Требования к информационной системе управления учебным процессом вуза
Андреев В.В., Герова Н.В.
На современном отечественном рынке автоматизированных информационных систем (АИС) управления учебным процессом представлено достаточно большое количество решений. АИС управления учебным процессом в основном решают задачи конкретного учебного заведения с учетом специфики организации учебного процесса, в том числе оптимизации и управления документооборотом. В условиях реформирования системы высшего профессионального образования и постановки задачи повышения качества образования возрастает потребность в разработке модульной иерархической автоматизированной информационной интегрированной системы на основе единого подхода к проектированию подсистем.
Рассмотрим некоторые АИС управления учебным процессом.
АИС управления учебным процессом Московского института стали и сплавов включает ряд
подсистем: Управление контингентом учащихся
, Учет текущей успеваемости и
посещаемости
, Расчет стипендии
, Планирование учебного
процесса
. Основными пользователями являются: деканаты, кафедры и учебнометодическое
управление; управления бухгалтерского учета и финансового контроля; управление довузовского и
дополнительного образования; управление приема и приемная комиссия; студенческий отдел кадров.
Система обеспечивает сквозной учет контингента учащихся в соответствующих службах и структурных
подразделениях вуза и решает следующие задачи: ведение единой картотеки учащихся, накопление
истории изменений данных об учащемся и истории взаимоотношений с ним, в том числе формируемых
автоматически на основе приказов и распоряжений; формирование стандартных форм отчетности и
ведение результатов рейтингового тестирования абитуриентов по каждому предмету с возможностью
расчета итогового рейтинга и формирования конкурсного ряда; формирование и сопровождение учебных
планов по направлениям с учетом приоритетов, установленных методическим советом университета;
расчет учебной нагрузки по кафедрам; оперативный аналитический учет и контроль текущей
успеваемости студентов и посещения ими занятий.
Информационная система (ИС) учебноуправленческой деятельности Белгородской государственной технологической академии выполнена в соответствии с клиентсерверной технологией, что позволяет обеспечить совместный доступ к данным с различных рабочих станций под управлением Microsoft SQLсервера. Охватываются не только деканаты вуза, но и другие зависимые подразделения (бухгалтерия, учебнометодическое управление, кафедры, приемная комиссия и т.д.). Это позволяет оперативно вводить, корректировать, удалять необходимую информацию непосредственно в подразделениях, выполняющих часть общей работы. Раздельный доступ к данным обеспечивается системой паролей. Функциональные возможности ИС: общий список студентов; добавление, корректировка, удаление данных; просмотр данных списком и в виде карточки; поиск по любому параметру; фильтр (выборка данных) по любому параметру; упорядочение; ведение справочников (факультеты, кафедры, специальности, дисциплины и т.д.); печать стандартных документов; списки групп; аттестационная ведомость групп; ввод оценок; бланк журнала успеваемости; справка об обучении студента в данном вузе; справка для отдела кадров; список на получение страховых полисов; список студентов, проживающих в общежитии; печать произвольных документов с указанием любых параметров; формирование и печать приложений к диплому утвержденного образца; журнал успеваемости; ведомость задолжников; учет начисления стипендии; ведение списков академотпускников, отчисленных студентов и выпускников; перевод на следующий курс; формирование отчетов для пенсионного фонда; автоматизация работы приемной комиссии; ведение списка абитуриентов аналогично списку студентов; формирование и печать экзаменационных ведомостей; процедура резервного копирования данных. В качестве инструмента разработки ИС выбран Borland Delphi. Обмен информацией осуществляется при помощи SQLзапросов.
