Автор: James Chen
Автор перевода:Аракелова Земфира Григорьевна
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – это инвестиции, сделанные фирмой или частным лицом в одной стране в бизнес-интересы, расположенные в другой стране. Как правило, ПИИ имеют место тогда, когда инвестор осуществляет зарубежные коммерческие операции или приобретает иностранные бизнес-активы в иностранной компании. Однако ПИИ отличаются от портфельных инвестиций, при которых инвестор просто покупает акции иностранных компаний.
Прямые иностранные инвестиции обычно создаются в странах с открытой экономикой, так как они предлагают квалифицированную рабочую силу и перспективы роста для инвестора, в отличие от жестко регулируемых экономик. Прямые иностранные инвестиции часто включают в себя нечто большее, чем просто капитальные вложения. Они могут также включать положения об управлении или технологии. Ключевой особенностью прямых иностранных инвестиций является то, что они обеспечивают либо эффективный контроль, либо, по крайней мере, существенное влияние на принятие решений иностранным бизнесом.
Бюро экономического анализа (БЭA), которое отслеживает расходы прямых иностранных инвесторов на американские предприятия, сообщило об общем объеме ПИИ в американские предприятия в 2018 году в размере 253,6 млрд. долл. Химическая промышленность стала самой крупной по сбору прямых иностранных инвестиций 109 млрд. долл.
Прямые иностранные инвестиции могут осуществляться различными способами, включая открытие дочерней или ассоциированной компании в иностранном государстве, приобретение контрольного пакета акций в существующей иностранной компании или путем слияния с иностранной компанией.
Барьер для прямых иностранных инвестиций, устанавливающий контрольный пакет акций, согласно руководящим принципам, установленным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), составляет не менее 10% доли собственности в иностранной компании. Однако это определение является гибким, поскольку существуют случаи, когда эффективный контрольный пакет акций фирмы может быть установлен с менее чем 10% голосующих акций компании.
Прямые иностранные инвестиции обычно классифицируются как горизонтальные, вертикальные или конгломератные. Под горизонтальными прямыми инвестициями понимается инвестор, осуществляющий тот же тип коммерческой деятельности в иностранном государстве, что и в своей родной стране, например, поставщик сотовой связи, базирующийся в Соединенных Штатах и открывающий магазины в Китае.
Вертикальная инвестиция – это такая деятельность, при которой в иностранном государстве создаются или приобретаются различные, но взаимосвязанные виды деятельности, отличающиеся от основной деятельности инвестора, например, когда производственная компания приобретает долю в иностранной компании, которая поставляет детали или сырье, необходимые для производства ее продукции.
Конгломератный тип прямых иностранных инвестиций – это тот вид деятельности, когда компания или физическое лицо делает инвестиции в бизнес, который не связан с его существующим бизнесом в его родной стране. Поскольку этот вид инвестиций предполагает вхождение в отрасль, в которой инвестор не имеет предыдущего опыта, он часто принимает форму слияния предприятия с иностранной компанией, уже работающей в этой отрасли.
Примеры прямых иностранных инвестиций включают, в частности, слияния, поглощения, розничную торговлю, услуги, логистику и производство. Прямые иностранные инвестиции и законы, регулирующие их, могут иметь решающее значение для стратегии роста компании.
Например, в 2017 году американская компания Apple объявила об инвестициях в размере 507,1 млн. долл. для стимулирования своих исследований и разработок в Китае, третьем по величине рынке Apple после Америки и Европы.
Экономика Китая была подпитана притоком ПИИ, направленных на высокотехнологичные производства и услуги страны, которые, по данным Министерства торговли Китая, выросли на 11,1% и 20,4% в годовом исчислении соответственно в первой половине 2017 года. Между тем, лояльные правила ПИИ в Индии теперь позволяют передавать 100% прямых иностранных инвестиций в розничную торговлю с одним брендом без одобрения правительства. Как сообщается, это решение облегчает желание Apple открыть физический магазин на индийском рынке. До сих пор продукция фирмы была доступна только через сторонние физические и интернет-магазины.