Назад в библиотеку

Исследование системы обеспечения орнитологической безопасности аэропорта

Резникова К.С. (kari.rezn@gmail.com)

Научный руководитель – Паслен В. В., к.т.н., доцент

Донецкий национальный технический университет, г. Донецк

В последние десятилетия птицы все чаще оказываются в ряду организмов, наносящих ущерб технике, контактируют с человеком в качестве источника биоповреждений. Столкновения самолетов с птицами приносят человечеству большие материальные потери и человеческие жертвы. Контакты человека и результатов его деятельности с птицами стали более тесными и приобрели особый характер, и, следовательно, должны учитываться при разработке соответствующих мер защиты от птиц. Птицы, являясь источниками биоповреждающих процессов, взаимодействуют со своими биоценотическими партнерами, и те вовлекаются в эти процессы и участвуют в биоповреждении. Так, на взлетную полосу птиц привлекают выползающие туда черви, так же как черви привлекают чаек и вороновых на поля, где они наносят вред сельскохозяйственным культурам [1].

В силу этих причин в аэропорту и в его окрестностях создается своеобразный аэродромный биоценоз со своими специфическими связями и отношениями.

Таким образом, борьба с птицами должна заключаться в изменении условий окружающей среды, с тем чтобы территория аэропорта не привлекала к себе ни птиц, ни млекопитающих. ИКАО каждый год регистрирует в мире примерно 5 тысяч случаев столкновения воздушных судов с птицами. В России максимальное количество столкновений было зарегистрировано в 1987 году – 393 случая. В настоящее время фиксируется около 40 инцидентов за год.

Из–за того что численность птиц, в городской черте растёт, этот аспект является серьезной предпосылкой к летным происшествиям и, поэтому, ему посвящены специальные нормативные документы и различные научные разработки. Был подсчитан риск столкновений воздушного судна с птицами в зависимости от высоты полета:

Все мероприятия по устранению условий, способствующих концентрации птиц, делятся на две группы: проводимые на аэродромах и на приаэродромной территории. К числу основных мероприятий, проводимых на аэродромах, относятся:

– вырубка зарослей кустарников в пределах территории аэродрома и скашивание травяного покрова на летном поле до оптимальной высоты;

– исключение возможности попадания птиц в аэродромные сооружения (особенно ангары) путем загораживания имеющихся технологических проемов и отверстий проволочными или нейлоновыми сетками;

– осушение увлажненных и заболоченных участков на территории аэродрома путем их дренирования или засыпки;

– минимизация доступа птиц к пищевым отходам самолетных и аэродромных кухонь, организация хранения пищевых отходов в закрытых контейнерах и полная утилизация отходов в закрытых от птиц помещениях;

– устранение городских свалок промышленных и продуктовых отходов на удалении менее 30 км от зоны аэропорта с целью изменения путей миграции птиц от мест гнездования на кормежку и обратно;

– уменьшение возможности гнездования птиц на аэродромных сооружениях (ангарах, командно–диспетчерских пунктах и других зданиях и сооружениях) путем спиливания верхних ветвей деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц, а также в момент самого начала гнездования птиц – сбивание гнезд с помощью водомета;

– запрещение использования территории аэродрома для посева сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц;

– применение методов отпугивания птиц и соблюдение обязательной смены методов отпугивания птиц – непрерывное или слишком частое применение любого отпугивающего средства со временем снижает его эффективность из–за привыкания к нему птиц;

– одновременное применение нескольких способов отпугивания птиц (например, воспроизведение криков бедствия и стрельба из ракетниц и ружей, установка отпугивающих предметов и стрельба из ракетниц) при соблюдении их периодического чередования для повышения эффективности.

Орнитологическая опасность зависит также от вида птиц, находящихся в зоне аэропорта. Чаще всего на таран самолета идут чайки – 45 %, дневные хищные птицы – 12 %, совы – 10 %, воробьиные и кулики – по 7  % и другие птицы – 12 %.

Планирование мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов производится, как правило, на период от 1 до 3 лет. План мероприятий разрабатывается руководителем авиапредприятия с привлечением необходимых специалистов аэропорта и местных биологических учреждений. План мероприятий должен предусматривать организацию и проведение:

–работ по выявлению и ликвидации условий, способствующих концентрации птиц на аэродроме и прилегающей территории;

–визуального и радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой;

–мер по оперативному отпугиванию птиц от аэродрома;

–анализа орнитологического обеспечения полетов;

–проведение занятий с работниками аэропорта по авиационно–орнитологической тематике;

–других мероприятий, обусловленных спецификой работы аэропорта и местной орнитологической обстановки.

