Назад в библиотеку

Пути повышения прибыли на предприятии в современных условиях развития экономики

Авторы: Сидляр Н. С., Булавка Е. Д., Крапивницкая С. Н.
Источник:Сборник материалов научно-практической конференции Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие. – Донецк: ДонНТУ, 25 октября 2017. – С. 18–20.

В современных условиях развития экономики основным показателем оценки эффективности деятельности любого субъекта хозяйствования является прибыль, которая побуждает предприятия искать рациональные и экономически обоснованные методы управления прибылью на предприятии. Для решения данной проблемы с целью повышения эффективности деятельности предприятия изучение сущности прибыли и возможных мероприятий по ее максимизации является очень актуальным.

Пути повышения прибыли на предприятии исследованы в работах С. С. Сергеева [1], А. С. Акатовой[2], Г. В. Савицкой [3] и других. В работах этих ученых рассмотрены проблемы, связанные с мероприятиями по увеличению величины прибыли как основной экономической категории, занимающей одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Однако целостная концепция решения данной проблемы еще не сформирована

Цель данного исследования состоит в изучении и анализе наиболее эффективных методов максимизации прибыли промышленных предприятий.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Величина прибыли является основным показателем оценки конкурентоспособности предприятия и эффективности его деятельности. Более того, механизм формирования, распределения и использования прибыли затрагивает интересы не только трудового коллектива и собственников субъекта хозяйствования, но и государство, различных партнеров и кредиторов. С позиции государства, в современных условиях прибыль служит основным источником накопления, и пополнения доходной части его бюджета. Что касается самого предприятия, то здесь значение прибыли состоит в том, что она выступает главным источником финансирования расширенного воспроизводства, социального и научнотехнического развития предприятия, а также материального поощрения и стимулирования работников [4].

Объективной необходимостью деятельности любого предприятия в рыночной экономике является поддержание прибыли на достаточном уровне для нормальной работы предприятия. Финансовое состояние предприятия зависит от внешних и внутренних факторов (рис.1).


Рисунок 1 – Факторы, влияющие на прибыль

Причем, внешние факторы во многих случаях изменению не подлежат, и предприятие никак не может на них повлиять. Однако, предприятие, своевременно изучившее опасности внешней среды и рыночных отношений, сможет подготовиться к планированию и разработке стратегии действий по предотвращению угроз, правильно и эффективно используя возможности внутренних факторов

На каждом предприятии должны предусматриваться мероприятия по увеличению прибыли. Для роста прибыли предприятия могут использовать следующие приемы, которые позволят сократить издержки производства, улучшить качество продукции и эффективнее использовать различные ресурсы:

  1. внедрение систем материального стимулирования, совершенствование системы мотивации к труду с целью увеличения объема произведенной продукции;
  2. снижение себестоимости продукции благодаря более рациональномуиспользованию средств производства и трудовых ресурсов;
  3. широкое освоение прогрессивных технологий с целью снижения трудоемкости;
  4. улучшения технического уровня производства для увеличения качественных характеристик продукции;
  5. диверсификация производства [5].

Таким образом, эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия зависит от грамотного планирования и реализации мероприятий по увеличению прибыли. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на ее рост и манипулировать переменными, от которых она зависит. Совокупность обозначенных действий в итоге обеспечит не только рост прибыли, но и рентабельное функционирование предприятий, а также рост экономики в целом.

Список использованной литературы

1. Сергеева С. С. Факторы роста прибыли предприятия в современных условиях // Международный журнал экспериментального образования. 2011.
2. Акатова А. С. Увеличение прибыли как важный фактор развития предприятий / А. С. Акатова, Ю. А. Козлова // Молодой ученый. 2014. №4.С. 453-456
3. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г. В. Савицкая. – 5-e изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 288 с.: 60x88 1/16.
4. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. Г. Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 703 с.
5. Батова Т. Н. Экономика промышленного предприятия: учеб.пособие / Т. Н. Батова, О. В Васюхин. – СПб.: ГУ ИТМО, 2010. – 248 с.