Назад в библиотеку

Анализ и оценка уровня социально-экономического развития предприятия

Автор: Калинеску Т.В., Недобега Е.А.
Источник: Калинеску Т.В., Недобега Е.А. Анализ и оценка уровня социально-экономического развития предприятия / Т.В. Калинеску, Е.А. Недобега // Бизнес Информ.–2011.–№2(2).–С. 117-119.

Аннотация

Калинеску Т.В., Недобега Е.А. Анализ и оценка уровня социально-экономического развития предприятия. Предложена система показателей оценки уровня социально-экономического развития предприятий.

Общая постановка проблемы

На современном этапе развития экономики для обеспечения непрерывного процесса социаль но-экономического развития каждое предприятие должно стремиться к рациональному использованию ресурсов, повышению прибыльности производства, улучшению качества продукции и удовлетворению социальных потребностей своих работников и населения территории, на которой оно функционирует. Способность субъектов хозяйствования к решению этих задач можно исследовать с помощью анализа и оценки. Вместе с тем социально-экономическое развитие предприятий является достаточно сложным процессом, поскольку призвано отображать, с одной стороны, уровень достижения целей и интересов хозяйствующего субъекта, а с другой – роль предприятия в достижении целей социально-экономической системы более высокого уровня (района, города, региона).

Как уже отмечалось в наших предыдущих работах[1] и [2], социально-экономическое развитие предприятия можно представить как совокупность количественных и качественных изменений, которые обеспечивают переход предприятия на более высокий социально-экономический уровень. Показатели, предложенные различными авторами [3], [4], [5], [6] для оценки социально-экономического развития предприятий, нельзя считать совершенными, поскольку они, в основном, очерчивают какую-то определенную сферу его деятельности. Опыт ведения хозяйственной деятельности отечественных предприятий показывает, что значительное внимание уделяется преимущественно экономическим аспектам деятельности (объемам реализации продукции, прибыли, рентабельности и тому подобным).

Цель статьи

Пока не существует единой системы показателей оценки уровня социально-экономического развития предприятий, поэтому целью статьи является определение основных этапов процесса оценки и разработка системы показателей, адаптированной к мировым рекомендациям, которые используются в международной практике, и базирующейся на данных финансовой, статистической отчетности, авторских исследованиях и наблюдениях.

Изложение основного материала исследования

Анализ и оценка являются понятиями, которые неразрывно связаны между собой, так как оценка является производной от анализа. Именно с помощью анализа мы можем выявить закономерности и тенденции социально-экономического развития, а оценка призвана правильно истолковать полученные с помощью анализа результаты и сделать соответствующие выводы. Система показателей оценки социально-экономического развития предприятий позволит показать, на каком уровне осуществления социальных и хозяйственных мероприятий находится предприятие, чтобы достичь целей своего развития, поскольку управлять можно тем, что измеряемо. Обобщенная схема процесса анализа и оценки уровня социально-экономического развития предприятий приведена на рис. 1.

Обобщенная схема анализа и оценки уровня социально-экономического развития предприятий

Рисунок 1 – Обобщенная схема анализа социально-экономического развития предприятий

Как видим, анализ и оценка уровня социально-экономического развития предприятия включает пять этапов. На первом этапе определяется целесообразность проведения предполагаемой оценки, отсеивается все излишнее, и формулируются целевые установки. На втором этапе осуществляется сбор и подготовка исходных данных, которые выбираются из большого потока информации для обеспечения достоверной оценки уровня социально-экономического развития предприятия. На третьем этапе обозначаются показатели, которые будут использоваться для достижения целей. А на четвертом – происходит сам процесс оценки уровня социально-экономического развития предприятия. Последний этап характеризуется подготовкой выводов и предложений для решения поставленных задач и проблем.

Предлагаемая система показателей для оценки уровня социально-экономического развития предприятий состоит из двух групп: экономических и социальных. Это распределение обусловлено тем, что, в отличие от оценки экономического, социальное развитие связано с существенными трудностями, которые предопределяют сложность социальных процессов, поскольку их результаты проявляются, в основном, в долгосрочном периоде и зависят от многих факторов. Кроме того, данная система показателей является максимально приближенной к отчетности системы Глобальная инициатива.

Глобальная инициатива (GRI) – международная организация, целью деятельности которой является разработка и внедрение системы отчетности в области устойчивого развития. Система отчетности GRI выступает для организаций примером того, как следует раскрывать информацию о результатах обеспечения устойчивого развития [7]. Эта система может быть применена организациями любого размера, типа и местонахождения. Она постоянно совершенствуется и расширяется в меру накопления опыта в отчетности, изменения потребностей организаций, состава отчетов. Система отчетности GRI включает показатели результативности по экономическому, экологическому и социальному направлениям деятельности компании.

Предложенная система показателей оценки уровня социально-экономического развития построена с учетом отчетности GRI (табл. 1). Экономические показатели сгруппированы следующим образом: показатели результативности, инновационно-инвестиционного развития и деловой активности предприятия. Анализ результатов деятельности предприятия даст возможность не только оценить текущее финансово-экономическое состояние, но и разработать эффективные управленческие решения.

