Назад в библиотеку

Анализ дизайн индустрии и бизнес–процессов в дизайн–студиях.

Авторы: Тилинина Н.Ю., Губенко Н.Е.
Источник: Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование в рамках V Международного Научного форума Донецкой Народной Республики (ИУСМКМ–2019): Х Международная научно–техническая конференция (студенцеская секция), 22–24 мая 2019, г. Донецк / ДОННТУ, 2019. – с. 327–337.// URL: http://iuskm.donntu.ru/wp–content/uploads/2019/06/sbornik_IUSMKM–19_student–section.pdf

Аннотация:

Тилинина Н.Ю., Губенко Н.Е. Анализ дизайн индустрии и бизнес–процессов в дизайн–студиях. В статье представлены анализ отрасли в которой функционируют компании, занимающиеся дизайном, их внешняя среда и бизнес–процессы.

Annotation:

Tilinina N.Yu., Gubenko N.E. Methods of analizing advertising services customers satisfaction. The article presents an analysis of the industry in which design companies, their external environment and business processes operate.

Постановка проблемы

В настоящее время дизайн занимает довольно важную роль в жизни каждого, а в частности в становлении на рынке любой компании или производтва. Не смотря на это у дизайн–стдуий так же есть особенности в бизнесс–процессах, грамотное следование которым необходимо для комфорного существования на современном рынке. Для этого необходим качественный анализ процессов для выявления проблемных участков.

Общий анализ

Фундамент любого digital–бизнеса – это люди. Точнее – их позиции и функции. Чтобы снизить зависимость от личности и максимально стандартизировать работу, избегая ошибок, у вас обязательно должны быть внедрены бизнес–процессы [1].

Дизайн–индустрия имеет свои особенности, отличающие её от других отраслей. По данным отчёта Barnes [2], ежегодного издания, которое публикует статистику по различным индустриям в 60ти странах мира, индустрия графического дизайна в России насчитывает больше девяти с половиной тысяч предприятий. В 2011 году наблюдался скачок этого показателя– появление большого количества новых студий, а в 12м году был резкий спад численности предприятий, после чего рынок «устаканился», и по сей день стабильно растёт, но к показателю 2011 года по количеству компаний до сих пор не вернулся. В этом же отчёте сообщается, что показатель продаж в отрасли постоянно увеличивается.

В среднем количество сотрудников дизайн–студии составляет 4 человека, при этом каждое предприятие зарабатывает около 120 тысяч долларов в год . Коэффициент трудоёмкости в отрасли низкий – используется интеллектуальный труд, а продуктивность сотрудников очень высокая (один из основных ресурсов – это люди и их интеллектуальные способности).

Проанализируем среду, в которой находятся дизайн–компании по факторам – сложность, стабильность, враждебность и разнообразие рынка, описанных в предыдущих главах. Окружение дизайн–студии имеет определённую динамичность, на которую компании приходится постоянно реагировать, что способствует дентрализации. Вместе с динамичностью, внешняя среда характеризуется сложностью, так как чаще всего продукт, производимый дизайн–студией уникален и на производство одной его единицы тратится большое количество ресурсов, в процессе его создания приходится выполнять множество видов творческой работы, что способствует уже децентрализации компании и гибкости.

Интегрированность рынка будет зависеть конкретно от специализации каждой студии, от того, специализируется она на чём–то одном (например, на логотипах) или занимается многими видами деятельности (сайтами, рекламными компаниями и брендингом). Чем большим количеством видов деятельности занимается дизайн–студия, тем больше как правило её штат и вероятнее, что она будет иметь организационную структуру с несколькими отделами. Враждебностью данная среда обладает небольшой. Поэтому исходя из типов организационной структуры по Г.Минцбергу дизайн–студии в общем будут обладать децентрализованной структурой с органическим типом управления и коммуникацией на основе взаимного согласования.

Исходя из модели жизненного цикла отрасли М. Портера, можно сказать, что дизайн индустрия в России находится на стадии становления, технологии функционирования компаний постепенно налаживаются, при том что многие покупатели до конца не понимают за каким продуктом они приходят в дизайн агентства и как выстраивается сотрудничество. На западе ситуация совсем другая, там эта отрасль находится в стадии зрелости, потому как основное её развитие пришлось на годы, когда в нашей стране советский режим не нуждался в дизайн индустрии.