АИС Университет
Ставропольского государственного университета представляет
собой комплекс программ, объединенных в единую информационную среду и позволяющих
автоматизировать процессы, связанные с управлением деятельностью вуза. Система ориентирована на
сетевую среду и позволяет использовать многопользовательский режим. Функции системы: комплексный
мониторинг деятельности вуза; менеджмент качества учебного процесса; хранение и обработка
информации о студенческом и кадровом составах вуза, научнометодической деятельности сотрудников;
расчет часов и распределение учебной нагрузки, оптимизация штатного состава; автоматизация
делопроизводства, хранение, анализ плановграфиков, расписания учебных занятий и экзаменационных
сессий; автоматизированное формирование расписания учебных занятий; распределение учебной
нагрузки и аудиторного фонда с учетом особенностей учебного процесса, расположения корпусов,
пожеланий преподавателей. Система поддерживает базу всероссийских и университетских
классификаторов и справочников, необходимых для проведения научных исследований и опубликования
научных достижений. В качестве СУБД используется Microsoft SQL Server 2000.
ИС Вектор
Российского нового университета (г. Москва) предназначена для
повышения качества обучения, эффективности управления вузом и филиалами, управления процессом
обучения в вузе с разветвленной структурой, учета кадровой, финансовой и иной информации о
студентах. Эта система создана на основе технологии Microsoft .NET. В ИС Вектор
предусмотрено разграничение прав доступа участников учебного процесса к данным и функциям
системы, их защита и безопасность.
ИС Вектор
обеспечивает: автоматизацию большинства этапов управления
делопроизводством и документооборотом; повышение надежности и эффективности обработки
информации; осуществление оперативного, достоверного учета, анализа и контроля деятельности
служб вуза; повышение качества информационного обеспечения руководителей разных уровней;
оперативный обмен управленческой информацией между структурными подразделениями вуза. С помощью
ИС решаются задачи: сбор, передача, накопление и анализ информации от различных структурных
подразделений вуза, факультетов, отделов, преподавателей и студентов; накопление кадровой
информации о студенте от поступления его в вуз до выпуска; мониторинг организации и
осуществления образовательного процесса в вузе; учет и анализ результатов текущего контроля,
промежуточной и итоговой аттестации студентов; контроль за движением студенческого контингента.
Основными структурными элементами ИС Смоленского гуманитарного университета являются информационнотелекоммуникационная сеть и информационный фонд. Информационный фонд представляет собой совокупность БД, содержащих сведения из различных областей и сфер деятельности университета, электронных каталогов, специального и общего ПО, а также любой другой информации, представленной в электронном виде и используемой в учебном процессе, научноисследовательской деятельности или в сфере управления вузом. Основными объектами ИС являются: нормативносправочная информация; административноуправленческая информация; информационнообразовательные ресурсы; исходные данные и результаты решения задач управления и обучения. Данная ИС применяется для решения двух основных задач: информационное обеспечение учебного процесса и научных исследований; автоматизация деятельности должностных лиц университета при решении задач управления учебным заведением.
ИС Университет
Липецкого государственного педагогического университета
позволяет накапливать и обрабатывать информацию об учебной и научной деятельности,
автоматизировать процессы управления, формировать множество форм отчетностей, анализировать
параметры учебной и научной деятельности вуза. В состав ИС входят следующие компоненты: учебный
план; нагрузка; расписание; успеваемость; подготовительное отделение; приемная комиссия; отдел
кадров студентов и преподавателей; деканат; кафедры; наука; система качества. Информационная
система Университет
разработана на базе MS Access. В системе используются
стандартные элементы управления и меню, хорошо знакомые любому пользователю MS Windows и MS
Office. Она может работать как автономно, так и в локальной вычислительной сети вуза. Защита
данных обеспечивается средствами MS Access на уровне пользователя.
Организация управления учебным процессом института информатики и телематики Хакасского
государственного университета (г. Абакан) на основе рейтинговой системы контроля и
оценки знаний студентов предполагает проведение автоматизированного итогового контроля, наличие
контроля и учета остаточных знаний, умений и навыков студентов. Данная АСУ работает с
центральной БД по модели клиент–сервер
и включает в себя следующие
возможности: просмотр текущего рейтинга студента, группы, потока по каждой охваченной системой
дисциплине; просмотр итоговых сводных данных сложной структуры в виде диаграмм, графиков на
мониторе или в твердых копиях; динамическое формирование webстраниц на основе текущей и итоговой
информации, предоставляющее возможность просмотра этой информации с любого компьютера, входящего
в Интернет; ведение электронного журнала для автоматизации расчета и предоставления необходимых
сведений о результатах проведения занятий по конкретным дисциплинам.
