Авторы: А.А. Никоноров
Источник: Вестник Московского университета МВД России. 2012. №11.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с функционированием пунктов централизованной охраны в системе службы вневедомственной охраны МВД России.
Ключевые слова: вневедомственная охрана, пункт централизованной охраны, технические средства охраны.
Динамика изменений в экономической основе общества в решающей степени обусловлена сформировавшейся структурой собственности в стране.
Следует обратить внимание на то, что в ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации 1 говорится о равной защите частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности. При этом частная форма собственности как объект государственной защиты названа первой.
Задачи защиты различных форм собственности в значительной степени выполняются органами внутренних дел, и в частности службой вневедомственной охраны, в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. No 3-ФЗ О полиции
2.
На государство ст. 2 Конституции Российской Федерации возложено решение и другой стратегической задачи – признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, рассматриваемых высшей ценностью, которой располагает наше государство.
Решение обозначенных и множества других задач требует эффективно функционирующих механизмов соответствующих органов. В этих целях был создан институт вневедомственной охраны в системе органов внутренних дел, выполняющий на современном этапе такие задачи, как [1]: организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области охранной деятельности; совершенствование нормативного правового регулирования в установленной области деятельности; разработка и реализация в пределах своей компетенции мер по совершенствованию охраны имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, в том числе при чрезвычайных ситуациях и в особый период; организация и проведение в пределах своей компетенции единой технической политики в области охраны имущества и объектов с использованием инновационных технологий; организация инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны; организация работы по выдаче руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности, обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности; участие в установленном порядке в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности различных категорий объектов; оценка защищенности и выработка дополнительных мер по обеспечению безопасности объектов органов внутренних дел РФ от преступных посягательств; осуществление контроля и организация деятельности в следующих областях: выполнение научно-исследовательской, научно-технической и научно-методологической деятельности по решению проблем защиты объектов и охраны имущества граждан и организаций различных форм собственности от противоправных посягательств; сертификация аппаратуры охранной, охранно-пожарной сигнализации и иной продукции технических средств охраны, используемой подразделениями вневедомственной охраны, в порядке, установленном законодательством РФ, и метрологического обеспечения испытаний названной аппаратуры и иной продукции технических средств охраны в установленном порядке.
Таким образом, подразделения вневедомственной охраны МВД России решают важнейшие задачи по повышению защищенности интересов граждан и юридических лиц в отношении принадлежащей им собственности и имущества, усилению антитеррористической устойчивости охраняемых объектов, профилактике имущественных правонарушений. Важно отметить, что вневедомственная охрана является одним из многочисленных подразделений в российской полиции.
В последнее время происходит кардинальное техническое переоснащение службы вневедомственной охраны. Учитывая поставленные перед органами внутренних дел задачи, основное внимание уделяется выполнению программ по техническому перевооружению и объединению (укрупнению) пунктов централизованной охраны (ПЦО), что соответствует ст. 11 Федерального закона «О полиции», где указано, полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. Также в ч. 4 данной статьи обращено внимание на обеспечение возможности использования подразделениями полиции информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных. Данное положение дает определенные перспективные направления реформирования службы вневедомственной охраны, и в частности пунктов централизованной охраны.
На 2013 г. предусмотрено довести количество автоматизированных систем передачи извещений до 100% от общего числа функционирующих на ПЦО подразделений вневедомственной охраны и увеличить долю объектов, квартир и мест хранения имуще- ства граждан с автоматизированной тактикой взятия/ снятия до 95% общего числа охраняемых с помощью ПЦО [1].
Вопросы организации и обеспечения работы ПЦО подразделений вневедомственной охраны регламентируются Конституцией Российской Федерации, обще- признанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и Инструкцией по организации работы пунктов централизованной охраны, утвержденной прика- зом МВД России от 16 июня 2011 г. No 676. Согласно Инструкции пункт централизованной охраны (ПЦО) – диспетчерский пункт для организации и обеспечения на основе договоров централизованной охраны квартир, мест хранения имущества граждан (МХИГ) и иных объектов различных форм собственности (объектов) с помощью технических средств охраны (ТСО), подключенных к системам передачи извещений.
ПЦО входит в структуру подразделения вневедомственной охраны, а штатное расписание устанавливается на основании приказов МВД России, учитывая такие факторы, как объем работ по обеспечению охраны объектов, уровня автоматизации и экономической эффективности деятельности. Также необходимо отметить, что ПЦО представляет собой дежурную часть отдела вневедомственной охраны, а дежурный ПЦО является старшим оперативным начальником над всеми заступившими на службу нарядами отдела. Одновременно дежурный находится в оперативном подчинении дежурной части отдела внутренних дел [2].
Основные функции [3], возложенные на ПЦО:
внедрение, техническое обслуживание находящихся в эксплуатации, замена и списание выработавших установленные сроки эксплуатации средств охраны;
организация подключения к системам передачи извещений ПЦО технических средств охраны (ТСО);
наблюдение состояния ТСО, установленных на охраняемых объектах;
обработка и регистрация поступивших тревожных извещений;
доведение тревожной и другой информации нарядам органов внутренних дел, другим подразделениям МВД России, физическим лицам;
регистрация и контроль результатов отработки поступивших тревожных извещений и др.
Таким образом, пункты централизованной охраны выполняют одну из ключевых ролей в вопросах функционирования вневедомственной охраны, а совершенствование указанного направления деятельности подразделений вневедомственной охраны путем внедрения новейших технологий в организацию ПЦО позволит значительно повысить надежность охраны различных объектов, а значит, добиться выполнения поставленных перед службой задач и достижения определенных государством целей.
1. Официальный сайт МВД России.. URL: http://mvd.ru.
2. Тудос С.А. Административная деятельность вневедомственной охраны МВД России по обеспечению имущественной безопасности и безопасности личности // Дис.канд. юрид. наук. М., 2004.
3. Инструкция по организации работы пунктов централизованной охраны, утвержденная приказом МВД России от 16 июня 2011 г. No 676.