Авторы: Тилинина Н.Ю., Губенко Н.Е.
Источник: Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование в рамках
V Международного Научного форума Донецкой Народной Республики (ИУСМКМ–2019): Х Международная научно–техническая конференция (студенцеская секция), 22–24 мая 2019, г. Донецк / ДОННТУ, 2019. – с. 327–337.// URL: http://iuskm.donntu.ru/wp–content/uploads/2019/06/sbornik_IUSMKM–19_student–section.pdf
Тилинина Н.Ю., Губенко Н.Е. Анализ дизайн индустрии и бизнес–процессов в дизайн–студиях. В статье представлены анализ отрасли в которой функционируют компании, занимающиеся дизайном, их внешняя среда и бизнес–процессы.
Tilinina N.Yu., Gubenko N.E. Methods of analizing advertising services customers satisfaction. The article presents an analysis of the industry in which design companies, their external environment and business processes operate.
В настоящее время дизайн занимает довольно важную роль в жизни каждого, а в частности в становлении на рынке любой компании или производтва. Не смотря на это у дизайн–стдуий так же есть особенности в бизнесс–процессах, грамотное следование которым необходимо для комфорного существования на современном рынке. Для этого необходим качественный анализ процессов для выявления проблемных участков.
Фундамент любого digital–бизнеса – это люди. Точнее – их позиции и функции. Чтобы снизить зависимость от личности и максимально стандартизировать работу, избегая ошибок, у вас обязательно должны быть внедрены бизнес–процессы [1].
Дизайн–индустрия имеет свои особенности, отличающие её от других отраслей. По данным отчёта Barnes [2], ежегодного издания, которое публикует статистику по различным индустриям в 60ти странах мира, индустрия графического дизайна в России насчитывает больше девяти с половиной тысяч предприятий. В 2011 году наблюдался скачок этого показателя– появление большого количества новых студий, а в 12м году был резкий спад численности предприятий, после чего рынок «устаканился», и по сей день стабильно растёт, но к показателю 2011 года по количеству компаний до сих пор не вернулся. В этом же отчёте сообщается, что показатель продаж в отрасли постоянно увеличивается.
В среднем количество сотрудников дизайн–студии составляет 4 человека, при этом каждое предприятие зарабатывает около 120 тысяч долларов в год . Коэффициент трудоёмкости в отрасли низкий – используется интеллектуальный труд, а продуктивность сотрудников очень высокая (один из основных ресурсов – это люди и их интеллектуальные способности).
Проанализируем среду, в которой находятся дизайн–компании по факторам – сложность, стабильность, враждебность и разнообразие рынка, описанных в предыдущих главах. Окружение дизайн–студии имеет определённую динамичность, на которую компании приходится постоянно реагировать, что способствует дентрализации. Вместе с динамичностью, внешняя среда характеризуется сложностью, так как чаще всего продукт, производимый дизайн–студией уникален и на производство одной его единицы тратится большое количество ресурсов, в процессе его создания приходится выполнять множество видов творческой работы, что способствует уже децентрализации компании и гибкости.
Интегрированность рынка будет зависеть конкретно от специализации каждой студии, от того, специализируется она на чём–то одном (например, на логотипах) или занимается многими видами деятельности (сайтами, рекламными компаниями и брендингом). Чем большим количеством видов деятельности занимается дизайн–студия, тем больше как правило её штат и вероятнее, что она будет иметь организационную структуру с несколькими отделами. Враждебностью данная среда обладает небольшой. Поэтому исходя из типов организационной структуры по Г.Минцбергу дизайн–студии в общем будут обладать децентрализованной структурой с органическим типом управления и коммуникацией на основе взаимного согласования.
Исходя из модели жизненного цикла отрасли М. Портера, можно сказать, что дизайн индустрия в России находится на стадии становления, технологии функционирования компаний постепенно налаживаются, при том что многие покупатели до конца не понимают за каким продуктом они приходят в дизайн агентства и как выстраивается сотрудничество. На западе ситуация совсем другая, там эта отрасль находится в стадии зрелости, потому как основное её развитие пришлось на годы, когда в нашей стране советский режим не нуждался в дизайн индустрии.
Итак клиенты указали, что «умение общаться» – наиболее важное качество для сотрудников дизайн–студии. Общаться разными способами – очно, по телефону, через соцсети или электронную почту. А еще необходимо время, что бы разработать эффективную стратегию коммуникации с каждым клиентом. Лидеры отрасли от остальных компанийотличаются тем, что эта составляющая у них отработана до совершенства. Это достигается прежде всего – подбором кадров. В таком деле мало обладать личным обаянием – коммуникацию с каждым клиентом необходимо заключить в рамки и сроки. В арсенале бизнес–технологий есть большой набор средств для оптимизации, ускорения, упрощения коммуникаций. Конечно, когда заказчиков мало, 1–2, формализованные системы взаимодействия с клиентами не нужны. Но как только министудия набирает даже небольшой портфель заказов, коммуникации начинают давать сбой в самых неожиданных местах. Теряются правки заказчика, вовремя не доводятся точные сроки, и так далее
В других странах эту проблему решают с помощью автоматизации процесса – применяют CRM (Customer Relationship Managmant) –системы, являющиеся своего рода “отражателями» рабочего процесса.
Финансы – это важная сторона любого бизнеса, но что касается творческих организаций, здесь все немного запутано. Есть мнение, что творчество должно приносить удовольствие, и этого уже достаточно, поэтому периоды, когда нет клиентов, когда стоимость заказов надо снижать из–за их недостатка, надо переносить стоически. Настоящие профессионалы же совмещают удовольствие и прагматичный подход – выстраивают стратегии развития, подключая современные методы управления, технологии, финансовое планировании.
Все что зарабатывает творческая студия обычно идет на оплату труда персонала и на самопродвижение. К тому же надо учитывать периоды «спячки» – когда 2–4 месяца нет заказов. На этот случай необходим специальный фонд – «заначка»
Оценка стоимости работ, выполненных дизайн –студией серьезно различается у нас и за рубежом, как по методологии, так и в ценовом диапазоне. У нас на один и тот же вид работы цены могут отличаться значительно.
Российские дизайнеры предпочитают рассчитывать цену в зависимости от приблизительной оценки сложности проекта. Поэтому заказчики зачастую сталкиваются с большим разбросом цен в рамках одного тендера.
В таких странах, как Великобритания и США, существует исторически сложившаяся для творческой работы модель расчета стоимости в зависимости от потраченных на неё часов.
Она из наиболее распространенных ошибок дизайн–студий, начинающих свою работу: когда через несколько лет успешной деятельности фирма набила руку и набрала устойчивый поток клиентов., владельцу начинает казаться, что нет развития, надо куда–то дальше двигаться. Тогда принимается решение «заняться всем» – и теряется экспертность в отдельно взятой области, где эта студия считалась асом. В литературе это называется – потеря стратегического фокуса и уход от уникального позиционирования.
Однако, это не значит, что развивать новые виды деятельности – это плохо. Ведь созданы начальные условия для развития новых креативных услуг.
Специалисты считают, что будущее творческих студий лежит в плоскости объединения разных видов деятельности для создания на их базе чего–то нового. Дизайнисследования, обзор трендов развития, аудит дизайна. Подобные виды комплексных услуг возможны при слиянии компаний разной специализации.
В данной статье была проанализирована окружающая среда дизайн–компаний, бизнесс–процессы, которые учавствуют в полноценном функционировании дизайн студий, и составлена характеристика дизайн индустрии в России, которая согласно жизненному циклу отрасли М.Портера находится на стадии становления.