Назад в библиотеку

Средства защиты от птиц воздушных судов в аэропортах

Автор: ООО «Ладья»
Источник: Аэрокосмический курьер

В последние годы в авиации все чаще употребляется термин орнитологическое обеспечение безопасности полетов. Его использование характеризует новое понимание и новый подход к решению вопросов, связанных с предотвращением летных происшествий, которые происходят из–за столкновений воздушных судов с птицами. В связи с ростом интенсивности полетов количество такого рода происшествий резко возрастает.

Широкий общественный резонанс имеют только случаи, закончившиеся трагически или получившие большую огласку в связи с их сенсационностью, как например посадка пассажирского самолета на Гудзон после столкновения с птицами под Нью–Йорком в 2009 г Большинство же таких происшествий в лучшем случае становится известным узкому кругу людей, непосредственно связанных с эксплуатацией самолетов, а также страховым компаниям.

По данным Федеральной авиационной администрации США (FAA) ежедневно происходит более 20 инцидентов, в которых участвуют гражданские самолеты. ИКАО ежегодно регистрирует порядка 5400 столкновений воздушных судов с птицами. Ущерб авиакомпаний, в результате столкновений с ВС, достигает 1 млрд. долл. в год. В этих условиях в крупных аэропортах были созданы орнитологические службы, призванные обеспечить безопасность полетов. Тем не менее далеко не всегда их работа приносит необходимый результат. Что уж говорить об аэродромах, где вопросами зашиты от птиц занимаются люди, далекие от орнитологии.

Неправильный подход к проблеме в целом заключается прежде всего в том, что защита сводится к выполнению из года в год стандартных мероприятий на летном поле с использованием определенного набора средств. Применяемые методы и стредства защиты не в полной мере соответствуют стоящим задачам, а иногда просто устарели и не обладают достаточной эффективностью или используются неправильно.

Осознание этого факта привело к тому, что к обеспечению безопасности полетов стали шире привлекать орнитологов ведущих научных организаций. В последние годы формируются системный, комплексный подход к данной проблеме, включающий в себя следующие основные этапы:

К сожалению, объем журнальной статьи не позволяет подробно остановиться на всех этих этапах. Ограничусь только кратким описанием современных технических средств защиты.

При их грамотном использовании открываются широкие возможности для предотвращения ущерба, наносимого птицами. Хотя до настоящего времени не разработана методическая база оценки эффективности этих средств, в отличии, например, от средств против грызунов. Тем не менее проведенные эксперименты и накопленный практический опыт их применения позволяют производить рациональный выбор в каждом конкретном случае.

Остановимся на некоторых наиболее важных, на наш взгляд, технических средствах, обеспечивающих безопасность полетов.

Прежде всего хотелось бы выделить биоакустические отпугиватели птиц, к которым относятся крики тревоги и бедствия отпугиваемых птиц, крики хищных и некоторые другие сигналы. Последние поколения этих отпугивателей, разработанные мировыми лидерами в данной области – фирмой Bird Gard LLC (США), обладают великолепными характеристиками. К достоинствам стационарных приборов Bird Gard Super Рrо AMP, которые применяются в аэропортах всего мира, в том числе в более чем 30 крупнейших российских, относятся следующие:

Сегодня на нашем рынке отсутствуют приборы, которые могут конкурировать по своим характеристикам и соотношению цена–качество с продукцией Bird Gard, что подтверждается повсеместным признанием их высокой эффективности в процессе эксплуатации, массой положительных письменных отзывов, испытаниями, проведенными в сотрудничестве с Московской сельскохозяйственной академией им. К.А.Тимирязева. Аэродромные службы наших аэропортов дают высокую оценку этому оборудованию. О его достоинствах говорят также результаты тендеров на поставку оборудования для защиты новых ИВПП аэропортов Пулково и Адлер, состоявшихся в 2011 г. На небольших аэродромах, а также в аэропортах с невысокой интенсивностью полетов применяются менее мощные мобильные отпугиватели птиц Bird Gard, устанавливаемые на автомашины аэродромных служб. Их использование позволяет оперативно реагировать на изменение орнитологической обстановки.

Многие специалисты отмечают, что биоакустика в сочетании с традиционными пиротехническими средствами дает значительный эффект, позволяет существенно снизить привлекательность территории для птиц. Полезно также дополнить биоакустические приборы визуальными отпугивателями, а также средствами, препятствующими посадке пернатых на имеющиеся на летном поле конструкции, на здания и сооружения аэропорта. К таким средствам относятся пластиковые или металлические шипы и появившиеся в самое последнее время отпугивающие гели.

Успехи, достигнутые в области лазерной технологии, позволили создать отпугиватели на основе лазеров красного (длина волны 650 нм), а позднее и зеленого (длина волны 532 нм) света. Наиболее успешными являются разработки американских специалистов. Это Avian Dissuader и Fly Away. Последний – безусловный лидер по показателю цена – качество. Он позволяет отпугивать не только в темное время суток, но и днем в пасмурную погоду В зависимости от освещенности эффективная дистанция воздействия на пернатых может достигать 2 км. К достоинствам лазера относятся:

Комплексная защита летных полей, разумеется, не может ограничиваться применением технических средств, а требует самых разнообразных мероприятий, включая мелиоративные работы, вырубку кустарников, скашивание травяного покрова на летном поле до оптимальной высоты, обязательную смену методов отпугивания птиц и другие. Однако в большинстве случаев без применения техники практически невозможно достичь высокого уровня орнитологической безопасности.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются аэропорты и авиаремонтные заводы, являются птицы залетающие, а иногда гнездящиеся в авиационных ангарах. Она успешно решается с помощью биоакустических, ультразвуковых и стационарных лазерных отпугивателей, а также противоприсадных средств.