Назад в библиотеку

Проблемы развития малых предприятий пищевой промышленности ДНР

Автор: Надтока Т. Б., Алистратова Д. О.
Источник: Экономика и маркетинг в XXI веке: проблемы, опыт, перспективы [Электронный ресурс]: сб. материалов XV междунар. науч-практ. конф., 22-23 нояб. 2018 г., г. Донецк / ГОУВПО ДОННТУ; редкол.: А. А. Кравченко, В. А. Харченко, И. С. Костюк. – Электрон.дан. (1файл).– Донецк : ДОННТУ, 2018. – 486 с.

Аннотация

Надтока Т. Б., Алистратова Д. О. Проблемы развития малых предприятий пищевой промышленности ДНР. Обоснована важность функционирования малых предприятий для экономики государства. Охарактеризована пищевая промышленность Донецкой Народной Республики (ДНР). Рассматриваются основные проблемы развития, с которыми сталкиваются малые предприятия пищевой промышленности, функционирующие на территории ДНР.

Общая постановка проблемы

В условиях высокой неопределенности, а также сложной социально-экономической, политической обстановки на Донбассе, его предприятия столкнулись с особыми проблемами развития, которые не имели место в довоенный период. Связаны данные изменения с обособлением некоторых территорий Донецкого региона в самостоятельное государство, что привело к разрушению традиционной структуры собственности, подрыву старого, годами создаваемого порядка и дезорганизации производства. Поэтому перед Министерством экономического развития Донецкой Народной Республики стояла первоочередная задача собрать разрушенную структуру экономики и децентрализованные экономико-производственные связи в новую структуру с новыми связями. При этом должны учитываться перспективные направления экономического развития ДНР, которые будут способствовать становлению Республики, как экономически самодостаточного и конкурентоспособного государства. Приоритетные направления экономического развития Республики на 2018 и последующие годы обозначила и.о. Министра экономического развития В. Романюк, выделив и следующее направление: обеспечение продовольственной безопасности и ее устойчивости в долгосрочной перспективе, обеспеченности качественным продовольствием и его доступности для полноценного питания и здорового образа жизни [1]. Однако реализация данной задачи в силу современной социально-экономической и политической обстановки требует нахождения главного фактора, движущей силы развития и ее основных инструментов. Авторами исследования предложено две гипотезы в решении проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях ДНР:

1) усиление развития республиканской пищевой промышленности;

2) увеличение размеров и роли малого бизнеса в Республике, в том числе и в пищевой промышленности.

Анализ последних исследований и публикаций

Вопросами малого бизнеса в целом в Донецком регионе уделяется внимание, но не очень большое. Так на последних конференциях [2,3,4]из всех сообщений проблемам малого бизнеса посвящено 1,7% всех статей, в пищевой промышленности – 0 %. Хотя в отдельных работах (например, Д. Э. Возиянова [5], Е. А. Рославцевой [6] затрагиваются достаточно важные аспекты развития малого предпринимательства в ДНР, однако в них не подымались проблемы развития малых предприятий пищевой промышленности, функционирующих на территории Республики.

Цель

Обоснование усиления роли малого бизнеса в Донецкой Народной Республике и установление основных проблем его развития применительно к пищевой промышленности.

Изложение основного материала

Роль малого бизнеса в условиях пищевой промышленности Донецкой Народной Республики должна повышаться по следующим соображениям.

Во-первых, по аналогии с развитием малого бизнеса в развитых странах (см. табл. 1), когда малый и средний бизнес (МСБ) этих стран обеспечивает значительную долю ВВП страны, высокую гибкость в своем развитии. Последнее означает оперативность реакции малых предприятий на колебания конъюнктуры рынка, на динамику изменений потребительского спроса и т. д. Данные характеристики делают малый бизнес одним из ведущих секторов экономики, определяющего темпы экономического роста, а также позитивно влияющего на занятость населения [5], что соответственно предотвращает социальные конфликты в обществе.

Во-вторых, задача обеспечения продовольственной безопасности в условиях экономической блокады требует развития собственной пищевой промышленности.

