Авторы: Д. О. Петренко, А. А. Шиянов, Е. А. Бондаренко, Д. Н. Мирошник
Источник: V Международная научно-практическая конференция "Инновационные перспективы Донбасса", ДонНТУ, 2019 г. – c. 119-126
В работе рассмотрены способы расчета и проектирования и экспериментальной проверки некомплектных дросселей для силовых полупроводниковых преобразователей энергии в электроприводе.
В связи с повсеместным распространением преобразовательной техники в автоматизированном электроприводе и электроэнергетике, требуется уметь грамотно делать расчет и проектирование некомплектных индуктивных элементов (дросселей). На кафедре «Электропривод и автоматизация промышленных установок» разрабатываются стенды по изучению активных выпрямителей для машины двойного питания и тиристорного преобразователя для электропривода постоянного тока. Последний особенно актуален в Донецком регионе, поскольку имеется огромное количество электроприводов вышедших из строя и требующих замены системы регулирования координат электропривода и системы импульсно-фазового управления.
В работе приведены примеры расчета и разработки подобных некомплектных элементов. Они базируются на методиках [1] и [5].
Хорошими примерами работ по расчету и проектированию дросселей являются статьи и книги В.Я. Володина, в которых автор показывает относительно простую методику расчета и проектирования дросселей [1].
В статье Ю. Черкашина приведен расчет дросселя при произвольных формах тока [5], на основании относительной магнитной проводимости.
Цель работы. Произвести расчет и проектирование силовых дросселей для активного выпрямителя напряжения и тиристорного преобразователя постоянного напряжения в выпрямительной цепи, а также провести экспериментальную проверку параметров спроектированных элементов.
Результаты работы. Исходные данные проектированию представлены в табл.1.
Таблица 1. Заданные значения параметры дросселей
№ |
I, A |
U, В |
L, мГн |
1. Дроссель трехфазный |
15 |
50 |
0.1 -0.3 |
2. Дроссель сглаживающий на постоянный ток |
11 |
250 |
3-9 |
Для задачи №1 был взят магнитопровод броневой конструкции, типа ШЛ, марка стали 3411 с толщиной пластины 0.35 мм.
Габаритные размеры магнитопровода: а=2см, b=2.5см, с=2 см, h=5см. Длина средней магнитной линии lc=16.8 см (рисунок 1).
Для задачи №2 был взят П – образный магнитопровод из листовой холоднокатаной электротехнической стали марки 3414 (Э330А). Его схема с обозначением габаритных размеров приведена на рисунке 2.
На основании известных данных (габаритные размеры магнитопровода и свойства электротехнической стали) производится последовательный расчет, который начинается с определения количества витков дросселя. По методу В. Я. Володина количество витков и немагнитный зазор сердечника магнитопровода определяется ориентировочно, затем рассчитывается приблизительное значение индуктивности и в зависимости от ее значения корректируются количество витков и немагнитный зазор для попадания в заданные пределы необходимой индуктивности. Для второго метода характерно более точное определение количества витков и немагнитного зазора.
Производится расчет габаритных показателей сердечника:
Примерная габаритная мощность p, ВА:
Расчет начинается с определения конструктивных и электромагнитных параметров. Все они, кроме коэффициента заполнения стали Кс, могут корректироваться в рамках поставленной задачи. Коэффициент заполнения Kс, который равен отношению сечения стали сердечника к общему сечению (в последнее входит изолирующий лак) берется из справочной литературы и для каждого типа сердечника и типа стали он свой, как правило в пределах 0.9-0.97.
Отношение площади чистого проводника в окне сердечника к общей площади окна выражается коэффициентом Ко. Важную роль играет в трансформаторах, где количество витков значительно больше из-за наличия двух обмоток и определяет их габаритную мощность, а в случае с дросселем служит коэффициентом ограничивающим количество витков. Для уменьшения влияния эффекта вытеснения тока нужно производить намотку дросселя из литцендрата (задача 1), что дополнительно уменьшит , поэтому на начальном этапе стоит принять Ko меньше рекомендованного. При подборе параметров так же можно пользоваться рекомендациями из справочной литературы [3]. Значение максимальной индукции Bm принимается исходя из работы на линейном участке кривой намагничивания, а плотность тока J принимается по условиям ограничения падения напряжения на активном сопротивлении или ограничения нагрева и т.д.
