Авторы: Н. Аллилуева, А. Григорьева
Источник: Журнал Технологии Защиты № 1, 2015. URL: http://www.tzmagazine.ru/...
Безопасность жизнедеятельности является одной из базовых потребностей человека. По мере агломерации городов безопасность на улицах и дорогах становится приоритетной проблемой для городских властей. Недостаточно организованные транспортные потоки, низкий уровень отслеживания нарушений правил дорожного движения, несвоевременное устранение последствий ДТП – все эти факторы приводят к увеличению количества аварий и, соответственно, людей, пострадавших в них.
Еще недавно эффективно справиться с таким объемом проблем не представлялось возможным. Однако на сегодняшний день решение не только найдено, но и активно реализуется по всему миру. Современные технологии позволяют наделить существующие инфраструктуры новыми интеллектуальными возможностями для того, чтобы они могли эффективно взаимодействовать, передавать друг другу информацию, собирать и самостоятельно анализировать данные и оперативно реагировать на возникающие ситуации.
Несмотря на актуальность вопроса, в российских официальных документах пока нет единого термина, обозначающего интеллектуальные транспортные системы (ИТС), поэтому в данной статье мы будем использовать западное определение. ИТС – это интеллектуальная система, использующая инновационные разработки в моделировании транспортных систем и регулировании транспортных потоков, предоставляющая конечным потребителям большую информативность и безопасность, а также качественно повышающая уровень взаимодействия участников движения по сравнению с обычными транспортными системами.
Полномасштабное внедрение ИТС способно:
Мировые пионеры в индустрии ИТС – Корея, Сингапур и Япония, отдельные составляющие таких систем встречаются в Бостоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Брисбене и Франкфурте. Развитие и распространение ИТС за рубежом в последние 15 лет привело к формированию трех центров управления процессом создания индустрии технических средств транспортных информационно-управляющих систем XXI века:
Кроме того, созданы Ассоциации по продвижению национальных систем ИТС в Великобритании, Франции, Италии, Голландии, Бельгии, Швеции, Чехословакии, Румынии. Эти учреждения объединяют представителей промышленности, науки и правительственных (межправительственных) органов. Финансирование проектов реализуется как частным сектором экономики, так и госбюджетом.
Развитие интеллектуальных транспортных систем в России осуществляется в рамках Федеральной целевой программы
Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг.
. В рамах данной программы предлагается осуществить концентрацию финансовых,
административных, интеллектуальных и технических ресурсов и создать при правительстве Российской Федерации консорциум коммерческих компаний
и профессиональных общественных объединений, заинтересованных в развитии массового рынка интеллектуальных транспортных систем
(по аналогии с ERTICO в Евросоюзе).
Разрабатываемые российские интеллектуальные транспортные системы по своему составу не уступают зарубежным аналогам и включают следующие элементы (в зависимости от потребителя):
Наиболее активное развитие в России проект ИТС получил в Рязани и Барнауле.
В Рязани одними из первых в России были внедрены такие информационные системы, как Безопасный автобус
и Умная остановка
.
Безопасный автобус
обеспечивает:
Кроме того, некоторые элементы ИТС уже несколько лет действуют в Казани, Владивостоке, Сочи и Дубне. Это так называемые пилотные регионы. В скором времени развернутая система ИТС будет запущена и в Москве. Планируется, что после завершения внедрения ИТС в столице эта программа будет распространяться и на другие регионы страны. Таким образом, к 2020 г. вся территория России должна быть охвачена интеллектуальной транспортной системой. Создание ИТС в Москве ведется в двух направлениях: разработка собственно ИТС и математической модели транспортной системы московской агломерации. Разрабатываемая транспортная система уже сейчас выглядит как масштабная электронная карта и объединяет в себе управление всеми видами общественного транспорта столицы: метро, наземным и железнодорожным транспортом, аэроэкспрессами. Чтобы измерять интенсивность движения, скорость и загрузку магистралей, на дорогах города установлено более 7000 датчиков. Кроме того, работают 1200 комплексов фотовидеофиксации. С помощью этих систем можно отследить движение любой машины по городу. Кроме того, в ИТС участвуют и информационные табло, которых в городе сейчас 144. На них выводится различная информация, начиная с информации о загрузке дорог и заканчивая ДТП на маршруте. Также через эту систему устанавливается работа светофоров. Все эти действия предоставят возможность прогнозировать дорожную ситуацию на ближайшие 45 минут.
Согласно проекту программы Интеллектуальные транспортные системы
из состава проекта Инфраструктура России
партии Единая Россия
основными мероприятиями по созданию и развитию ИТС в России должны являться:
Глонасс;
Глонасс;
Несмотря на кажущуюся четкую распланированность мероприятий по разработке и внедрению ИТС в России, некоторый скептицизм вызывает тот факт, что тематика построения интеллектуальных систем активно обсуждалась отечественными специалистами в 2009–2010 гг. Был проведен конгресс ИТС в России, выпущен специальный «Вестник», организовано некоммерческое партнерство «ИТС–Россия». Но, к сожалению, на столь оптимистичной ноте активное освещение деятельности в рамках данных мероприятий прекратилось. Большинство публикаций в российских изданиях датируется 2010–2012 гг. Активно обсуждаемая тематика последних 6 месяцев – развертывание ИТС в Москве, планируемое в 2013 г., но до сих пор не реализованное.
В следствие чего специалистам, интересующимся данной тематикой, советуем обратить внимание на следующие зарубежные мероприятия, на которых можно будет не только узнать о положительном развитии ИТС в других странах, но и поучиться, как это делать не стоит.
На пути к интеллектуальной мобильности – более эффективное использование пространства. Конгресс будет направлен не только на обсуждение вопросов о том, как достичь интеллектуальной мобильности, но и как изменить нашу жизнь в существующем пространстве и чем нам могут помочь специальные приложения.
Подводя итог, хотелось бы отметить активное развитие тематики интеллектуальных транспортных систем за рубежом и их постепенное внедрение в России. Разница в понимании конечной цели внедрения интеллектуальных технологий, а также в состоянии развития инфраструктуры не дает российским специалистам возможности просто копировать технологии из-за рубежа. При построении подобных систем все же стоит учитывать ментальность населения, так как от удобства его общения с системами зависит будущее развития внедряемых технологий. Кроме того, хочется верить, что мероприятия, запущенные в 2010 г. в России для продвижения ИТС, все же будут реализованы и в скором времени общественности сообщат о результатах.