Так же следует учитывать орнитологическую обстановку в периоды годовой активности птиц:

1.Зимний период (декабрь – февраль) – период низкой активности птиц, бедного видового состава, относительно простой и стабильной орнитологической обстановки;

2. Весенний период (март – май) – период массовой миграции птиц;

3. Раннелетний период (май – июнь) – период гнездования большинства видов птиц Позднелетний период (июль – август) – период массового вылета птенцов;

4. Осенний период (сентябрь – ноябрь) – период массовой миграции птиц.

В зависимости от класса аэропорта, который определяется годовым объемом перевозок и годовой интенсивностью движения самолетов, предъявляются различные требования к необходимому оборудованию и персоналу. Эти требования регламентированы в руководстве по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА – 89) [2]. В РООП ГА, в качестве мер борьбы с птицами, предлагаются различные виды отпугивающего птиц оборудования, наиболее распространенными из которых являются:

1. Биоакустические отпугиватели, которые представляют собой передвижной комплекс, генерирующий тревожный сигнал по алгоритмам специальной программы. Эти самые гуманные устройства, помогают прогнать птиц с насиженной территории с помощью комбинации специальных звуков. К недостаткам [3]. относится то, что эти приборы узконаправленные, то есть отпугивают только один вид птиц в единицу времени;

2. Громпушка, отпугивающая птиц, издавая сильный звуковой хлопок, похожий на гром [3].. Устройство настраивается таким образом, чтобы не вызвать привыкания к звукам. Одной из особенностей пушки является ее всепогодность;

3. Противоприсадные струны их создают для большинства птиц непреодолимые препятствия для посадки. Устанавливается в местах дневного и ночного отдыха и наблюдения птиц, местах устройства гнезд. Представляет собой стальной оцинкованный трос диаметром до 1 мм. Растягивается на одинарных кронштейнах–стойках высотой в одну линию и на трехстоечных кронштейнах–гребенках – в три линии;

4. Надувные виниловые шары с нарисованными на них глазами хищной птицы оказывают отпугивающее действие на птиц, идеальны для защиты от уток и других водоплавающих птиц. Шары надуваются обычным воздухом и закрепляются в таком месте, чтобы птицы могли их видеть издалека;

5. Противоприсадные шипы. Поскольку птицам необходимо проводить свободное время в безопасных местах с хорошим обзором, оснащение таких излюбленных мест противоприсадными устройствами сильно уменьшает привлекательность для птиц территории в целом.

Помимо этого, в настоящее время разработаны и применяются отпугиватели, не регламентированные в РООП ГА – 89, такие как:

1. Ультразвуковой отпугиватель, принцип действия которого основан на том, что колебание ультразвуковых частот вызывает у пернатых страх возможной опасности, и инстинкт самосохранения не позволяет им обосноваться в этом месте. Основным недостатком является небольшая площадь отпугивания.

2. Лазерные отпугиватели, принцип действия которых основан на том, что птица воспринимает как угрозу для жизни яркий быстро перемещающийся луч. В основном применяются в аэропортах Европы, Америки и Азии. Приборы изготовлены на базе лазеров красного или зелёного цветов. Эффективная рабочая дистанция – 800 м. К недостаткам относится малая эффективность в светлое время суток.

3. Хищные птицы также широко применяются для борьбы с орнитологической угрозой. Их главная задача испугать птиц своим присутствием.

Таким образом, актуальной задачей является разработка рекомендаций для аэропортов различных категорий по применению оборудования, не предусмотренного в РООП ГА. Применение современных методов отпугивания птиц позволит снизить орнитологическую опасность и повысить безопасность полётов.

Орнитологическое обеспечение полетов в гражданской авиации, один из самых значимых пунктов в структуре обеспечения безопасности полетов, и относиться к нему надо с не меньшей важностью, чем к другим видам деятельности осуществляющих безопасность движения воздушных судов гражданской авиации. Поэтому эта сфера нуждается в ее постоянном обновлении с учетом развития науки, техники и практики, и с соответствующим обновлением нормативно–правовой базы.

Библиографический список:

  1. Птицы против «птиц» [Электронный ресурс] URL: http://avia-simply.ru
  2. Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА – 89) [Электронный ресурс] URL:http://otpugivanie.narod.ru
  3. А.И. Рогачев А.М. Лебедев. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов. – М.: Транспорт, 1984.