Автор: Кравчук Н. В.
Источник: Проблемы современной науки и образования. 2016. № 6(48).
В статье рассматриваются проблемы организации аналитического учета расходов в условиях ориентации донецких предприятий на сотрудничество с российскими партнерами. Проанализированы различия нормативной базы бухгалтерского учета расходов в отечественном и российском учете. Предложены разработанные регистры аналитического учета.
Донецкая область была самым крупным промышленным регионом Украины еще с советских времен. Промышленные предприятия региона производили более 20 % ВВП Украины, притом, что население области составляло всего 10 % общей численности. Статистика показывает, что за период военных действий ситуация ухудшилась. Но народная республика восстанавливает разрушенное войной хозяйство и постепенно начинает выходить из кризиса, ориентируясь на российских партнеров.
Решение проблемы эффективного развития и экономического роста промышленных предприятий невозможно без усовершенствования, прежде всего, управления затратами.
Предприятия Донецкой области, входящие территориально в состав Донецкой народной республики, столкнулись с проблемой организации учета расходов. Проблема связана с необходимостью составлять финансовую отчетность для российских партнёров при существующих различиях в организации учета расходов их классификации и порядка отражения в финансовой отчетности, формирования аналитической информации.
Применительно к российскому бухгалтерскому учету вся деятельность предприятия делится на обычную деятельность и прочую.
Положение бухгалтерского учета 10/99 «Расходы организации» и расходы классифицируются по видам деятельности [1]. При этом обязательным является требование группировки затрат обычной деятельности по экономическим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
В украинском бухгалтерском учете учет расходов регламентируется Положением
(стандартом) бухгалтерского учета П(с)БУ 16 Расходы
. В соответствии с П(с)БУ 16
выделяют расходы операционной, инвестиционной, и прочей обычной деятельности
[2]. Обычная деятельность соответствует целям создания предприятия и
прописывается в его уставе. Например, к обычной деятельности относится
производство и реализация промышленной продукции (товаров, работ, услуг),
расчеты с поставщиками и заказчиками, курсовые разницы, т. е. операции, которые
сопровождают эту деятельность предприятия.
Одним из классификационных признаков затрат является деление их на затраты включаемые и не включаемые в себестоимость. Состав этих затрат определен законодательно. В синтетическом учете группировка включаемых затрат ведется по экономическим элементам, в аналитическом – по статьям калькуляции
Если экономические элементы аналогичны российским стандартам, то калькуляционные статьи определяются отраслевыми нормативами, утвержденными соответствующими министерствами и уточняются внутренними нормативами предприятия.
Порядок организации учета затрат предполагает использование первичного, аналитического и синтетического учета.
Основными первичными документами учета материальных затрат являются лимитно-заборные карты, которые открываются на материалы, постоянно используемые в производственном процессе, расход которые определен заранее в соответствии с паспортом производства. Учитывая количество угледобывающих предприятий региона, разработаны лимитно-заборные карты на основе паспортов добычи угля, паспортом крепления, паспортов взрывания и т. д. Большую группу материалов на шахтах составляют материалы повторного использования. Это в первую очередь металлическое крепление и запасные части демонтированного транспортного оборудования – ролики конвейерных лент, цепи скребковых конвейеров и др. Для таких материалов разработаны специальные лимитно-заборные карты. Существуют проблемы с определением учетной стоимости таких материалов. Здесь используется понятие справедливой (рыночной) стоимости запасов.
Использованные материалы в течение месяца группируются в накопительных ведомостях, на основании которых формируется производственная себестоимость по элементу материальные затраты. Стандартизованных регистров аналитического учета для учета запасов не существует, каждое предприятие самостоятельно разрабатывает такие регистры и закрепляет их приказом об учетной политике.
Расходы на заработную плату формируются на основании накопительных ведомостей расходов по оплате труда по каждому производственному подразделению. Одновременно начисляются затраты на социальные мероприятия. С 1 января 2011 года предприятия платят единый социальный взнос. До 1 января 2016 г он был дифференцирован в зависимости от опасности производства по травмам. В ДНР это налог единого размера для всех – 31 % от начисленной заработной платы и платит его работодатель.
В структуру себестоимости частично включаются общепроизводственные расходы, которые учитываются на 91 «Общепроизводственные расходы» по экономическим элементам и в части переменных расходов списываются на себестоимость в соответствии с базой распределения, а в части постоянных расходов на себестоимость реализации.
Для учета расходов российским планом счетов используются 90 и 91 счета. По характеру это сравнительные счета.
В украинском учете для учета расходов выделен 9 класс счетов. Счета активные –
по дебету счёта отражаются понесенные расходы по кредиту в порядке закрытия
расходы списываются на финансовый результат. В плане счетов предусмотрены: 90
счет Себестоимость реализации
, 92 Административные расходы
, 93 счет
Расходы на сбыт
. Эти счета формируют производственную себестоимость.
Для учета прочих операционных расходов предназначен 94 счет, финансовые и
инвестиционные расходы учитываются соответственно на 95 и 96 счетах на 97 счете
учитываются прочие расходы. 98 счет предназначен для учета расходов по налогу на
прибыль. С 2013 года упразднен 99 счет Чрезвычайные расходы
.
Существуют определенные проблемы с признание расходов и соответствии расходов в бухгалтерском и налоговом учете.
В настоящий момент организация учета в республике находится на стадии
законодательного становления и предприятиям необходимо внести свои предложения
в соответствии с видением проблем учета расходов изнутри
.
1. ПБУ 10/99 Расходы организации
. [Электронный ресурс]. Министерство
финансов России URL: http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2010/pbu_10.pdf (дата обращения: 24.03.2016).
2. ПСБУ 16 Расходы
. [Электронный ресурс]. URL: http://kodeksy.com.ua/ka/buh/psbu/16.htm
(дата обращения: 24.03.2016).