Назад в библиотеку

Инфокоммуникации и эффективность их использования

Современное развитие мировой экономики происходит в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному, которое также называют информационным. За последние десятилетия экономика развитых стран, в том числе и России, настолько усложнилась, что эффективное управление производственными процессами без применения новых методов и технических средств стало невозможным. Важной особенностью новой технологической революции является непрерывное усиление роли инноваций на основе разработки и внедрения инфокоммуникации (информационно-коммуникационных технологий – ИКТ), эффективное использование которых в управлении компаниями обеспечивает их конкурентоспособность.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), за 10 лет (с 1995 по 2005 г.) ИКТ и связанные с ними сектора экономики обеспечили до 6% прироста производительности труда в экономике России.

В Федеральной целевой программе (ФЦП) «Электронная Россия (2002–2010 гг.)» и последующих особое внимание уделяется информатизации и компьютеризации, развитию Интернета и ИКТ, а в целом – сетевой экономике, которая создает условия для экономического роста и модернизации экономики России

Задачи информатизации компаний могут быть решены на основе современной информационной системы (ИС), обладающей высококвалифицированным персоналом и необходимыми программными продуктами, обеспечивающими надежность вычислительных средств. Известно, что информацию дорого производить, но дешево воспроизводить. Эффективное использование ИС в системах управления определяет особенности и требования к организационной, технической и информационной составляющим системы.

С одной стороны, новые технологии бизнеса являются важным элементом информационного обеспечения оперативного решения задач, с другой, – обоснование сетевого эффекта ИКТ с возросшими требованиями к минимизации затрат на информационные технологии с учетом их направленности на гибкое интерактивное управление инициирует поиск эффективного программного обеспечения и вычислительной техники.

Выполненный авторами анализ показывает, что многие традиционные методы управления производством, логистикой, технически устарели и не способны удовлетворять потребности растущих бизнесов. Не случайно задачи эффективного управления на основе использования инновационных систем информатизации стали одним из приоритетов руководства компаний.

Основными сдерживающими факторами инновационного развития отечественных компаний на основе ИКТ остаются недостаток собственных финансовых ресурсов и высокая стоимость нововведений. При этом многие компании порой неактивны в поисках источников финансирования для инноваций, замкнуты на собственный потенциал и не стремятся к повышению интенсивности процессов технологического обмена.

Современные электронные компании заинтересованы в полном использовании возможных ИКТ-решений. Причем, если раньше требовалось просто связать между собой офисы, отделения и филиалы организации, то сегодня жесткие требования предъявляются к пропускной способности каналов, их надежности, обеспечению задач резервирования с целью повышения эффективности принимаемых на их основе управленческих решений, формирующих бизнес-процессы.

Эффективное использование ИКТ определяется на разных уровнях – от сайт-витрин до реализации схем информационно-коммуникационных технологий (объединения сетью своих сотрудников) и экстранет (подключения внешних партнеров).

Широкое внедрение инновационных информационных технологий позволяет принципиально по-новому формировать организационные, экономические и управленческие отношения, возникающие на всех этапах предоставления информационных услуг. При этом создаются необходимые предпосылки для контроля текущего состояния организаций и их подразделений как при определении стратегических, тактических и оперативных целей, так и при принятии обоснованных и своевременных решений. Задачи снижения издержек и рисков сопровождаются созданием новых форматов бизнеса, ускоренным освоением новейших технологий, формирующих ИТ-инфраструктуру, спектром новых услуг, включая услуги сервиса и аутсорсинга, консалтинга, а также внедрением бизнес-приложений, направленных на разработку систем информационной безопасности, промышленной автоматизации и др.

Наряду с имеющимися успехами в разработке, внедрении и экспорте ИКТ, существует ряд проблем, ограничивающих темпы эффективного развития отечественных технологий. К ним следует отнести:

  • неравномерное распределение населения в регионах и существенное различие в их экономическом развитии;
  • большое число регионов с недостаточно развитой информационной инфраструктурой;
  • несоответствие системы подготовки кадров для работы в сфере ИКТ современным мировым стандартам;
  • отсутствие в законодательстве ряда положений о защите интеллектуальной собственности.
  • Причем исследования показывают, что в среднем 10…25% затрат используется неэффективно.

    Практически все информационные системы в условиях конкуренции ориентированы на сохранение бизнеса и улучшение его функционирования, получение удобной аналитической информации, направленной на бизнес-процессы. При этом рост сложности задач и комплексность инструментария их реализации приводят к тому, что не всегда можно эффективно использовать информационные технологии, к примеру, CASE.

    Согласно ряду исследований, CASE-технология не обязательно дает немедленный эффект. Он может быть получен спустя какое-то время. Реальные затраты на внедрение CASE-технологий обычно намного превышают затраты на их приобретение.

