Автор: Рубан Д.А., Борщ Д.П., Николаенко Д.В.
Источник: 69–я Международная студенческая научно–техническая конференция, Астрахань, 15–19 апреля 2019 года [Электронный ресурс]: материалы / Астрахан. гос. техн. ун–т. — Астрахань: Изд–во АГТУ, 2019.
В мировой практике интеллектуальные транспортные системы (ИТС) признаны как общетранспортная идеология интеграции достижений современных методов управления и телематики во все виды транспортной деятельности для решения проблем экономического и социального характера: повышения эффективности функционирования пассажирского и грузового транспорта, снижения транспортных расходов, обеспечения транспортной безопасности и улучшения экологических показателей.
В последние годы активно проводятся исследования в области систем управления транспортом. Опираясь на их результаты, с целью повышения безопасности дорожного движения, внедряются улучшения и новый функционал, что задает новые стандарты в области проектирования подобных систем [1].
Опираясь на исследования проведенные в статье [2] разрабатываемая бортовая ИТС должна реализовать несколько функций: оказание помощи водителю в предвидении дорожной обстановки; побуждение его к действиям по предотвращению опасной ситуации; снижение утомляемости водителя, анализируя часть параметров самостоятельно.
Вышеперечисленные функции предполагается реализовать посредством определения параметров окружающей среды (температура, влажность, освещение) и их передачи на мобильное устройство с помощью беспроводной технологии Bluetooth версии 5.0.
Основываясь на требования к системе, для выполнения поставленной задачи, был произведен выбор необходимых датчиков и выбрана платформа Arduino в реализации Arduino Uno. Устройство основано на микроконтроллере Atmega328P-PU.
Для измерения температуры и влажности воздуха был выбран цифровой датчик DHT11, в котором содержится резистивный сенсор влажности и NTC структура для измерения температуры.
В качестве датчика освещения было принято решение использовать датчик KY-018, работа которого основана на фоторезисторе, что значительно упрощает работу с этим датчиком и получение информации.
Для измерения показаний атмосферного давления выбран датчик BMP280, который является старшей моделью в семействе BMP датчиков и отличается от других увеличенным количеством команд для взаимодействия. Основной его особенностью является три режима работы: sleep, forced, normal.
На рис.1 приведена функциональная схема разработанного устройства интеллектуализации транспортных средств.
Информация, полученная от датчиков, передается на мобильное устройство посредством беспроводной технологии Bluetooth, схема функционирования которого представлена на рис. 2.
В ходе выполнения работы были получены следующие результаты:
В дальнейшем планируется доработка уже существующей системы и добавление нового функционала.