← В библиотеку

Метод расшифровки с применением алгоритма роевого интеллекта для решения проблемы маршрутизации в логистике транспортных средств холодной цепи


Сяолей Лян1*, Юань Сунь1, Мендан Тянь1, Вэньфэн Чжоу1

1 Школа автомобильной и транспортной инженерии, Уханьский университет науки и Технология, Ухань, Хубэй, 430081, Китай

* Адрес электронной почты автора: liangxiaolei@wust.edu.cn

Аннотация: Чтобы применить алгоритмы роевого интеллекта для решения проблемы маршрутизации транспортных средств холодной цепи эффективно и удобно, был предложен упрощенный метод расшифровки. Основываясь на общей форме кодирования в непрерывном пространстве для алгоритмов роевого интеллекта, процесс расшифровки был разделен на три части: расшифровка последовательности обслуживания клиентов, назначение клиента и определение маршрута каждого транспортного средства, круговой расчет и вывод всей схемы. Нет необходимости разрабатывать новую форму кодирования для эффективного решения проблемы. Были проведены эксперименты на двух примерах с использованием выведенной метода расшифровки внедренного в 9 различных алгоритмов для проверки его производительности. Результаты показали, что этот метод может быть использован в алгоритмах роевого интеллекта для решения проблемы маршрутизации транспортных средств холодной цепи. Кроме того можно заметить, что разные алгоритмы показали разные характеристики из-за своих механизмов поиска, хотя они были основаны на одном и том же методе декодирования.

Автор перевода: Хубеджев Д.П.


1. Введение

Логистика холодной цепи развивалась на протяжении 80 лет для формирования ее современной системы. Сюй [1] и Кейзер [2] рассматривают такие факторы влияния, как скоропортящийся продукт и энергопотребление продуктов, и предоставляют модель для снижения стоимости транспортировки. Основываясь на анализе проблем временного ограничения и планирования производства скоропортящихся продуктов. Чен [3] и его соавторы построили нелинейную математическую модель и ввели гибридный алгоритм, сочетающий метод Нелдера-Мида и эвристический алгоритм, для ее решения. Куо [4] и его соавторы предложили модель мультитемпературного распределения, основанную на степени воздействия температуры на скоропортящиеся продукты. Рассматривая характеристики скоропортящихся пищевых продуктов, Ши и Фу [5] ввели изменяющийся во времени фактор распределительной сети для исследования местоположения распределения и оптимизации пути транспортировки, и построили имитационную модель в изменяющихся во времени условиях.

Хотя некоторые алгоритмы роевого интеллекта были применены для решения проблемы, их метод кодирования является сложным и неэффективным. Таким образом, в этой статье предлагается упрощенный метод расшифровки, который сохраняет основной режим кодирования, но вводит эвристический метод для реализации назначения клиента и графика транспортного средства для логистики холодной цепи.

2. Оптимизация модели маршрутизации транспортных средств для распределения по технологии холодной цепи.

2.1 Вступление

2.1.1 Стоимость транспортировки

Процесс логистической дистрибуции холодной цепи заключается в том, что продукты доставляются из центра логистической дистрибуции покупателям на рефрижераторных транспортных средствах. Предполагается, что спрос каждого клиента и местоположение заданы. Кроме того, существует ограничение по времени на время доставки клиенту. Товары могут быть доставлены немедленно, если время прибытия транспортного средства находится в пределах временного интервала. Если нет, они также могут быть доставлены, но штраф должен быть оплачен. Задача состоит в том, чтобы создать экономичный план распределения транспортных средств, для минимизации общей стоимости.

2.1.2 Определение параметров

На основе теории графов логистическая сеть холодной цепи может быть определена как: G=(V, D), где V=(v0v1v2, …, vn) это набор точек дистрибуции и клиентов. v0 представляет центр дистрибуции, а vi (i=1, 2, 3, …, n) представляет i-того клиента.
D=((vi, vj): vi, vj) — множество всех отрезков пути.

m: количество транспортных средств доставки, доступных в центре распределения;

N: общее количество клиентов;

fk: фиксированная стоимость k-го транспортного средства;

Qk: максимальная грузоподъемность k-го транспортного средства;

cij: стоимость перевозки автомобиля на участке дороги (vi,vj);

xijk: если k-й автомобиль проходит путь (vi, vj), xijk = 1, в противном случае xijk = 0;

yijk: если k-й автомобиль обслуживает клиента i, yijk = 1, в противном случае yijk = 0;

dij: расстояние между клиентами i и j;

qi: спрос клиента i;

p: стоимость единицы товара;

t0t: время отправления k-го транспортного средства доставки из центра дистрибуции;

t1t: время, когда k-й автомобиль прибывает к клиенту i;

ei, li (i=1, 2, 3, …, n): границы времени доставки, в которые клиент может принять заказ;

a: штрафной коэффициент за раннее прибытие;

b: штрафной коэффициент за задержку прибытия.

