекта управления.

    animation

    Рисунок 3 – Выделение объекта управления из окружающей среды

    (скорость анимации – 16.8 количество кадров – 4)

    Здесь U(t) – управляющее воздействие, обеспечивающее необходимое (желаемое) состояние ОУ, то есть желаемое значение Y(t) характеризующее состояние ОУ (протекающий в ОУ процесс); F(t) – внешнее возмущающее воздействие, мешающее нормальному протеканию процесса в ОУ (нарушающее желаемое состояние ОУ и, следовательно, значения Y(t)). Модель двухдвигательного электропривода состоит из двух частей - механической и электромеханической подсистем (рис. 4).

    Рисунок 4 – Выделение объекта управления из окружающей среды

    Для двухдвигательных систем регулирование скорости и момента основано на принципе сложения механических характеристик. Исходя из этого выделим управляющие, регулируемые и возмущающие переменные для двигателя постоянного тока и вращающейся печи (рис. 5).

    Рисунок 5 – ШПУ как объект управления

    Управляющей переменной для подъемной установки является:

    • сила тока.

      Возмущением является:

    • грузоподъемность установки (в зависимости от ее типа людская/грузовая);
    • угол наклона горной выработки (вертикальный/наклонный подъем). Регулируемой переменной:
    • скорость подъема и ускорение замедления.

        Список источников

        1. Автоматизированный электропривод подъемных установок глубоких шахт // Католиков В.Е., Динкель В.Е. - Издательство: Недра, 1983. - 270 с.
        2. Белый, В. Д. Шахтные многоканатные подъемные установки / В. Д. Белый и др..-М.: Недра, 1979.-391 с.
        3. Дорф Р. Современные системы управления / Р. Дорф, Р. Бишоп; Пер. с англ. Б.И. Копылова. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004. – 832 с.
        4. Двинина Л. Б. Динамическая классификация подъемных установок / Л. Б. Двинина, Л. А. Двинин С. А. Ляпцев // Математическое моделирование механических явлений: материалы научн. техн. конф., 10-11 апреля 2008, Екатеринбург: УГГУ, 2008. -С. 267.268.
        5. Зайцев Г.Ф. Основы автоматического управления и регулирования. Киев: Техника, 1977. – 472с.
        6. Завозин, Л.Ф. Шахтные подъемные установки [Текст] / Л. Ф. Завозин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Недра, 1975. - 367 с.
        7. Ким Д.П. Теория автоматического управления. Т.1. Линейные системы. – М.:ФИЗМАТЛИТ, 2003. – 288 с.
        8. Лукас В.А. Основы теории автоматического управления. - М.: Недра, 1977. - 327 с.
        9. Сиротин С.С. Шахтные подъемные установки : учеб. пособие для студ. горных спец. / С.С. Сиротин ; Ми-во образования Украины. ИСИО. ДГМИ. К. : ДГМИ ; Алчевск, 1997. - 173 с.
        10. Мартынов, М. В. Автоматизированный электропривод в горной промышленности / М. В. Мартынов. -М.: Недра, 1977. - 375 с.
        11. комплексов железорудных шахт/Ю. Г. Киричок и др.. -М.: Недра, 1982. - 320 с.19
        12. Медведев В.С., Потемкин В.Г. Control System Toolbox. MATLAB 5 для студентов/ Под общ. ред. к.т.н. В.Г. Потемкина. – М.: ДИАЛОГ – МИФИ, 1999 – 278 с.
        13. Тулин, В. С. Электропривод и автоматика многоканатных рудничных подъемных машин/В. С. Тулин. -М.: Недра, 1964. 194 с.
        14. Чиликин, М. Г. Общий курс электропривода / М. Г. Чиликин. - М.: Энергоиздат, 1981. - 576 с.
        15. Электрооборудование шахтных подъемных машин // Калашников Ю.Т, Католиков В.Е, Шпильберг Г.И. - Издательство: Недра ,1986. – 285 с.