Таблица 1 – Тенденции развития малого и среднего бизнеса и его вклад в национальную экономику отдельных стран

Страна Доля МСБ в общем количестве предприятий, % Доля МСБ в общем количестве занятости, % Доля МСБ в структуре ВВП, % Доля МСБ в экспорте, %
Конец 90-х – начало 2000-х гг. 2010-2012 гг. Конец 90-х – начало 2000-х гг. 2010-2012 гг. Конец 90-х – начало 2000-х гг. 2010-2012 гг. Конец 90-х – начало 2000-х гг. 2010-2012 гг.
США 85-86 97,6-98,2 42-45 58-60 42-45 50-52 28-30 37-40
Япония 88-90 98,5-99,7 58-60 75-78 45-48 52-55 28-32 38-40
ЕС 86-87 97,5-98,4 55-58 70-72 50-55 65-68 45-50 68-70
Германия 87-88 98,5-99,7 50-52 66-69 42-46 55-57 38-40 50-52
Италия 89-90 98-99,8 55-58 70-73 46-50 58-60 42-48 58-60
Великобритания 82-85 98-99,2 38-40 50-52 42-46 53-56 35-40 48-52
Франция 82-85 98-99,6 40-45 58-60 46-50 55-57 36-42 48-50
Китай 70-75 98-99 50-55 70-75 36-42 58-60 38-40 65-68
Россия 20-25 40-42 15-18 35-37 10-12 23-25 15-20 38-40
Беларусь 8-12 25-28 13-16 35-38 7-10 20-23 12-18 42-46

Третьим аргументом усиления роли пищевой промышленности является ее современное состояние (ее доля в структуре народного хозяйства Донецкой Народной Республики составляет всего 11 % [8]). Значительная зависимость от импорта сырья и материалов, сильная конкуренция со стороны Российской Федерации требуют глубокого изучения предприятий пищевой промышленности, в том числе малых, с целью установления и анализа, а в дальнейшем решения проблем их развития в Республике.

В настоящее время все субъекты хозяйствования, функционирующие на территории Донецкой Народной Республики классифицируются в соответствии с республиканскими стандартами, разработанными с учетом Хозяйственного кодекса Украины [9], так как аналогичный документ в настоящее время в Республике отсутствует.

Согласно ч. 3 ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины субъекты хозяйствования в зависимости от количества работающих и доходов от любой деятельности за год могут принадлежать к субъектам малого предпринимательства в Украине, в том числе к субъектам микропредпринимательства, среднего или крупного предпринимательства [10].

Согласно ч. 3 ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины субъекты хозяйствования в зависимости от количества работающих и доходов от любой деятельности за год могут принадлежать к субъектам малого предпринимательства в Украине, в том числе к субъектам микропредпринимательства, среднего или крупного предпринимательства [10].

Что касательно Донецкой Народной Республики, то субъектов малого предпринимательства и пищевой промышленности можно отнести к группам с упрощенным налогообложением. То есть это группа 1, к которой относятся предприятия с общим количеством сотрудников до 10 человек и с валовым доходом до 1,5 млн. руб. (ставка упрощенного налога – 2,5%) и группа 2, к которой относятся предприятия без ограничения по численности сотрудников, но с валовым доходом до 60 млн.руб.

Пищевая промышленность Донецкой Народной Республики представлена практически всеми подотраслями, кроме переработки картофеля и производства сахара и солода. На конец 2017 г. в Республике действует 311 субъектов хозяйствования, в том числе, 146 предприятий пищевой промышленности [11], из которых значительную долю занимают малые предприятия. Поэтому на данный момент остро стоит вопрос о решении проблем развития малых предприятий пищевой промышленности ДНР.

Поскольку все предприятия Донецкой Народной Республики функционируют в условиях некой изоляции, которая присуща всем субъектам хозяйственной деятельности, осуществляемым свои операции на территории непризнанных государств. Следовательно, интересно было бы рассмотреть опыт других непризнанных государств. В частности, интересен опыт таких государств с той точки зрения, какова роль и каковы проблемы малого бизнеса на данных территориях, поскольку некие проблемы будут совпадать с проблемами малого бизнеса ДНР.