2.2. Математическая модель

2.2.1. Стоимость транспортировки

В процессе логистического распределения холодной цепи, транспортные расходы и удовлетворенность клиентов являются основными факторами, влияющими на ситуацию. Затраты на распространение, вовлеченные в это исследование, показаны следующим образом:

  1. Стоимость транспортировки

Логистика холодных цепей предъявляет более высокие требования к транспортным средствам и холодильному оборудованию, поэтому ее транспортные расходы выше, чем у обычных транспортных средств. Как правило, транспортные расходы распределительных транспортных средств включают в себя расход топлива, расходы на техническое обслуживание, трудозатраты и т. д., которые пропорциональны расстоянию перемещения транспортного средства. Упрощенная формула, используемая в этом исследовании, показана ниже:



(1)
  1. Размер штрафа

В отличие от общей логистики, качество товаров более чувствительно ко времени в логистике холодной цепи. Клиенты часто имеют строгие ограничения по срокам доставки, чтобы получить более высокий доход и уровень обслуживания. Однако, в процессе фактического распространения многие неожиданные события и факторы, такие как пробки, изменения погоды, будут нарушать план распределения транспортного средства. Таким образом, время доставки продукции холодной цепи можно разделить на: раннюю доставку, своевременную доставку и задержанную доставку в зависимости от реальных ситуаций.

объединив эти три ситуации, штраф клиента может быть выражен как:



(2)

Общая стоимость штрафа для всех транспортных средств выглядит следующим образом:



(3)
  1. Фиксированная стоимость транспортных средств

Фиксированная стоимость в основном относится к затратам на отправку каждого транспортного средства, включая потерю транспортного средства, стоимость рабочей силы и так далее. Предполагая, что имеется m транспортных средств (k = 1, 2,…, m) для обслуживания n клиентов, фиксированная стоимость k-го транспортного средства равна fk, общая фиксированная стоимость составляет:



(4)

2.2.2. Модель

Согласно приведенному выше анализу затрат, обобщенная функция задачи маршрутизации транспортных средств логистики холодной цепи определяется как:




(5)


(6)


(7)


(8)


(9)

Ei ≤ tik ≤ Li
(10)

Формула (6) представляет лимиты общей нагрузки транспортного средства; формула (7) показывает, что каждый автомобиль может одновременно обслуживать только одного клиента; формулы (8) и (9) показывают, что если транспортное средство проходит точку спроса, оно должно ее обслуживать; формула (10) указывает пределы временного ограничения.

3. Методология

3.1. Анализ поисковых характеристик алгоритмом роевого интеллекта

В процессе работы алгоритма роевого интеллекта каждый индивид представляет допустимое решение в допустимом доменном пространстве. Благодаря коллективному сотрудничеству индивиды постоянно корректируют свои позиции и обновляют информацию о возможных решениях. Оценка качества возможных решений основывается на функции пригодности или целевой функции. В рамках алгоритма роевого интеллекта глобальный поиск и локальный поиск являются двумя важными компонентами. Различные алгоритмы роевого интеллекта имеют разные механизмы поведения в глобальном поиске и локальном поиске, но вычислительная структура одинакова. Следовательно, метод кодирования универсален при использовании алгоритма разведки роя для оптимизации проблемы.

3.2 Индивидуальный метод кодирования

Модель задачи распределения холодной цепи относится к проблеме маршрутизации транспортного средства с ограничениями по пропускной способности и временному ограничению. Необходимо ограничить количество транспортных средств и маршрутов дистрибуции в соответствии с ограничениями. Задача оптимизации маршрутов дистрибуции также является задачей оптимизации дискретного пространства. Чтобы избежать изменения отдельных правил кодирования, здесь предлагается метод расшифровки с эвристическим методом для сопоставления отдельного выражения с пространством решения задачи, а затем для получения количества транспортных средств и схем маршрутизации из отдельного представления. Для индивидуальной структуры в алгоритме роевого интеллекта индивидуальное выражение все еще принимает традиционный метод кодирования непрерывного пространства. Любой индивид может быть представлен как x=(xi1, xi2, … xiD)T, где i представляет любого индивида, а D представляет количество клиентов.

