УДК 338.264, 004.031.2

Системы автоматизированного учета эффективности рабочего времени сотрудников

Липова Э.Е., Шумаева Е.А.

Общая постановка проблемы

Постановка проблемы. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на данный момент имеет место тенденция к автоматизированию рабочих мест, что приводит к сложностям с пониманием того, как действует команда, ее компетентностью, производительностью, которые приводят к дополнительным расходам.

Анализ предыдущих исследований и публикаций. Данная проблема в различное время исследовалась такими авторами, как Д. Татаринов, Т. Горячев и др.

Целью исследования является анализ систем автоматизированного учета рабочего времени при работе сотрудников за компьютером.

Основные результаты исследования

Согласно трудовому законодательству организация учета рабочего времени, фактически отработанного персоналом, является обязанностью собственника или уполномоченного им органа субъектов хозяйствования всех форм собственности. Поэтому особую важность приобретают процессы оценки и учета продуктивности каждого сотрудника.

Исследовательская группа HeadHunter, провела опрос, в ходе которого были получены данные о том, как персонал различных компаний ежедневно использует рабочее время в личных целях:

  • 64% работников тратят от 15 минут до одного часа в день на личные цели;
  • 46% ежедневно читают личную почту или новости;
  • 33% общаются по личным вопросам в мессенджерах;
  • 26% тратят рабочее время на просиживание в социальных сетях [1]. Приведенная статистика показывает, что без применения определенных мер по контролю за сотрудниками предприятие понесет расходы на оплату непродуктивного рабочего времени, разработка проектов будет замедлена.

Вместе с тем актуальной являются проблемы мошенничества сотрудников и кражи таких корпоративных данных, как базы клиентов, данных о финансовом состоянии компании и т.д. Все это влечет за собой существенный урон финансовому положению компании.

В настоящее время для решения вышеуказанных проблем предлагается использовать автоматизированную систему учёта рабочего времени, которая предоставляет возможность контроля производительной работы за компьютером, как сотрудников, находящихся непосредственно в офисе, так и работающих удаленно.

Преимуществами использования таких программных продуктов являются:

  • системы контроля персонала позволяют руководителям точно знать, насколько продуктивно работают наёмные сотрудники и что конкретно они делают на своих рабочих местах;
  • сотрудники службы безопасности имеют возможность анализировать действия сотрудников и выявлять тех, чья деятельность вредит компании или противоречит политикам безопасности;
  • инженеры IT-отдела располагают информацией, которая даст представление о деятельности пользователей до возникновения проблем и сбоев на компьютерах [2].

Рассмотрим способы и методы, которые позволяют с помощью различных программ отслеживать продуктивность работы сотрудников:

  1. Деление программ, которые открывает пользователь, на эффективные и неэффективные. При этом велика вероятность обмана, так как есть возможность открыть видеоплеер на весь экран, при этом окно полезного приложения поместить в угол экрана и оставить активным;
  2. Считывание количества нажатий в активном приложении. В данном случае сотрудник может прикрепить к мышке, например, механическую игрушку, которая будет нажимать на кнопки.
  3. Подключение кейлоггера - программного модуля, определяющего, какие клавиши нажимает пользователь. Данный способ при использовании с предыдущим является эффективным.
  4. Снятие скриншотов рабочего стола с установленной периодичностью. В данном случае сотрудник должен узнать период и успевать запускать полезные программы.
  5. Сбор информация о посещённых сайтах может быть полезна как для оценки продуктивности, так и для отслеживания нарушений, например, поиска работы.
  6. Создание собственных категорий эффективности программ и веб-страниц для отдела или сотрудника.
  7. Контроль нарушений и подозрительных событий онлайн.
  8. Формирование отчетов по началу, длительности, интенсивности рабочем времени, программам и сайтах, активности, нарушениях могут формироваться отчеты по их началу, длительности, интенсивности.
  9. Просмотр действий сотрудника через удаленный доступ к его компьютеру и видео его работы с конкретной программой или сайтом, а также запись видео с экранов. Важно отметить, что собранные видеоматериалы занимают большое количество места на носителе, следовательно, необходимо учитывать возможности сжатия записи системой.
  10. Снятие скриншотов веб-камер, которое позволят точно знать местоположение сотрудника и род его занятий.
  11. Перехват отправленных и принятых сообщений (почта, мессенджеры), удалённое управление ПК сотрудников, перехват отправляемых на печать документов, что позволит осуществлять полноценную профилактику возможных нарушений.

В настоящее время для автоматизированного учета рабочего времени используются такие программные продукты, как Kickidler, Yaware, NeoSpy, сравнительный анализ которых приведен в таблице 1 [3].

Таблица 1. Сравнительная характеристика функциональных возможностей программных продуктов Kickidler, Yaware, NeoSpy

Функциональные возможности Kickidler Yaware NeoSpy
Информация о программах + + +
Информация о посещённых сайтах + + +
Активность сотрудника + + -
Отчеты по рабочему времени + + -
Отчеты по программам и сайтам + + +
Отчеты по активности + - -
Собственные категории эффективности + - -
Кейлоггер + - +
Онлайн-кейлоггер + - -
Контроль нарушений + - -
Отчеты по нарушениям + - -
Запись видео с экранов + - -
Просмотр действий + - -
Снятие скриншотов + + +
Снятие скриншотов веб-камер - +
Перехват сообщений - - +
Удалённое управление + - -
Перехват документов - - +

Результаты сравнительного анализа показывают, что достоинством Kickidler является уникальный объем функциональных возможностей при отсутствии функций перехвата документов, сообщений и снятия скриншотов веб-камер. Yaware предоставляет базовый функционал. NeoSpy следит за деятельностью сотрудника в программах и на Web-ресурсах, предоставляет возможность знать о нарушениях с помощью перехвата сообщений и документов, но не формирует отчетности об активности и рабочем времени.

Выводы

Таким образом, системы автоматизированного учета рабочего времени предоставляют возможность наиболее эффективно решать вопросы учета продуктивности, которые являются самыми важными элементами в контроле качества и производительности работы персонала.