В настоящее время в мире насчитывается около 120 непризнанных государств, однако роль малого бизнеса и его проблемы рассмотрим на основании Приднестровской Молдавской Республики. Доля малого бизнеса в структуре ВВП Приднестровья составляет примерно 14% [12], что, если посмотреть в табл. 1, в сравнении со странами Западной Европы, США и даже Россией чрезвычайно мало. Согласно проведенному опросу, в котором респондентами выступили малые предприниматели, небольшой процент малых предприятий в структуре ВВП объясняется наличием проблем, которые сдерживают развитие малых предприятий. К таким проблемам в убывании по степени важности респонденты отнесли: административные барьеры входа, высокие налоги, недостаточность государственных программ поддержки малого бизнеса, сложности получения государственной помощи, недостаток финансовых ресурсов, регулярные проверки, несовершенство нормативной базы, сложности получения кредитов и т.д. [13]. Данные проблемы касаются больше недостаточного государственного регулирования и поддержки. Если в Приднестровье существует проблема сложности получения кредитов (поскольку в ПМР функционирует двухуровневая банковская система), то в ДНР такая возможность напрочь отсутствует. Кроме того, тот факт что Молдова и Приднестровье спустя 27 лет от урегулирования конфликта смогли найти точку соприкосновения и установить сдержанные отношения, свидетельствует и о наличии торговых отношений между двумя государствами. Тирасполь торгует с Кишиневом и внешним миром, включая Евросоюз, посредством Кишинева. Что нельзя сказать о Донецкой Народной Республике, основной рынок сбыта которой – это сама Донецкая Народная Республика, о торговых отношениях с Украиной говорить вообще не приходиться. Поэтому перейдем к проблемам непосредственно Донецкой Народной Республики.

Одной из основных проблем развития малых предприятий пищевой промышленности ДНР является ограниченность рынка сбыта. В довоенное время предприятия, зарегистрированные сегодня в Донецкой Народной Республике поставляли свою продукцию по всей территории Украины, а также в зарубежные страны и только 20-30% ее сбывалось на месте производства. Основной внешнеторговой нишей для ДНР является рынок России [8]. Проблема заключается в том, что многие предприятия как юридические лица зарегистрированы в соответствии с законодательством Республики на территории ДНР. В настоящее время в российском законодательстве нет положений о том, как в принципе российские компании могут строить торговые отношения с предприятиями, зарегистрированными в непризнанных юрисдикциях. Это вносит неопределенность как в документооборот между хозяйствующими субъектами, так и в торговлю [12]. Что касательно второго рынка – Луганской Народной Республики, то здесь присутствует также ряд затруднений для сбыта продукции малых предприятий пищевой промышленности ДНР. Первое затруднение – наличие таможенной границы между ДНР и ЛНР, которая ограничивает экспортно-импортные операции; второе – отсутствие единого правового поля в сфере налогообложения.

Следующей проблемой развития малых предприятий пищевой промышленности Донецкой Народной Республики является высокая конкуренция со стороны предприятий по производству продуктов питания Российской Федерации и Республики Беларусь. Предприятия пищевой промышленности Республики не производят уникальной продукции, как например, это делает одна из наиболее перспективных отраслей Донецкого региона, а именно химическая, которая производит изделия, аналогов которых нет на территории стран СНГ, а, следовательно, нет и конкурентов. Основная задача пищевой промышленности – обеспечить население продуктами питания. По данным 2016 г. предприятия пищевой промышленности лишь на 45% обеспечивали жителей Донецкой Народной Республики продуктами собственного производства [8]. В результате экономической блокады территории Донецкой Народной Республики со стороны Украины, а также местные постановления органов хозяйствования о запрете ввоза на территорию ДНР товаров с Украины [13], торговля с Украиной в большинстве своих случаев стала нелегальным действием. Поэтому появление на рынке Донецкой Народной Республики российских и отчасти белорусских производителей продуктов питания стало необходимым для того, чтобы обеспечить жителей Республики необходимым количеством продовольствия.

Следующая проблема, происходящая из-за невозможности (сложности) согласовать давальческую схему и возникающая в соответствии с Налоговым законодательством Донецкой Народной Республики, – высокая таможенная пошлина на сырье и материалы, ввозимые из РФ для производства. Малые предприятия пищевой промышленности, закупающие сырье и материалы в Российской Федерации, закладывая стоимость сырья в себестоимость продукции, получают продукты питания, которые выходят на рынок гораздо дороже, нежели готовая продукция российских производителей, ввозимая на рынки Донецкой Народной Республики. Как следствие – проигрыш в ценовой конкуренции с предприятиями РФ.

