Авторы: Дикеевич А.В., Севрюгина Н.С.
Источник: Научная электронная библиотека Киберленика
,
Проведен анализ научных подходов рациональных способов эксплуатации автомобилей. Установлена взаимосвязь этапов жизненного цикла с ресурсной и безопасной функциональностью автомобиля. Выполнен анализ идентификационных реквизитов безопасности тормозной системы. Дана характеристика систем управления динамикой автомобиля. Предложен алгоритм моделирования риска возникновения аварийной ситуации с поиском возможной неисправности тормозной системы и действий водителя по ее предотвращению.
Ключевые слова: автомобиль, функционирование, жизненный цикл, безопасность, модель, система, эффективность
Конструктивное совершенство автомобильного транспорта производители рассматривают через призму удовлетворения потребностей человека. Насколько бы не было комфортно управление автомобилем и выгода его функционирования, но нельзя отрицать и негативное воздействие стремительного роста транспортных средств, в частности повышение нагрузки на окружающую среду и риска возникновения опасностей для человека. Решая возникающие проблемы ученые разрабатывают новые научные подходы, предлагают различные расчетные методики, применение которых позволяет снизить негативные эффекты функционирования автомобильного транспорта, дать прогнозные рекомендации по рациональным способам их эксплуатации.
Теоретически заложенный для автомобильного транспорта жизненный цикл складывается из этапов конструирования, производства, эксплуатации, каждый этап имеет только ему присущую структуру. Как уже отмечалось, конструкторы заботятся о совершенствовании автомобилей, а производители в борьбе за потребителя прилагают усилия для повышения качества изготовления автомобилей, что в комплексе позволяет получить надежную и безопасную конструкцию.
Перевод автомобиля в период эксплуатационного цикла характеризуется базовыми показателями функционирования, которые со временем снижаются. Научные исследования позволили разработать теоретикопрактические подходы поддержания работоспособности автомобиля, включающие в себя оценочные методики диагностирования прогнозные ресурсные методики и комплекс технических средств их реализации.
Например, для облегчения контроля состояния тормозной системы в конструкции автомобиля используются различные датчики. Результаты измерений датчиками параметров системы выводятся в виде сигналов соответствующих ламп на приборной панели, показаний бортового компьютера. На современном автомобиле применяются следующие сигнальные лампы тормозной системы:
- низкого уровня тормозной жидкости;
- износа тормозных колодок;
- неисправности системы ABS;
- неисправности системы ESP (ASR).
Базовые показатели функционирования автотранспортного средства представлены номинальными значениями эффективности, а также имеют предельные показатели (минимум/максимум) изменение которых на первоначальном этапе ведет к снижению эффективности функционирования автомобиля, а выход за предел функционирования может вызвать отказ, влекущий возникновение нештатной или опасной ситуации.
Конструкторы для обеспечения эксплуатационной безопасности автомобиля применяют различные системы безопасности. Для установления конкретных неисправностей систем активной безопасности применяется компьютерная диагностика автомобиля.
Идентификационные реквизиты безопасности представлены в табл. 1.
Системы управления динамикой автомобиля ESP, ABS, BAS, ASR и EDS работают только при работающем двигателе и вносят существенный вклад в активную безопасность.
ESP (система стабилизации движения) помогает снизить опасность заноса/бокового скольжения и улучшить устойчивость за счет притормаживания отдельных колес в определенных дорожных ситуациях. Граничные ситуации, возникающие при движении в случае избыточной или недостаточной поворачиваемости автомобиля, или при пробуксовке ведущих колес распознаются системой стабилизации движения. Притормаживая отдельные колеса или снижая крутящий момент двигателя, система стабилизирует положение автомобиля.
Система стабилизации движения включает в себя системы ABS, BAS, ASR и EDS. Система стабилизации движения включена постоянно. Если в отдельных, специфических ситуациях автомобиль не сможет развить необходимой тяги для движения, ASR можно отключить нажатием клавиши ASR. Следить, чтобы ASR всегда включалась снова, если возможность движения (тяга) восстановлена.
ABS может предотвращать блокировку колес при торможении почти вплоть до остановки автомобиля и помогает водителю управлять автомобилем и сохранять контроль над ним. Это означает, что автомобиль даже при полном торможении будет менее склонен к боковому скольжению.
При работе системы ABS наблюдаются пульсация педали тормоза а также шумы. Однако не следует рассчитывать, что ABS сократит тормозной путь при любых условиях. На гравии или свежем снегу на подмерзшем или скользком грунте тормозной путь может даже увеличиться.
Современные ABS обладают достаточно высокой надежностью и могут длительное время работать не выходя из строя. Электронные блоки ABS отказывают крайне редко, поскольку защищены специальными реле и предохранителями, и если такая неисправность все-таки случилась, то ее причина нередко бывает связана с нарушениями правил и рекомендаций.
чина нередко бывает связана с нарушениями правил и рекомендаций. На работоспособность ABS влияет величина напряжения между клеммами аккумулятора. При уменьшении напряжения до 10,5 В и ниже ABS вообще может самостоятельно выключиться через предохранительный электронный блок. Предохранительное реле может также сработать при недопустимых колебаниях и всплесках напряжения в сети автомобиля.
О том, что ABS неисправна, свидетельствует загорание контрольной лампы на панели приборов.
Если контрольная лампочка ABS загорелась во время движения, необходимо остановить автомобиль, заглушить двигатель и проверить напряжение между клеммами аккумулятора. Если оно окажется ниже 10,5 В, то можно продолжать движение так как система полностью отключена, а при первой возможности зарядить аккумулятор.
Безусловно, отказ тормозов автомобиля в движении является одной из главных опасностей для любого водителя. Как правило, проблемы с тормозной системой чаще всего не появляются ниоткуда, а дают о себе знать задолго до неприятного момента бесконтрольного движения.
Исправная тормозная система в автомобиле — это залог своевременной остановки, что является самым ответственным пунктом при вождении. При нажатии на педаль тормоза водитель рассчитывает на ответную положительную реакцию системы, которая обеспечивает полное и незамедлительное действие – остановку автомобиля. Но в реальности ситуации складываются по разному, случайность процесса может быть вызвана как внешними негативными условиями, так и состоянием элементной базы тормозной системы, ее износа, а соответственно и эффективностью функционирования при различном снижении ресурса. Имитационное моделирование аварийной ситуации на дороге представлено алгоритмом (рис.1).
Вывод: Проведен анализ научных подходов и расчетных методик, применение которых позволяет снизить негативные эффекты функционирования автомобильного транспорта и дать прогнозные рекомендации по рациональным способам их эксплуатации. Установлена взаимосвязь этапов жизненного цикла с ресурсной и безопасной функциональностью автомобиля. Выполнен анализ идентификационных реквизитов безопасности тормозной системы. Дана характеристика систем управления динамикой автомобиля, составлена модель «дерево событий». Предложен алгоритм моделирования риска возникновения аварийной ситуации с поиском возможной неисправности тормозной системы и действий водителя по ее предотвращению.