Автор: Панфилкина Э. А., Надтока Т. Б.
Источник: Экономические, экологические и социальные проблемы промышленных регионов / Материалы VIII Международной научно-практической конференции 25 мая 2017г. – Краснодон, ЛНУ им. В.Даля – 2017, с. 35-37.
Харченко В. А., Селинова А. И. Диверсификация производства как фактор повышения конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности в ДНР. Обобщены характеристики инвестиционных ресурсов промышленного предприятия, рассмотрены пути формирования инвестиционных ресурсов (непосредственное привлечение и выход на инвестиционный рынок), представлены принципы формирования ресурсов.
В сложившейся непростой ситуации предприятия пищевой промышленности, хоть и обеспечивают около 30% объема реализованной продукции Республики, не полностью используют свои производственные мощности и не могут получать высокую прибыль, прежде всего, по таким причинам: сокращение числа покупателей из-за оттока населения, высокая конкуренция со стороны России, Беларуси, ЛНР, товары которых широко представлены в ДНР. В связи с этим предприятия пищевой промышленности должны находить специальные маркетинговые меры, позволяющие им как противостоять конкурентам, так и эффективно использовать свои производственные мощности. Такую возможность дает диверсификация производства.
Под диверсификацией понимают процесс перераспределения (а иногда и добавления – правка авторов)
ресурсов предприятия в другие сферы деятельности с целью получения экономического эффекта или уменьшения риска [1].
Существует три вида диверсификации: горизонтальная, вертикальная и латеральная (боковая
) [2].
Цели диверсификации определяются, прежде всего, исходя из основных экономических проблем конкретного предприятия и его возможности максимально использовать свою производственную мощность. Однако при выборе вида и конкретного ассортимента для предприятий пищевой промышленности должны быть также учтены следующие особенности: комплексность сырьевой базы, источники ее формирования, специфика спроса на продукцию, выполнение требований к качеству готовой пищевой продукции [3].
Кроме того, при диверсификации должны быть учтены следующие экономические требования: возможность получения значительной прибыли в долгосрочной перспективе; инвестиции в диверсификацию не должны снизить финансовую устойчивость и ликвидность предприятия ниже нормы и быть экономически эффективными.
Большая зависимость предприятий пищевой промышленности от поставщиков сырья делает рациональным развитие вертикальной диверсификации по формированию сырьевых ресурсов. Данное направление позволяет контролировать источники сырья и снизить зависимость от поставщиков, однако это требует значительных инвестиций. В условиях ДНР целесообразно использовать и горизонтальную диверсификацию в направлении введения модифицированных товаров, адаптированных к изменению состава потребителей продукции (увеличение доли пенсионеров, ущемленных слоев населения и т.д.).
Диверсификация позволяет предприятию не только наращивать объемы производства, более эффективно использовать ресурсы, но и повышать конкурентоспособность. Особенностью диверсификации производства предприятий пищевой промышленности так же является то, что она создает необходимые условия для развития кооперации и интеграции, наполнению продуктового рынка новыми товарами, снижению рисков, росту устойчивости экономики отрасли.
Под влиянием диверсификации производства предприятия пищевой промышленности превращаются в многоотраслевые комплексы, в которых отдельные подразделения выполняют функции самостоятельно производящих отдельные виды продукции. Входящие в состав комплекса предприятия оказывают транспортные, складские, логистические услуги.
Преимущества современной диверсификации производства на предприятиях пищевой промышленности могут быть обеспечены следующими факторами (см. табл. 1) [4].
Производство |
Факторы |
В основном производстве |
Технический уровень оборудования; квалификация персонала
степень механизации и автоматизации производства; размер производственных и складских
площадей и другие. |
Во вспомогательном и обслуживающем производствах |
Размер свободных площадей в складском хозяйстве и во
вспомогательных подразделениях; наличие производственно-технологической
лаборатории; обеспеченность
специальным оборудованием; техническое оснащение этих служб; кадровый
потенциал; наличие транспортного цеха; площадь территории; проведение анализа
сырья и готовой продукции в лабораторных условиях; осуществление
погрузочно-разгрузочных работ; организация торговли и другие. |
Предприятия пищевой промышленности как объекты диверсификации являются комплексными организациями. В них сочетаются сельскохозяйственное производство и промышленная переработка, а иногда они еще проводят и маркетинговую диверсификацию, предполагающую реализацию продукции путем освоения новых рынков, создание собственной торговой сети. Применительно к ДНР в пищевой промышленности маркетинговая диверсификация будет рациональна по освоению новых рынков.
Выбор вида и разработка программы диверсификации пищевого предприятия ДНР требует специальных исследований, исходя из конкретных характеристик анализируемого предприятия, территориальной принадлежности, возможностей и способностей кадрового потенциала. Решение данной задачи применительно к конкретному предприятию и должно быть направлением последующих исследований.