Определяется количество вмещаемых витков по формуле:
Если индуктивность оказалась значительно больше заданной (более, чем в 3 раза), необходимо уменьшить количество витков, а если меньше (менее, чем в 3 раза), то увеличить.
Теоретический немагнитный зазор:
Определяется индуктивность:
Если индуктивность оказалась больше требуемого значения, для ее уменьшения увеличиваем магнитный зазор на величину отношения имеющейся индуктивности и заданной, наоборот – уменьшаем:
,
где Lр – рассчитанная индуктивность;
Lт – требуемая индуктивность;
δр – рассчитанный зазор.
Далее производится пересчет индуктивности по формуле выше.
Для расчета дросселя методом на основе относительной магнитной проницаемости используется кривая намагничивания выбранной марки стали для определения магнитной проницаемости (рис. 3) [2].
Определяется относительная магнитная проницаемость в точке, где кривая сохраняет приблизительно линейный вид:
где B – магнитная индукция в выбранной точке, Тл;
Н – напряженность магнитного поля в той же точке, А/м;
µ0 – магнитная постоянная, равная Гн/м.
Производится расчет индуктивности:
Для определения индуктивности необходимо получить два параметра дросселя: активное и реактивное сопротивление. Для определения активного сопротивления дроссель подключается к изменяемому постоянному напряжению (см. рисунок 4), чтобы в дальнейшем получить его ВАХ, для каждой точки, которой необходимо рассчитать сопротивление проводника. После расчета полученные значения усредняются, а полученное среднее значение принимается за активное сопротивление дросселя.
Формула для получения сопротивления:
где UL(AC) – напряжение на дросселе, В;
 IL(AC) – ток через дроссель, А.
Для получения реактивного сопротивления также необходимо насколько точек для снятия ВАХ, но уже с переменным током и напряжением. Для этого дроссель включается в сеть переменного тока с переменной нагрузкой (см. рисунок 5), с помощью которой изменяют потребляемый ток и измеряют сопротивление на дросселе. Далее, по такому же принципу как для активного сопротивления считают сопротивление полное, которое затем усредняют.
Полное сопротивление:
Результаты эксперимента и расчета для разрабатываемых дросселей сведены в таблицы 1.1, 1.2, 2.
Таблица 1.1 – Расчетные данные
Задача №1, расчет |
Sc, см2 |
So, см2 |
P, ВА |
Kc |
Ko |
Bm, Тл |
5 |
10 |
62.5 |
0.93 |
0.1 |
1.2 |
|
J, А/мм2 |
W |
, мм |
L, мГн. 1 метод |
μэкв |
L, мГн. 2 метод |
|
12 |
24 |
1.34 |
0.25 |
122,72 |
0,265 |
Таблица 1.2 – Расчетные данные
Задача №2, расчет |
Sc, см2 |
So, см2 |
P, ВА |
Kc |
Ko |
Bm, Тл |
7,55 |
24,8 |
187,2 |
0.95 |
0.32 |
1,3 |
|
J, А/мм2 |
W |
, мм |
L, мГн. 1 метод |
μэкв |
L, мГн. 2 метод |
|
2,9 |
88 |
2,22 |
3,13 |
154 |
3.26 |
Таблица 2 – Экспериментальные данные
Задача №1, эксперимент |
R, Ом |
Z, Ом |
Xср, Ом |
I(DC), A |
I(AC), A |
UL(DC), В |
UL(AC), В |
L, мГн |
0.0603 |
0.102 |
0,078 |
0.365 |
4.11 |
0.22 |
0.423 |
0,248 |
|
0.0583 |
0,093 |
1.27 |
7.95 |
0.74 |
0.737 |
|||
Rcp, Ом |
Zcp, Ом |
|||||||
0.0594 |
0.98 |
Выводы
В данной работе был произведен расчет и проектирование некомплектных дросселей. На основе полученных результатов были изготовлены дроссели и проведены их экспериментальные проверки на соответствие заданным параметрам.