На основе индивидуального выражения новый процесс расшифровки делится на три этапа:

Таблица 1 Позиционная расшифровка индивидуальной информации

xi xi1 xi2 xij xiD
S s1 s2 sj sD

Следует отметить, что алгоритмы роевого интеллекта, особенно те, которые ищут в непрерывном пространстве, имеют много общего в формах кодирования и поиска. Следовательно, процессы декодирования подходят для другого алгоритма роевого интеллекта с такими же характеристиками для решения этого типа проблемы.

4. Тематическое исследование

4.1 Экспериментальные установки

Чтобы проверить производительность метода кодирования, представлены два разных случая: средние проблемы с 30 клиентами и крупные проблемы с 50 клиентами. Предоставлена такая информация, как координата точки (xiyi), ее запрос, время работы и временное границы для передачи. По данным эксплуатационной работы и опросов, данные по вышеуказанным случаям генерируются случайным образом.

Для сравнения производительности метода кодирования в различных алгоритмах для задачи оптимизации маршрутов холодной цепи выбраны девять алгоритмов роевого интеллекта. Выбранные алгоритмы и настройки показаны в Таблице 2, включая CLPSO, BBO, FA, ABC, CS, BFO, BA, SNSO и GA. Во всех экспериментах численность населения составляет 30.

Алгоритм: Стратегия назначения клиентов с учетом ограничений по мощности

Входные параметры: массив S, ограничение по грузоподъемности L, запрос клиента N

Выходные параметры: маршрут R

BEGIN

  1. Инициализируем транспортные средства k=1, клиентов j=1, загруженность автомобиля C(k)=0

  2. FOR kϵN+ DO

  3. WHILE (jразмер(S))

  4. Добавить клиента Sj к маршруту транспорта k: R(k)Sj;

  5. Добавить запрос клиента Sj к нагрузке k-го транспорта: С(k) ←N(Sj);

  6. IF (C(k) ≥ L)

  7. Удалить клиента Sj из маршрута транспорта k: R(k)  ← ⌀;

  8. Удалить запрос клиента Sj к нагрузке k-го транспорта: С(k)  ← ⌀;

  9. k++, j--;

  10. GOTO Step 2;

  11. ELSE IF (j= размер(S))

  12. GOTO Step 15;

  13. END IF

  14. j++;

  15. END

  16. END WHILE

  17. END FOR

END

Рисунок 1. Процесс назначение клиента с учетом ограничения по грузоподъемности

Таблица 2. Сравнение алгоритмов и параметров

Alg. Parameters Alg. Parameters

CALPSO

BBO

FA

ABC

CS

C=1.5, ωmax=0.95, ωmax=0.4, m=5

I=E=1

α=0.5, β=0.2, y=1

limit=100

Pa=0.25, α=0.5, β=3/2

BFO

BA

SNSO

GA

Ne=10, Nr=10, Nc=10, Ns=10, C=0.01, Ped=0.9

α=0.9, y=0.5, r=0.5, A=0.25

PN= PR=0.2

Pc=0.9, Pm=0.01

4.2. Результаты и анализ

Из статистических результатов (таблица 3) видно, что точность большинства алгоритмов близка в среднем масштабе. В частности, точность и стабильность поискового решения, полученного ABC, CS, SNSO и GA, немного лучше, чем у других алгоритмов роевого интеллекта. Кривые на рисунке 2 показывают, что ABC, CS, SNSO и GA быстро сходятся на ранней стадии, что указывает на то, что эти алгоритмы обладают хорошими возможностями глобального поиска на ранней стадии и могут быстро найти оптимальный регион для его изучения.

