Назад в библиотеку

Инвестиционная привлекательность как объект исследования

Автор: А. А. Кравченко, З. Г. Аракелова
Источник: Экономика и маркетинг в XXI веке: проблемы, опыт, перспективы [Электронный ресурс]: сб. материалов XV междунар. науч-практ. конф., 22–23 нояб. 2018 г., г. Донецк / ГОУВПО ДОННТУ; редкол.: А. А. Кравченко, В. А. Харченко, И. С. Костюк. – Электрон.дан. (1файл). – Донецк: ДОННТУ, 2018. – 486 с.

Аннотация

А. А. Кравченко, З. Г. Аракелова. Инвестиционная привлекательность как объект исследования. Рассмотрено понятие инвестиционной привлекательности. Приведены основные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность на различных уровнях. Выполнен анализ и систематизация различных научных подходов относительно определения понятия «инвестиционная привлекательность предприятия», а также представлены основные подходы и принципы оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

Общая постановка проблемы

В настоящее время в Донецкой народной республике сохраняются условия ограниченности ресурсов и острой конкуренции между предприятиями за получение более качественных и дешевых ресурсов, в том числе и финансовых, поэтому оценка инвестиционной привлекательности отдельного субъекта приобретает особую важность. Поскольку, с одной стороны – это основа для разработки его инвестиционной стратегии, а с другой – возможность обнаружить недостатки в деятельности предприятия, предусмотреть меры по их ликвидации и улучшить условия привлечения инвестиционных ресурсов. Это свидетельствует о том, что вопрос оценки инвестиционных возможностей предприятия приобретает все большую актуальность.

Анализ последних исследований и публикаций

Изучению проблемы инвестиционной привлекательности посвящено множество научных трудов. Весомый вклад сделали специалисты по экономике, среди которых: У. Ф. Шарп, Г. Д. Александер, А. А. Агеенко, О. В. Носова, О. А. Андраш, Н. Ю. Брюховецкая, Л. И. Катан, О. Г. Мельник, И. А. Бланк, Л. Гитман, Д. А. Ендовицкий, Г. В. Савицкая и другие. Несмотря на исключительное внимание исследователей к данной теме, ученые до сих пор не разработали универсального определения инвестиционной привлекательности, которое бы отвечало потребностям как теории, так и практики, а также было бы адекватным с позиции конкретного субъекта их осуществления. Значительная часть вопросов требует усовершенствования и обстоятельного исследования.

Цель

Рассмотрение существующих подходов к определению сущности понятия «инвестиционная привлекательность», анализ основных принципов и подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятия.

Изложение основного материала

В настоящее время инвестиционная привлекательность играет важную роль в активизации инвестиционных процессов. Высокий уровень инвестиционной привлекательности гарантирует стабильное поступление инвестиций в страну, дополнительные поступления в бюджет государства, а также улучшение социальной среды в стране. Инвестиционная привлекательность представляет собой систему различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данной стране, регионе, отрасли, на предприятии. Инвестиционная привлекательность рассматривается на различных уровнях: на уровне страны, региона, отрасли и предприятия. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность данных объектов представлены на рисунке 1.

Факторы, определяющую инвестиционную привлекательность.

Рис. 1. – Факторы, определяющую инвестиционную привлекательность.

На основе данных рис. 1, можно сделать вывод, что инвестиционная привлекательность представляет собой экономическую категорию, которая на разных уровнях зависит от различных факторов, которые способствуют достижению поставленных целей. Так как, предприятие является завершающим звеном, где реализуются определенные проекты, то целесообразно более детально рассмотреть подходы и принципы оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Степень инвестиционной привлекательности предприятия является индикатором, показания которого позволяют сделать выводы потенциальным инвесторам о необходимости и целесообразности вложения финансовых средств именно в данный объект [2]. В экономической литературе нет единого подхода к определению сущности понятия инвестиционная привлекательность. Сущность этого понятия и, соответственно, методы расчета по-разному трактуют отечественные и зарубежные ученые. Поэтому целесообразным является представление сравнительной характеристики существующих подходов к определению понятия инвестиционная привлекательность предприятия, таблица 1.