Управление коммуникациями дизайн–студии

Итак клиенты указали, что «умение общаться» – наиболее важное качество для сотрудников дизайн–студии. Общаться разными способами – очно, по телефону, через соцсети или электронную почту. А еще необходимо время, что бы разработать эффективную стратегию коммуникации с каждым клиентом. Лидеры отрасли от остальных компанийотличаются тем, что эта составляющая у них отработана до совершенства. Это достигается прежде всего – подбором кадров. В таком деле мало обладать личным обаянием – коммуникацию с каждым клиентом необходимо заключить в рамки и сроки. В арсенале бизнес–технологий есть большой набор средств для оптимизации, ускорения, упрощения коммуникаций. Конечно, когда заказчиков мало, 1–2, формализованные системы взаимодействия с клиентами не нужны. Но как только министудия набирает даже небольшой портфель заказов, коммуникации начинают давать сбой в самых неожиданных местах. Теряются правки заказчика, вовремя не доводятся точные сроки, и так далее

В других странах эту проблему решают с помощью автоматизации процесса – применяют CRM (Customer Relationship Managmant) –системы, являющиеся своего рода “отражателями» рабочего процесса.

Управление финансами

Финансы – это важная сторона любого бизнеса, но что касается творческих организаций, здесь все немного запутано. Есть мнение, что творчество должно приносить удовольствие, и этого уже достаточно, поэтому периоды, когда нет клиентов, когда стоимость заказов надо снижать из–за их недостатка, надо переносить стоически. Настоящие профессионалы же совмещают удовольствие и прагматичный подход – выстраивают стратегии развития, подключая современные методы управления, технологии, финансовое планировании.

Все что зарабатывает творческая студия обычно идет на оплату труда персонала и на самопродвижение. К тому же надо учитывать периоды «спячки» – когда 2–4 месяца нет заказов. На этот случай необходим специальный фонд – «заначка»

Ценовая модель

Оценка стоимости работ, выполненных дизайн –студией серьезно различается у нас и за рубежом, как по методологии, так и в ценовом диапазоне. У нас на один и тот же вид работы цены могут отличаться значительно.

Российские дизайнеры предпочитают рассчитывать цену в зависимости от приблизительной оценки сложности проекта. Поэтому заказчики зачастую сталкиваются с большим разбросом цен в рамках одного тендера.

В таких странах, как Великобритания и США, существует исторически сложившаяся для творческой работы модель расчета стоимости в зависимости от потраченных на неё часов.

Развитие студии

Она из наиболее распространенных ошибок дизайн–студий, начинающих свою работу: когда через несколько лет успешной деятельности фирма набила руку и набрала устойчивый поток клиентов., владельцу начинает казаться, что нет развития, надо куда–то дальше двигаться. Тогда принимается решение «заняться всем» – и теряется экспертность в отдельно взятой области, где эта студия считалась асом. В литературе это называется – потеря стратегического фокуса и уход от уникального позиционирования.

Однако, это не значит, что развивать новые виды деятельности – это плохо. Ведь созданы начальные условия для развития новых креативных услуг.

Прогнозы

Специалисты считают, что будущее творческих студий лежит в плоскости объединения разных видов деятельности для создания на их базе чего–то нового. Дизайнисследования, обзор трендов развития, аудит дизайна. Подобные виды комплексных услуг возможны при слиянии компаний разной специализации.

Выводы

В данной статье была проанализирована окружающая среда дизайн–компаний, бизнесс–процессы, которые учавствуют в полноценном функционировании дизайн студий, и составлена характеристика дизайн индустрии в России, которая согласно жизненному циклу отрасли М.Портера находится на стадии становления.

Литература

  1. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации; пер. с англ.– Спб.; Питер. 2004 – 512 с
  2. Минцберг Г., Куин Д.Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. –Спб.;Питер. 2001 – 688 с.
  3. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. – М.:АльпинаПаблишер. 2011 – 454с
  4. Объяснение модели Кано. [Electronic resourse] / Интернет–ресурс. Режим доступа: http://lpgenerator.ru/blog/2018/07/03/obyasnenie–modeli–kano–analiz–i–primery/.