ИС Управление качеством учебного процесса. Учет успеваемости и посещаемости
Самарского государственного технического университета предназначена для предоставления
сравнительной и аналитической информации с целью повышения качества учебного процесса
университета, планирования и принятия решений руководством, повышения оперативности получения
информации и ее достоверности. Система имеет следующие функциональные возможности: учет и анализ
успеваемости и посещаемости студентов; формирование и ведение списка специальностей и дисциплин
всего университета, поддержание актуальности вводимых данных; оперативное получение актуальной
информации в автоматическом режиме; учет успеваемости как по 5балльной, так и по 100-балльной
системе; формирование групп пользователей с присвоением каждому из них пределенных прав доступа
к информации; создание разнообразных статистических и аналитических отчетов для всех групп
пользователей; контроль работы пользователей в системе. К работе в ИС подключены все кафедры
университета. В ИС пользователи и их рабочие возможности разделены на группы.
В Волгоградском государственном техническом университете создана информационная среда,
содержащая следующие компоненты: нормативносправочная информация вуза (факультеты, кафедры,
направления обучения, состав локальной сети АСУ вуза); текущее состояние информационной среды
(личные карточки студентов, текущая успеваемость студентов, список дисциплин по контрольным
неделям, успеваемость студентов в сессию, учебные планы подготовки студентов); выходные данные
(ведомость по текущей успеваемости в учебной группе, ведомость по успеваемости студентов в
сессию, данные о назначении стипендии). Для повышения качества обучения студентов и улучшения
контроля за ходом учебного процесса введена рейтинговая система оценки успеваемости студентов.
Поддержка рейтинговой системы оценки знаний студентов обеспечивается автоматизированной системой
мониторинга их успеваемости в виде АРМов в локальной сети. В состав АРМов входят АРМ
Ректор
и АРМ Деканат
.
Обзор существующих АИС управления учебным процессом в системе высшего профессионального образования показал, что в последние годы вузами активно разрабатываются АИС, ИС, АРМы и др. для управления учебным процессом. Однако анализ структуры и организации АИС различных вузов позволяет сделать вывод, что университетские системы управления учебным процессом не имеют общих стандартизированных подходов к построению в условиях перехода высшего профессионального образования на двухуровневую систему образования.
Определим требования, которым должны отвечать современные АИС управления учебным процессом вуза:
- модульное построение АИС, обеспечивающее наращиваемость и заменяемость модулей системы;
- единая технологическая база на основе единого ядра в рамках информационного пространства вуза;
- единая БД контингента вуза, исключающая дублирование информации;
- оперативный доступ к единой БД с разделением прав пользователей;
- формирование электронного портфолио студента и его сопровождение в БД при двухуровневом (многоуровневом) образовании;
- формирование банка данных по документообороту вуза;
- формирование рейтинга студента по технологическим картам дисциплин в соответствии с Болонской системой образования;
- формирование рейтинга профессорско-преподавательского состава с учетом новой системы оплаты труда.
В соответствии с упомянутыми требованиями к АИС в Рязанском государственном университете им.
С.А. Есенина реализованы алгоритмы информационных подсистем Рейтинговая система
учета успеваемости студентов
(авторы: Андреев В.В., Герова Н.В., Ведерникова М.И.,
Гордеев А.Д., Сафонов К.А.) и Рейтинговая система профессорско-преподавательского состава
университета
(авторы: Андреев В.В., Герова Н.В., Ведерникова М.И., Гордеев А.Д.,
Тебенькова Т.В.). Программы зарегистрированы в Реестре программ для ЭВМ 20 августа 2009 г.
Свидетельства о регистрации № 2009614421 и № 2009614422 соответственно.
В связи с тем, что большинство перечисленных требований к современным АИС управления учебным процессом вуза не реализованы в рассмотренных разработках российских вузов, необходимость дальнейшей работы в данном направлении не вызывает сомнений и требует фундаментальных исследований в области автоматизации управления учебным процессом в условиях перехода на двухуровневую систему образования.