Таблица 1. Основные определения понятия инвестиционная привлекательность предприятия

Основные определения понятия «инвестиционная привлекательность предприятия

На основе приведенных в таблице определений можно сказать, что, в общем случае, инвестиционная привлекательность рассматривается как интегрированная оценка предприятия как объекта инвестирования, которая характеризует производственный потенциал, финансовое состояние, менеджмент, отраслевую принадлежность и интересы субъектов инвестиционного процесса.

Анализируя существующие подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия, можно выделить такие направления [8]:

Самыми простыми и удобными в применении являются методики, базирующиеся на анализе финансового состояния предприятия. Распространенность этого подхода объясняется легкостью применения данного аналитического инструментария, возможностью комплексно оценить нынешнее финансовое положение предприятия. Этот подход не требует сбора дополнительной информации, которая не подана в финансовой отчетности предприятия. Однако, такая оценка предприятия не является достаточной, поскольку как удовлетворительное, так и неудовлетворительное финансовое состояние субъекта хозяйствования не отражает перспектив развития и резервов улучшения результатов деятельности.

Односторонность подхода к оценке инвестиционной привлекательности на основе финансовых показателей пытаются исправить авторы комплексных методик. Эти методики всесторонне оценивают инвестиционную привлекательность предприятий, определенным образом учитывая перспективы развития объекта инвестирования. Но, есть существенный недостаток – анализ разноплановых факторов, которые не всегда имеют числовое выражения, а потому, существует необходимость привлечения экспертов для осуществления обоснованной оценки, что влечет за собой дополнительные затраты времени и снижает объективность выводов.

Относительно рыночного подхода к оценке инвестиционной привлекательности предприятия необходимо отметить, что кроме того, что эти методики предназначены только для предприятий акционерной формы собственности, большинство из них не могут быть применены к отечественным предприятиям, поскольку рынок ценных бумаг не выполняет инвестиционной функции. В большинстве случаев владение акциями не сопровождается ростом дивидендов и получением стабильной прибыли. Предприятия не могут эффективно использовать инструменты рынка ценных бумаг, поскольку последний является неработающим и малоэффективным.

При применении стоимостного подхода к оценке инвестиционной привлекательности предприятия возникает вопрос, какие именно показатели использовать и как. Их набор зависит от типа инвестора и его мотивации, а также горизонта осуществления оценки.

Выводы

Следовательно, на основе изученного теоретического материала, можно сделать вывод, что понятие инвестиционная привлекательность предприятия рассматривается различными учеными как обобщенная характеристика преимуществ и недостатков субъекта хозяйствования, которая позволяет потенциальным инвесторам сделать выводы о необходимости и целесообразности вложения средств именно в этот объект. Выбор оптимальной методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия позволит выявить недостатки в функционировании организации и сохранить финансовую устойчивость.

Список использованной литературы

1. Тапсахалова, Ф. М. Современное состояние и оценка эффективности использования инвестиционных ресурсов в аграрном секторе / Ф. М. Топсахалова, Р. Р. Лепшокова, Д. А. Койчуева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.monographies.ru/ru...
2. Экономическая сущность понятия инвестиционной привлекательности / Кулик А. М., Корецкая О. В. // Экономические науки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://repository.kpi.kharkov.ua/bitstream/...
3. Агеенко, А. А. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей экономики региона и отдельных хозяйствующих субъектов / А. А. Агеенко // Вопросы статистики. – 2013. – №6. – С. 48).
4. Андраш, О. А. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий туристической отрасли / О. А. Андраш // Вестник НТУ «ХПИ». Тематический выпуск: «Технический прогресс и эффективность производства». – 2010. – № 8. – С. 3–12.
5. Брюховецкая, Н. Ю. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия / Н. Ю. Брюховецкая, О. В. Хасанова // экономика промышленности. – 2009. – № 44. – С. 120-125.
6. Катан, Л. И. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия / Л. И. Катан // инвестиции: практика и опыт. – 2010. – №15. – С. 22–24.
7. Мельник, О. Г. Системы диагностики деятельности машиностроительных предприятий [монография] / О. Г. Мельник. – Львов: Издательство Львовской политехники, 2010. – 344 с.
8. Носова, О. В. Инвестиционная привлекательность предприятия / О. В. Носова // стратегические приоритеты. – 2007. – № 1 (2). – С. 120–126.