Таблица 1 – Система оценки уровня социально-экономического развития предприятий

Экономические показатели Социальные показатели
1. Показатели результативности деятельности 1. Показатели организации труда
1.1 Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) 1.1 Численность работников
1.2 Чистая прибыль (убыток) 1.2Коэффициент текучести кадров
1.3 Выплаты поставщикам капитала 1.3 Средняя заработная плата работника
1.4 Финансовая независимость 1.4 Охват сотрудников коллективным договором
1.5 Производительность труда 2. Показатели охраны труда
1.6 Рентабельность совокупного капитала 2.1 Уровень травматизма на производстве
1.7 Рентабельность собственного капитала 2.2 Уровень профессиональных заболеваний
1.8 Рентабельность реализованной продукции 2.3 Уровень расходов на охрану труда
1.9 Чистая рентабельность производства 3. Показатели образования работников
1.10 Обеспечение качества продукции 3.1 Подготовка кадров
2. Показатели инновационно-инвестиционного развития 3.2 Повышение квалификации работников
2.1 Освоение новых видов продукции 3.3 Уровень расходов на образование
2.2 Внедрение новых технологических процессов 4. Экологические показатели
2.3 Инвестиции в основной капитал 4.1 Объем отходов
2.4 Инвестиции в общество 4.2 Доля сырья, используемого вторично
2.5 Инвестиции в объекты охраны окружающей среды 4.3 Объем повторно используемой воды
3. Показатели деловой активности предприятия 5. Показатели взаимодействия предприятия с общественностью
3.1 Коэффициент оборачиваемости активов 5.1 Взаимодействие с органами власти относительно социально-экономического развития территории
3.2 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 5.2 Взаимодействие с некоммерческими организациями относительно решения общественно значимых вопросов
3.3 Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 5.3 Участие в формировании государственной политики
3.4 Коэффициент оборачиваемости запасов
3.5 Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача)

Следует отдельно остановиться на показателях инновационно-инвестиционного развития, так как стабильность функционирования и развития предприятия, повышение конкурентоспособности продукции в значительной степени зависят от его инвестиционной и инновационной политики. Использование показателей оборачиваемости в оценке деловой активности позволяет определить финансовое состояние предприятия, поскольку скорость оборота непосредственно влияет на его платежеспособность, а, следовательно, и на социально-экономическое развитие.

Социальные показатели сгруппированы по принципам: организация и охрана труда, образование работников, экологические показатели, взаимодействие предприятия с общественностью. Показатели организации труда характеризуют численность работников предприятия, их текучесть и расходы на организацию труда. Уровень оплаты труда влияет на благосостояние и заинтересованность работников и членов их семей, общества и бизнеса. Показатели охраны труда отображают уровень внедрения мер, направленных на сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Показатели образования свидетельствуют о поддержке профессионального развития работников, так как это повышает качество рабочей силы, а, следовательно, и производительность труда.

Поскольку любая производственная деятельность в той или иной степени оказывает влияние на внешнюю среду, то необходимо проанализировать и экологические показатели. Снижение вредных выбросов и отходов, вторичное использование материалов являются мероприятиями, уменьшающими негативное влияние деятельности предприятия на внешнюю среду, и повышают конкурентоспособность и позитивное, лояльное отношение общества к предприятию.

Показатели взаимодействия предприятия с общественностью характеризуются составляющей – социальная ответственность. Это связано с тем, что каждое предприятие осуществляет влияние на общество в рамках территории, на которой оно развивает свою деятельность. Именно предприятие создает рабочие места, производит товары и услуги для населения, платит налоги. Влияние становится эффективнее, если предприятие принимает участие в общественной жизни за счет программ поддержки общества по разным направлениям.

Выводы

Предложенная система позволяет проанализировать основные направления социально-экономического развития предприятия. Более того, данная система является максимально приближенной к системе Глобальной инициативы по отчетности, которая фактически является стандартом в определении рамочных условий подготовки показателей нефинансовой отчетности. Последующие исследования будут направлены на изучение возможностей использования предложенной системы показателей социально-экономического развития предприятий в динамике на предприятиях Луганской области.

Список использованной литературы

1. Калинеску Т.В., Гречишкина Е.А. Проблемы социально-экономического развития предприятий в условиях экономического кризиса // Бизнес Информ. – 2009. – № 4(1). – С. 66-69.
2. Гречишкина О.О. Концептуальные основы управления социально-экономическим развитием предприятия // Экономическое пространство: сборник научных трудов. – № 28/2. – Днепропетровск: ПДАБА, 2009. – С.154-158.
3. Гончаров В.М., Макаренко М.В., Припотень В.Ю. Формирование стратегии управления развитием промышленного предприятия на основе показателей эффективности: Монография. – Луганск: Изд-во ВНУ им. В. Даля, 2007. – 136 с.
4. Самуляк В.Ю. Формирование системы целей развития машиностроительного предприятия // Вестник Национального университета Львовская политехника. – 2008. – № 635. – С. 114-124.
5. Терещенко Э.Ю., Заргана М.А. Выбор показателей управления перспективным развитием производственно-хозяйственных систем // Экономика и организация управления.– 2009. – Выпуск 5. – С. 13-33.
6. Блинов А.А., Бушмелева Г.В. Оценка развития промышленного предприятия // Вестник ИжГТУ. – 2008. –№ 2. – С. 50-53.
7. Нефинансовая отчетность: инструмент социально ответственного бизнеса / Воробей В., Жуковская И. – Представительство ООН в Украине / Инициатива Глобального договора в Украине. – К.: Инжиниринг, 2010. – 84 с.