Автор: Виноградов А. Г., Омаров А. О.
Источник: Электронный архив Донецкого национального технического университета ea.donntu.ru
Виноградов А. Г., Омаров А. О. Конкурентоспособность предприятия как фактор устойчивости ведения бизнеса. В данной работе обосновано, что с позиции интегрированного подхода важнейшими факторами конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке и в конкретный конкурентный период являются конкурентоспособность товара, конкурентный потенциал и конкурентное преимущество предприятия.
Характерным следствием присутствия бизнеса в рыночном экономическом пространстве и одновременно стимулом развития бизнес-деятельности является усиление конкурентной борьбы, что дает толчок к усовершенствованию параметров качества товаров и услуг, дает возможность наиболее полно реализовать имеющийся опыт и знания, тем самым обеспечивая эффективное присутствие предприятия на рынке. Сегодня конкурентоспособность предприятия выступает важнейшим условием его эффективной деятельности и важнейшим фактором общей успешности, особенно при постоянном возрастании требований потребителей. Проблема повышения конкурентоспособности волнует, в первую очередь, руководителей тех предприятий, которые не являются монополистами в сфере своей деятельности. Руководители таких предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов, приемов и методов управления предприятием, факторов повышения конкурентоспособности.
В условиях возрастающей конкуренции на рынках товаров и услуг, возрастает сложность поддержания предприятия в стабильном и устойчивом состоянии. В контексте предприятия устойчивость – это способность субъекта хозяйствования стабильно функционировать в условиях постоянно изменяющейся окружающей среды. Изучение факторов конкурентоспособности предприятия необходимо для повышения эффективности управления конкурентоспособностью, обеспечения устойчивости жизнедеятельности и развития предприятия.
Цель статьи – определить необходимость рассмотрения конкурентоспособности предприятия с интегрированных позиций как фактора устойчивости ведения бизнеса.
В современной научной среде однозначного подхода к определению конкурентоспособности предприятия и к трактовке сущности этого понятия нет. Препятствует выработке согласованной позиции то, что в своей основе конкурентоспособность – это понятие условное: конкурентоспособность зависит от конкретного рынка и его состояния, периода времени и развитости рыночных условий хозяйствования. Зарубежная и отечественная экономическая мысль представлена большим количеством научных публикаций, в которых предложены разнообразные трактовки понятия конкурентоспособность предприятия
. В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается обладание некими свойствами, создающими преимущества для субъекта рыночного взаимодействия (противостояния). Поэтому конкурентоспособность предприятия связывают со способностью конкурировать, с превосходством на рынке, со способностью реализовать свою продукцию, со способностью достигать конкурентных преимуществ. Следовательно, как и многие другие комплексные понятия, понятие конкурентоспособность предприятия
многогранно и не может быть охарактеризовано каким-то одним признаком. Конкурентоспособность предприятия – это:
– характеристика относительная, т.к. оценивается путем сопоставления предприятия с конкурентами;
– характеристика обобщающая, т.к. зависит от различных внутренних и внешних факторов;
– характеристика условная, т.к. подвержена изменению во времени и действительна в пределах определенного конкурентного периода;
– характеристика, отражающая возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям присутствия на рынке, умение маневрировать;
– характеристика, опосредованно подтверждающая рациональность и эффективность управления ресурсами предприятия;
– комплексная оценка состояния предприятия, фактор устойчивости его предпринимательской и бизнес-деятельности;
– оценка инвестиционной привлекательности предприятия.
Конкурентоспособность предприятия можно определить как умение достигать поставленных целей в условиях противостояния конкурентов. Отсюда – отождествление понятий конкурентоспособность предприятия
и конкурентоспособность товара
[1]. Безусловно имеет место высокая корреляция между этими понятиями, но в то же время эти понятия отражают разные стороны конкурентоспособности. Предприятие – это опосредованный носитель свойств конкурентоспособности при помощи своих товаров или услуг, из-за чего и возникает необходимость управлять конкурентоспособностью товара, т.к. последняя играет ведущую роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия.
Однако данное отождествление нельзя считать достаточно обоснованным, т.к. конкурентоспособность товара выступает необходимым, но далеко не единственным фактором конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность товара как составляющая конкурентоспособности предприятия подчинена ему. Предприятие, которое сегодня выпускает продукцию конкурентоспособную, может быть неконкурентоспособным в некоторой перспективе. В основе отличий между этими понятиями лежат следующие положения:
- анализ конкурентоспособности товара производится по каждому виду ассортимента, конкурентоспособность же предприятия вовлекает в рассмотрение весь ассортимент продукции, а также все виды и стороны деятельности предприятия;
- конкурентоспособность как предприятия, так и товара получает свою оценку на рынке, но оценка конкурентоспособности предприятия дается не только потребителем, но и самим производителем: само предприятие принимает решение о необходимости разработки, модернизации и выпуска той или иной продукции в определенных условиях и в определенные временные периоды;
- предприятие и его товар характеризуются разными по длительности жизненными циклами. При условии, что предметом рассмотрения выступает оценка текущей конкурентоспособности, временной фактор не играет особой роли, однако, когда речь идет об анализе долгосрочной перспективы, то появляется необходимость учитывать, что жизненный цикл предприятия гораздо более продолжителен.
Конкурентоспособность предприятия связывают также с такими понятиями как конкурентный потенциал и конкурентное преимущество [2]. Конкурентный потенциал предприятия определяется его возможностями и резервами, которые могут быть использованы при определенных условиях. Конкурентное преимущество имеет место, если предприятие обладает некой уникальностью (основанной, в частности, на компетенциях, опыте работы, умениях и навыках персонала, структур и менеджмента предприятия), выгодно отличающей предприятие от конкурентов. Способность предприятия реализовывать и наращивать свой конкурентный потенциал, создавать на его основе конкурентные преимущества, – такие же важные и необходимые факторы конкурентоспособности предприятия, как и конкурентоспособность его товаров.
Разнообразие в трактовках понятия конкурентоспособность предприятия
логично привело к формированию интегрированного подхода, учитывающего
разные аспекты конкурентоспособности предприятия. Интеграция
предполагает не просто компоновку различных частных подходов исходя из
отдельных факторов конкурентоспособности, а позволяет обеспечить
комплексность рассмотрения и построить многофакторную сравнительную
оценку конкурентоспособности предприятий, которая базируется на учете
проявления группы параметров, характеризующих выделяемые факторы
конкурентоспособности [3].
Таким образом, с позиции интегрированного подхода важнейшими факторами конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке и в конкретный конкурентный период являются конкурентоспособность товара, конкурентный потенциал и конкурентное преимущество предприятия. В свою очередь превосходство над конкурентами, возможность эффективно конкурировать с другими предприятиями не только в данный момент времени, но и в средне- и долгосрочной перспективе позволяет рассматривать конкурентоспособность предприятия в качестве фактора устойчивости ведения бизнеса.
Молодой ученый. 2016. № 20. С. 443–446.