    Вложенные средства могут обеспечить получение существенной выгоды только после успешного завершения процесса их внедрения. Современные CASE-технологии охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования информационных систем – от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл программного обеспечения. К примеру, для автоматизации управления организациями торговли предпочтительно использование ERP-системы. Вместе с тем исследования показывают, что ERP-систему (наряду с другими) можно также использовать для автоматизации управления производством, финансами, ведения бухгалтерского и налогового учета и выполнения других задач. Затраты на подготовку к внедрению ERP-систем ненамного отличаются от подобных затрат при разработке собственной системы. Стоимость ERPрешения зависит от его класса. Так, системы уровня Oracle и SAP стоят около 1 млн долл., а системы среднего класса – уровня Microsoft Business Solutions – порядка 150 тыс. долл.

    Как показывают исследования, практически все коммерческие организации, устанавливая программное и техническое обеспечение для ИТ-услуг, преследуют цели получения прибыли или увеличения стоимости бизнеса. Например, руководство крупных компаний приобретает ИТ-услуги для информатизации общей стратегии развития компании, а также рассматривает их как средство для возможного выхода на мировые рынки. Такие компании составляют основную долю оборота рынка ИТ.

    Для средних и малых предприятий информатизация сводится к использованию отдельных программных продуктов, поэтому, к примеру, малые предприятия обычно дальше установки программы «1С: Бухгалтерия» не идут.

    Расходы на информационные технологии представляют собой одну из основных затратных статей компаний. Решения о внедрении информационно-технологических проектов (ИТ-проектов), как правило, принимаются в условиях конкуренции и неполной определенности информации, а, следовательно, в условиях риска инвестирования.

    Критерием при выборе ИТ-проектов чаще всего выступает совокупный эффект от успешности управления. В свою очередь, успех управления следует рассматривать как вероятностную величину, связанную с сокращением затрат и улучшением операционной эффективности бизнеса, включая ускорение его роста и минимизацию риска.

    В ряде случаев последовательное решение возникающих в компании проблем и их предотвращение могут быть эффективнее, чем прибыль от сокращения расходов на получение управленческих решений.

    Существуют разные мнения по поводу экономической оценки эффективности ИТ-систем. Нам представляется, что с учетом разных сроков морального износа (жизни) используемой техники и программных продуктов в ИТ-системе предпочтительно определять стоимость внедряемой системы по отдельным ее составляющим, включающим затраты:

  • на аппаратное обеспечение;
  • программное обеспечение;
  • персонал;
  • размещение (аренда, обслуживание производственных помещений и т. п.);
  • внешние сервисы;
  • трансфертные затраты.
  • Разработчики ИТ-систем, как правило, считают, что, чем больше систем они реализуют, тем выше будет эффективность их внедрения. Однако объем распространения лишь отчасти определяет эффективность ИТ-систем в деятельности конкретной коммерческой организации – пользователя. Это объясняется следующим. Во-первых, за редким исключением массовое внедрение ИТ-систем не сопровождается необходимыми изменениями в процессе их внедрения и определения затрат. Вовторых, затраты на производство первого экземпляра системы могут оказаться весьма значительными, а за счет последующих копий на основе их распространения они должны быть уменьшены. В третьих, затраты на внедрение системы можно сократить за счет повторного использования технических средств, включая расходы, связанные с дополнительными услугами технической поддержки и иных сервисов.

    Для расчета абсолютной эффективности необходим анализ уже выбранного (или даже реализованного в другой организации) варианта информатизации без учета возможных альтернатив. В этом случае важно определить, насколько все расходы обоснованы, а затраты основаны на реальных эффектах, связанных с управлением компанией, обучением персонала в течение срока эксплуатации. Эти прогнозные данные могут быть использованы для оценки возможных результатов, включая не только локальные, но и синергетические (общесистемные) эффекты.

    Для определения сравнительной экономической эффективности альтернативных решений информатизации предпочтительно использовать вероятностной подход. Это обусловлено множеством факторов неопределенности: неопределенностью исходных данных, внешней среды; неопределенностью, связанной с характером, вариантами и базовой моделью реализации системы; неопределенностью требований, предъявляемых к эффективности системы информатизации. Именно эти факторы определяют риск ИТ-системы, т. е. опасность потери вложенных средств и ресурсов или появления дополнительных расходов. Наряду с указанными факторами, необходимо прогнозировать вовремени будущее состояние большого числа неопределенных параметров рыночной конъюнктуры организации, поэтому абсолютно точный прогноз практически невозможен.

