Система распределения учебной нагрузки преподавателей университета

Маликов В.А., Маслова Е.А.

Для оптимизации планирования учебного процесса в университете и уменьшения учебной нагрузки на профессорско-преподавательский состав, целесообразно разработать и внедрить автоматизированную систему распределения нагрузки между преподавателями кафедр.

В основу разрабатываемой системы распределения нагрузки положены следующие показатели:

  • штат ППС (объем финансирования оплаты труда);
  • контингент студентов по направлениям подготовки;
  • учебные планы, объем учебных дисциплин, учебные,
  • преддипломные и производственные практики, государственные экзамены.

Разрабатываемая система позволит реализовывать следующие функции:

  • распределения годовой учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава кафедры;
  • формирования, ведения и контроля индивидуальных планов работы преподавателей;
  • формирования отчетов кафедры о выполнении учебной нагрузки.

Расчет учебной нагрузки кафедры и ее распределение

  • одна из обязанностей заведующего кафедрой, особенно если велико число дисциплин, читаемых на кафедре, а кадровый состав на кафедре достаточно многочислен и динамичен. В процессе выполнения этой задачи заведующий кафедрой может:
  • перевести с помощью нормативов данные, полученные от факультетов из физической формы в часовую нагрузку и рассчитать годовую нагрузку кафедры, дифференцированную по видам нагрузок;
  • распределить нагрузку между преподавателями кафедры, принимая во внимание не только равномерность распределения, но и индивидуальные особенности каждого преподавателя и его роль в жизни кафедры;
  • составить для каждого преподавателя сводную таблицу, где собрана учебная нагрузка разбитая по семестрам и формам обучения (очное и заочное);
  • подготовить первичный материал для составления расписания занятий кафедры (данные о числе групп, распределенных каждому преподавателю в 1 и 2 семестрах с учетом формы обучения, данные о его недельной часовой нагрузке и пр.).

Программа позволит быстро и качественно решить эти задачи. Ввод исходных данных может осуществляться без ограничений числа дисциплин и преподавателей, в любой момент данные можно корректировать, удалять и добавлять, а после ввода – формировать отчет и итоговые таблицы: по годовой нагрузке кафедры в целом, годовой нагрузке каждого преподавателя, аудиторной нагрузке преподавателей кафедры (для оказания помощи при составлении расписания).

Пакет программ по обеспечению распределения нагрузки между кафедрами университета и профессорско-преподавательским составом может содержать следующие составляющие:

  • формирование нагрузки кафедр университета - программа для использования в учебной части университета. Обеспечивает возможность распределения нагрузки между кафедрами;
  • формирование карточек нагрузки преподавателей - программа для использования в учебной части университета. Обеспечивает распределение нагрузки внутри кафедры и формирование карточек нагрузки.

На рисунке приведена структура разрабатываемой системы.

Схема системы распределения нагрузки

Рисунок 1. Схема системы распределения нагрузки

Разрабатываемое программное обеспечение позволит создать и поддерживать базу данных, в которой будет содержаться следующая информация:

  • структура учебного процесса университета (факультеты, кафедры, специальности, специализации, учебные планы, академические и сборные группы, подгруппы, лекционные потоки);
  • данные о нагрузке кафедр;
  • результаты расчета штатов кафедр;
  • сведения о плановой нагрузке всех преподавателях университета, расписании их работы;
  • аудиторный фонд высшего учебного заведения, его использование, расписание занятий.

Основными преимуществами использования пакета программ для университета является то, что:

  • отсутствует необходимость "привязки" оператора к определенному рабочему месту, оператор, имеющий соответствующие права (работник, отвечающий за распределение нагрузки между кафедрами, заведующий кафедрой университета), может работать с нужной ему программой из пакета с любого компьютера университета;
  • программы позволяют решить проблему временных затрат при формировании нагрузки преподавателей.