К проблемам развития малых предприятий также можно отнести низкую квалификацию персонала. Данная проблема является общей для всех малых предприятий, функционирующих на территории Республики, включая малые предприятия пищевой промышленности. Для участников малого бизнеса получение качественного образования, переподготовки и повышения квалификации являются серьезной проблемой по ряду причин. Во-первых, в нестабильных политико-экономических условиях, которые сложились на территории Донецкой Народной Республики, первостепенной задачей предприятий было выживание, а не повышение квалификации персонала. Во-вторых, социально-экономические условия функционирования малых предприятий таковы, что для значительной части их качественные образовательные услуги недоступны из-за недостатка средств на обучение. В-третьих, на малых предприятиях, из-за малой численности сотрудников, персоналу трудно прервать свою трудовую деятельность для прохождения переподготовки, поскольку нет возможности переложить свои должностные обязанности на другого сотрудника.

Еще одной проблемой развития малого бизнеса, в том числе в пищевой промышленности Республики, является слабая инвестиционная деятельность по причине низких финансовых результатов республиканских предприятий и непризнанности государства со стороны многих других стран, что сдерживает привлечение иностранных инвесторов.

Выводы

Приоритетным направлением развития экономики Донецкой Народной Республики является обеспечение продовольственной безопасности Республики. Достичь данного состояния можно, в том числе, сокращением импортированной продукции и содействием развития пищевых предприятий Республики. При этом особое внимание должно быть уделено малым предприятиям пищевой промышленности ДНР. Основными проблемами развития малых предприятий являются: ограниченность рынка сбыта, высокая конкуренция со стороны предприятий Российской Федерации и Белоруссии, высокие ставки таможенной пошлины на ввозимые сырье и материалы, низкая квалификация персонала, низкие финансовые результаты многих хозяйствющих субъектов и слабая инвестиционная деятельность в Республике.

Список использованной литературы

1. Становление экономически самодостаточного государства – главный приоритет развития Республики – Виктория Романюк [Электронный ресурс] / Донецкая Народная Республика. Официальный сайт. – 2018 г. – URL: https://dnr-online.ru/. – Загл. с экрана.
2. Материалы XIV-й Международной научно-практической конференции Экономика и маркетинг в XXI веке: проблемы, опыт, перспективы 23-24 ноября 2017 г., г. Донецк, ДонНТУ : [посвящ. 90-летию кафедры Экономика и маркетинг: материалы] / редкол.: А.А. Кравченко [и др.]. – Донецк : Изд-во ДонНТУ, 2017. – 629 с.
3. Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами [Электронный ресурс]: материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Донецк, 5 апреля 2018 г. / отв. ред. О.Н. Шарнопольская, Л.В. Шабалина, И.А. Кондаурова / ГОУВПО ДОННТУ. – Донецк: ДОННТУ, 2018. – 707 с. – Режим доступа: http://www.adidonntu.ru/node/1888.
5. Возиянов, Д. Э. Развитие малого и среднего бизнеса в сфере торговли в Донецком регионе : дис. … канд. эконом. наук : 08.00.13 : защищена 25.09.18 / Возиянов Дмитрий Эдуардович ; ГО ВПО онНУЭТ имени Туган-Барановского. – Донецк, 2018. – 212 с.
6. Рославцева, Е. А. Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур : дис. … канд. эконом. наук : 08.00.05 : защищена 14.02.2017 / Рославцева Елена Александровна ; ГО ВПО ДонНУЭТ имени Туган-Барановского – Донецк, 2017. – 270 с.
7. Сяомэй, Л. Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики / Л. Сяомэй // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. – 2014. – № 2. – С.89-95.
8. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований» в рамках сотрудничества с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Государственное учреждение Институт экономических исследований. – Донецк, 2017. – 84 с.
9. Классификация субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] : электрон. науч. журн. / Глав Бух ДНР. – Электрон. дан. – Донецк, 2017. – URL: http://gb-dnr.com/. – Загл. с экрана.
10. Хозяйственный кодекс Украины [Электронный ресурс]. – URL: http://kodeksy.com.ua/. – Загл. с экрана.
11. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ Институт экономических исследований в рамках сотрудничества с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; ГУ Институт экономических исследований. – Донецк, 2018. – Ч.I. – 124 с.
12. Половян, А.В. Экономика территорий с вновь образованной государственностью – Донецкая Народная Республика / А.В. Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская // Экономика Донецкой Народной Республики. – 2018. – С. 99-107.
13. Об установлении запрета на ввоз на таможенную территорию Донецкой Народной Республики товаров с территории Украины [Текст] : Приказ М-ва доходов и сборов ДНР от 03 мая 2017 г. № 170 // Приказы Министерства доходов и сборов.