    Для оценки сравнительной экономической эффективности в условиях неопределенности реализации системы авторами рекомендуется метод анализа уместности затрат, который ориентирован на выявление специальных зон риска. Метод основывается на предположении, что изменение эффективности проекта информатизации компании может быть вызвано одним или несколькими из четырех факторов:

  • изначальной недооценкой стоимости системы в целом или ее отдельных фаз и составляющих;
  • изменением границ проектирования, обусловленным непредвиденными обстоятельствами;
  • изменением границ проектирования, обусловленным непредвиденными обстоятельствами;
  • увеличением стоимости проекта системы в сравнении с первоначальной вследствие дополнительных затрат на обслуживание системы провайдерами и инфляции.
  • Эти факторы могут быть детализированы. В каждом конкретном случае несложно составить контрольный перечень возможного повышения затрат по статьям для каждого варианта проекта или его элементов. Затем для расчета затрат можно привлечь экспертную группу.

    Существует достаточное количество сложных математических методов учета неопределенностей, связанных с применением теории вероятностей, теории нечетких множеств и других средств. Однако на первом этапе можно ограничиться простейшей моделью, которая позволяет перейти от точечных оценок затрат и результатов к интервальным. Грубо говоря, вместо точной количественной оценки можно задать некий диапазон, в который с большой степенью вероятности должна попасть прогнозируемая величина результатов или затрат. Затем, используя принцип минимакса, можно определить экономическую эффективность ИТ-системы при максимальных затратах и минимальных результатах. Если результаты расчета укажут на положительный эффект, то проект внедряемой системы в целом рентабелен. Если же эффект окажется отрицательным, то возможны два пути: считать ИТ-систему нерациональной либо пересмотреть границы диапазонов и оценить эффективность еще раз.

    Наряду с указанным методом, на втором этапе оценки можно рассмотреть альтернативные варианты информатизации компании, используя разных поставщиков компьютеров и другого оборудования, а также программных продуктов, разные сроки и этапы информатизации применительно к ERP-системе. С учетом имеющихся (выделенных) инвестиций и различных вариантов реализации инвестиционного проекта информатизации управления компанией разными разработчиками (включая их время, стоимость и риск решения задач) можно найти эффективное решение задач.

    Литература

  • 1. Асаул, А. Н. Создание и эффективное управление организационным знанием/ А. Н. Асаул, Т. М. Левченко, О. А. Егорова. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2010. – 320 с.

  • 2. Асаул, А. Н. Снижение трансакционных затрат в строительстве за счет оптимизации информационного пространства / А. Н. Асаул, С. Н. Иванов; под ред. засл. строителя РФ, д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. – СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. – 300 с.

  • 3. Бродский, Н. Мировые тенденции развития ИКТ и опыт России /Н. Бродский// Connect!Мир Связи / 8, 9, 2009.

  • 4. Брусакова, И. А. Информационные системы и технологии в экономике/И. А. Брусакова, В. Д. Чертовской. – М.: Финансы и статистикa, 2007. – 352 с.

  • 5. Егорова О. А. Информационное поле организации: алгоритм формирования и управление / О. А. Егорова // Вестник гражданских инженеров. – 2009. – № 4(21). – С. 96–102.

  • 6. Иванов, С. Н. Интеграция информационных потоков в регионе с целью снижения трансакционных издержек в строительстве / С. Н. Иванов // Экономическое возрождение России. – 2008. – № 4(18). – С. 67–72.

  • 7. Информационное общество. Инфокоммуникации и бизнес/под ред. Ю. В. Арзуманяна. – СПб.: СПбГУТ, 2005. – 480 с.

  • 8. Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года». – М.: Связь, 2000.

  • 9. Левченко, Т. М. Создание систем эффективного управления организационными знаниями / Т. М. Левченко // Экономическое возрождение России. – 2009. – № 4(22). – С. 41–48.

  • 10. Левченко, Т. М. Создание систем эффективного управления организационными знаниями / Т. М. Левченко // Экономическое возрождение России. – 2009. – № 3(21). – С. 37–42.

  • 11. Левченко, Т. М. Методический инструментарий формирования систем управления организационными знаниями / Т. М. Левченко // Вестник гражданских инженеров. – 2009. – № 2(19). – С. 51–58.

  • 12. Организация Экономического Сотрудничества и Развития /http://oecdru.org/ oecd-rf.html.7.

  • 13. Фирсанова, О. В. Моделирование эволюции субъекта рынка в теории глобального эволюционизма / О. В. Фирсанова, Ж. Н. Чупахина // Экономическое возрождение России. –2006. – № 4(10). – С. 28–35.

  • 14. Фирсанова, О. В. Моделирование эволюции субъекта рынка в теории глобального эволюционизма / О. В. Фирсанова, Ж. Н. Чупахина // Экономическое возрождение России. – 2007. – № 1(11). – С. 17–22.

  • 15. Электронный бизнес. Научный центр интернет технологий ИНТЕРТЕХ http:// www.intertech.ru/Dictionary/ebusiness.asp