Cемь принципов менеджмента качества
Автор: Global Quality Village
Аннотация
Global Quality Village. Cемь принципов менеджмента качества
Предисловие
Управление качеством становится все более важным для руководства и менеджмента всех организаций. Необходимо идентифицировать менеджмент качества как отдельную дисциплину управления и установить общепринятые и понятные правила для этой дисциплины.
ISO пересмотрела восемь принципов менеджмента качества, и новые семь принципов менеджмента качества были опубликованы как часть самого стандарта ISO9000: 2015. (Эта статья основана на ISO9000: 2015). Последний стандарт ISO9001: 2015 основан на этих семи принципах.
Описанные здесь концепции и принципы управления качеством дают организации возможность решать проблемы, возникающие в среде, которая существенно отличается от ситуации последних десятилетий.
Основной материал
Качество управления становится все более важным для руководства и управления всеми организациями. Это необходимо для определения качества управления предприятием. Весь персонал должен проняться философией качества.т.е. понять и принять правила управления качеством.
Технический комитет ИСО работает над стандартами ISO 9000, в котором опубликован документ с подробным изложением принципов менеджмента качества и применения руководящих принципов. (Эта статья основана на указанном документе). Последняя версия (версия 2008 г.) ISO 9000, основанна на этих принципах.
Определение качества. Принципы управления: Принцип менеджмента качества является всеохватывающим и основным правилом(убеждения) для лидирующих организаций, деятельность которых направленна на постоянное повышение производительности в будущем, при этом внимание должно быть сосредоточено на клиентах с учетом потребностей всех других заинтересованных сторон
.
- Принцип 1 - Ориентация на потребителя
- Принцип 2 - Лидерство руководителей
- Принцип 3 - Вовлечение работников
- Принцип 4 - Процессный подход к менеджменту
- Принцип 5 - Постоянное улучшение
- Принцип 6 - Принятие решений, основанных на фактах
- Принцип 7 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Теперь рассмотрим принципы более подробно.
Принцип 1 - ориентация на потребителя: Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания
.
Обоснование: Устойчивый успех достигается, когда организация привлекает и сохраняет доверие клиентов и других соответствующих заинтересованных сторон. Каждый аспект взаимодействия с клиентом дает возможность повысить ценность для клиента. Понимание текущих и будущих потребностей клиентов и других заинтересованных сторон способствует устойчивому успеху организации.
Шаги в применении этого принципа:
- определение процесса для достижения желаемого результата.
- выявление и измерение входов и выходов процесса.
- определение интерфейсов процесса с функциями организации.
- оценка возможных рисков, последствий и влияния процессов на потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон этого процесса.
- установление четких обязанностей, полномочий и ответственности за управление процессом.
- определение внутренних и внешних клиентов, поставщиков и других заинтересованных сторон в процессе.
- при разработке процессов, рассмотрение этапов процесса, деятельности, потребности в обучении, оборудовании и т.п.
Принцип 2 - лидерство руководителей: Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации
Обоснование: Cоздание единства цели, руководства и вовлечения людей позволяет организации согласовывать свои стратегии, политику, процессы и ресурсы для достижения своих целей.
Шаги в применении этого принципа:
- принятие во внимание потребностей всех заинтересованных сторон, включая:потребителей, владельцев, работников, поставщиков, финансирующие организации, местные сообщества и общество в целом;
- формирование четкого видения будущего организации;
- постановка смелых целей и задач;
- создание и поддержка общих ценностей, беспристрастности и определению этики поведения на всех уровнях организации;
- создание атмосферы доверия и работы без страха;
- обеспечение работников необходимыми ресурсами, подготовкой и свободой действия в рамках ответственности;
- воодушевление, поощрение и признание вклада работников.
Принцип 3 - вовлечение работников: Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
Обоснование: Для эффективного и действенного управления организацией важно уважать и вовлекать всех людей на всех уровнях. Признание, расширение прав и возможностей и повышение компетентности способствуют вовлечению людей в достижение целей организации в области качества.
Шаги в применении этого принципа:
- пониманиe работниками важности своего вклада и роли в организации;
- выявлениe работниками факторов, мешающих их деятельности;
- принятиe работниками на себя ответственности за решение проблем;
- оцениваниe работниками своей деятельности в сравнении с личными целями и задачами;
- активный поиску работниками возможностей для повышения своей компетентности, знаний и опыта;
- свободная передача работниками своих знаний и своего опыта;
- открытое обсуждение работниками проблем и вопросов.
Принцип 4 - процессный подход: Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом"
Обоснование: СМК состоит из взаимосвязанных процессов. Понимание того, как эта система дает результаты, позволяет организации оптимизировать систему и ее производительность.
Шаги в применении этого принципа:
- систематическоме определение действий, необходимых для получения желаемого результата;
- установление четкой ответственности за менеджмент основных видов деятельности;
- анализ и измерение возможностей основных видов деятельности;
- определение взаимодействий основных видов деятельности в рамках подразделений организации и между ними;
- ориентация на такие факторы, как ресурсы, методы и материалы, способствующие улучшению основных видов деятельности организации;
- оценивание рисков, последствий и влияний деятельности на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны.
Принцип 5 - постоянное улучшение:Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
Обоснование: Улучшение важно для организации, чтобы поддерживать текущий уровень производительности, реагировать на изменения в ее внутренних и внешних условиях и создавать новые возможности.
Шаги в применении этого принципа:
- развертывание по всей организации согласованного подхода к постоянному улучшению ее деятельности;
- обучение работников средствам и методам постоянного улучшения;
- превращение постоянного улучшения продукции, процессов и систем в задачу каждого работника организации;
- разработка целей для того, чтобы направлять и отслеживать улучшения;
Принцип 6 - принятие решений, основанных на фактах:Результативные решения основываются на анализе данных и информации
Обоснование: Принятие решений может быть сложным процессом и всегда сопряжено с некоторой неопределенностью. Он часто включает несколько типов и источников входных данных, а также их интерпретацию, которая может быть субъективной. Важно понимать причинно-следственные связи и возможные непредвиденные последствия. Факты, доказательства и анализ данных приводят к большей объективности и уверенности в принятии решений.
Шаги в применении этого принципа:
- обеспечение уверенности в достоверности и точности данных и информации;
- доступность данных тем, кто в них нуждается;
- анализ данных и информации с использованием апробированных методов;
- принятие решений и действий на основе фактического анализа, сбалансированного с учетом опыта и интуиции
Принцип 7 - принятие решений, основанных на фактах:Организация и ее поставщики взаимозависимы, и их взаимовыгодные отношения повышают способность как тех, так и других создавать ценность.
Обоснование: Соответствующие заинтересованные стороны влияют на результаты деятельности организации. Устойчивый успех с большей вероятностью будет достигнут, когда организация будет управлять отношениями со всеми своими заинтересованными сторонами, чтобы оптимизировать их влияние на свою работу. Особое значение имеет управление взаимоотношениями с провайдером и партнерскими сетями.
Шаги в применении этого принципа:
- установление отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных достижений и долгосрочных планов;
- объединение знаний, опыта и ресурсов с партнерами;
- определение и выбор основных поставщиков;
- четкий и открытый обменй информацией;
- обмен информацией и планами на будущее;
- ведение совместно разработанной и улучшенной деятельности;
- воодушевление, поощрение и признание поставщиков за улучшения и достижения.