Технологии клиент-серверного взаимодействия в АСУ приемной комиссии ДонНТУ
Автор: А.Ю. Исаков, О.Ю. Чередникова, С.В. Щедрин, Е.А. Ногтев
Источник: 69–я Международная студенческая научно–техническая конференция, Астрахань, 15–19 апреля 2019 года [Электронный ресурс]: материалы / Астрахан. гос. техн. ун–т. — Астрахань: Изд–во АГТУ, 2019.
Исаков А.Ю., Чередникова О.Ю., Щедрин С.В., Ногтев Е.А.
andreyyisakov@gmail.com, cherednikova@donntu.ru, do010575ssv@gmail.com
В настоящее время повышение эффективности информационных технологий, становиться всё более важной задачей. Данная статья посвящена разработке автоматизированной системы управления приемной комиссии ДонНТУ, на основе архитектуры клиент – сервер.
Клиент – сервер — это вычислительная или сетевая архитектура, в которой задания или сетевая нагрузка распределены между поставщиками услуг, называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами [1]. Возможности доступа клиента, к тем или иным сетевым сервисам, характеризуются понятием «толщины». Оно определяет конфигурацию оборудования и программное обеспечение, имеющиеся у клиента. Поэтому возникает необходимость в выборе между толстым нативным клиентом и веб-приложением.
Системы с толстым клиентом – это системы, в которых клиент решает свои задачи независимо от сервера и использует свое прикладное программное обеспечение. Именно такой способ взаимодействия использовался в АСУ Приемной комиссии до сих пор. Сеть использовалась исключительно для хранения данных, а ПО представляло собой desktop-приложение на языке программирования C#. Схема толстого клиента приведена на рисунке 1.
![Рисунок 1 – Схема толстого клиента](images/article2_pic1.png)
Рисунок 1 – Схема толстого клиента
Системы с тонким клиентом – это системы, в которых клиент, решая свои задачи на сервере прибегает к прикладному программному обеспечению, размещенном на сервере [1]. Для работы тонкого клиента достаточно лишь компьютера с браузером, в окне которого и осуществляются работа с веб-приложением. В наиболее общем виде процесс «запрос — ответ» состоит из просьбы браузера к веб-серверу отправить ему веб-страницу и выполнения данной просьбы [2]. По этой причине браузер часто называют "универсальным клиентом". Основным языком веб-клиентов является HTML в сочетании с CSS. Для написания серверной логики, которая способна отображать необходимый HTML и обрабатывать данные, используются такие языки сценариев, как PHP, Perl и Python. Схеме тонкого клиента приведена на рисунке 2.
![Рисунок 2 – Схема тонкого клиента](images/article2_pic2.png)
Рисунок 2 – Схема тонкого клиента
Каждое из этих решений обладает своими преимуществами и недостатками. Проанализируем их с учетом задач, стоящих перед АСУ приемной комиссии, а именно организацией приема документов от абитуриентов.
- Организация интерфейса приложения. Толстые клиенты имеют возможность предоставить мощный графический пользовательский интерфейс. Для систем электронного документооборота данный критерий некритичен, ключевым требованием к интерфейсу являются – простота и удобство, что обеспечивается тонким клиентом.
- Организация АРМ оператора с учетом компьютеров различной мощности и конфигурации. Кроссплатформенность тонких клиентов позволяет полноценно работать с веб-приложением независимо от того с какого устройства пользователь зашел и какая операционная система у него установлена. Меньшее количество требований к оборудованию конечных пользователей является одним из главных преимуществ тонких клиентов по сравнению с толстыми клиентами. Снижаются и начальные затраты на приобретение ПК, поскольку требования к их конфигурации минимальны [3]. Клиенты зависят исключительно от аппаратных ресурсов сервера.
- Необходимость регулярного обновления ПО АСУ. Веб-приложение - это программа, которую не надо устанавливать, обновлять. Оно всегда доступно в окне браузера.
- Экономическая эффективность. Важно подчеркнуть дешевизну как заметное преимущество тонких клиентов. Оптимизация аппаратных ресурсов, снижение затрат на обслуживание и повышение безопасности обеспечивают экономическую эффективность, особенно по сравнению с толстыми клиентами. Эта является причиной того, что клиент-серверные архитектуры, основанные на тонких клиентах, имеет смысл использовать в сфере образования, где финансовые ресурсы имеют решающее значение.
- Возможность оператору работать одновременно с несколькими окнами. Например, когда при вводе информации об абитуриенте необходимо срочно изменить данные другого абитуриента. В случае настольного приложения для этого потребуется запустить еще один экземпляр приложения. При разработке веб-приложения достаточно открыть его в новой вкладке.
- Защита информации. Одна из самых важных задач для АСУ приемной комиссии. Т.к. все данные при обеих технологиях хранятся на сервере, то выбор технологии не влияет на их защищенность.
- Скорость обработки запросов к БД. При организации системы как толстого клиента обработка данных и другие аппаратные функции выполняются в основном на стороне клиента, в тонком клиенте это происходит на стороне сервере, что существенно ускоряет время отклика системы и нагрузку на сетевые ресурсы.
- Разграничение прав и ролей пользователей. Реализация этой задачи в desktop-приложении привела к существенному увеличению объема системы, а также к разработке нескольких отдельных приложений для различных задач определенных ролей (составление всевозможных отчетов, протоколов, планов). При веб-разработке все эти задачи намного легче реализовать как один сайт, на котором сервер определяет интерфейс, зависящий от прав и ролей пользователя.
Проанализировав оба варианта, можно сделать вывод, что преимущества тонкого клиента, являются более существенными, по отношению к задачам, стоящим перед программным комплексом приемной комиссии.
Литература
1. Бройдо, В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации / В.Л. Бройдо, О.П. Ильина. - М.: Питер, 2016. - 560 c.
2. Никсон, Р. Создаем динамические веб-сайты с помощью PHP, MySQL, JavaScript, CSS и HTML5 / Р. Никсон. - М.: Питер, 2017. - 698 c.
3. Омельяненко, А. Технология "тонкий клиент" как инструмент повышения эффективности инвестиций в ИТ-инфраструктуру / А. Омельяненко // Сетевые решения. - 2005. - №12