Тем не менее, для результатов случая с большими размерностями (таблица 4) можно сделать вывод, что при увеличении масштаба задачи характеристики алгоритмов различаются. BBO, ABC и SNSO получают результаты и работают лучше, чем другие. С увеличением масштаба задач усложняется оптимизация, а также увеличивается потребность в поисковой способности алгоритмов. Сравнение кривых сходимости (рис. 3) также показывает, что алгоритмы BFO, BA и FA имеют недостаточную способность непрерывного поиска в решении этой проблемы. После некоторых этапов локального поиска на ранней стадии их популяция застаивается в средний и более поздние периоды и не может вырваться из области локального экстремума. Однако кривые сходимости BBO, ABC и SNSO продолжают снижаться. Это означает, что они могут глубоко исследовать пространство решений, что приводит к более высокой точности, по сравнению с другими алгоритмами.

Посредством вышеприведенного анализа можно сделать вывод, что схема кодирования и расшифровки, разработанная в этой статье, может быть применена для решения задачи оптимизации маршрутизации логистического распределения холодной цепи, используя алгоритмы роевого интеллекта. Большинство алгоритмов могут получить приближенное к оптимальному решение и иметь хорошую применимость.

Таблица 3. Результаты случая 1

Alg. Max Min Median STD

CALPSO

BBO

FA

ABC

CS

BFO

BA

SNSO

GA

4481.73

4400.33

4426.23

4331.53

4324.03

4619.92

4544.98

4371.18

4376.82

4330.50

4299.26

4319.28

4299.26

4299.26

4389.70

4318.09

4299.26

4299.26

4388.52

4315.80

4373.49

4299.26

4305.02

4499.88

4434.08

4309.27

43.28.61

40.60

23.70

22.48

7.55

7.24

64.63

54.37

21.70

24.03

Таблица 4. Результаты случая 2

Alg. Max Min Median STD

CALPSO

BBO

FA

ABC

CS

BFO

BA

SNSO

GA

4481.73

4400.33

4426.23

4331.53

4324.03

4619.92

4544.98

4371.18

4376.82

4330.50

4299.26

4319.28

4299.26

4299.26

4389.70

4318.09

4299.26

4299.26

4388.52

4315.80

4373.49

4299.26

4305.02

4499.99

4434.08

4309.27

4328.61

40.60

23.70

22.48

7.55

7.24

64.63

54.37

21.70

24.03





Рисунок 2. Сравнение кривых сходимости алгоритмов в случае 1 Рисунок 3. Сравнение кривых сходимости алгоритмов в случае 2

5. Вывод

В этой статье было представлено, как использовать алгоритмы роевого интеллекта для оптимизации распределения рефрижераторных транспортных средств в логистике холодной цепи. Новый метод расшифровки разработан путем объединения алгоритма роевого интеллекта с особенностями проблемы. В ходе экспериментов, включающих средние и сложные случаи, были проанализированы 9 интеллектуальных алгоритмов для решения проблемы с введенным методом. Результаты показывают, что общая модель проблемы может быть решена с использованием некоторых алгоритмов роевого интеллекта в соответствии с методом обеспечения расшифровки и работает эффективно.

Благодарность

Эта работа была частично поддержана Национальным фондом естественных наук Китая (№ 61603280), Фондом фонда для молодых учителей WUST (№ 2016xz029) и Программой обучения студентов и новаторов в провинции Хубэй (№ 201610488045).

Список литературы

[1] Hsu C.I, Hung S.F, Li H.C. (2007). Проблема маршрутизации транспортных средств с временными границами для доставки скоропортящихся продуктов. J. Food Eng., 80 (2): 465-475.
[2] Keizer, M. D., Haijema, R., Bloemhof, J. M., Jack G.A.J. van der Vorst. (2015). Гибридная оптимизация и моделирование для создания логистической сети для распределения скоропортящихся продуктов. Comput. Ind. Eng., 88: 26-38.
[3] Chen, H.K., Hsueh, C.F., Chang, M.S. (2009). Планирование производства и маршрутизация транспортных средств с временными границами для скоропортящихся пищевых продуктов. Comput. Oper. Res., 36(7): 2311-2319.
[4] Juchia, K., Chen, M.C. (2010). Разработка современной многотемпературной распределительной системы для пищевой холодной цепи. Food Control, 21 (4): 559-566.
[5] Shi Z., Fu, Z .. (2013). Задача оптимизации маршрутизации из места распространения продовольственной холодной цепи с временным интервалом в изменяющейся во времени сети. Appl. Res. Comput., 30(1): 183-188.