Авторы: Д. П. Давыденко, Н. Е. Губенко
Описание: В статье рассматриваются адаптивность изложения учебного материала в компьютерных обучающих системах для вовлечения обучаемых в познавательную деятельность.
Источник: Программная инженерия: методы и технологии разработки информационно–вычислительных систем (ПИИВС–2018): сборник научных трудов II научно–практической конференции (студенческая
секция), Том 2, 14–15 ноября 2018 г. – Донецк, ГОУВПО Донецкий национальный технический университет
, 2018. – 191–194с. // URL:
http://pi.conf.donntu.ru/...
Ключевые слова: адаптивность, адаптивные обучающие системы, адаптация, компьютерные обучающие системы, ментальные карты.
В условиях роста количества информации, появления новых технологий перед системой образования встает ряд серьезных задач, связанных с организацией познавательной деятельности. Тенденция информатизации становится все более очевидной: создаются электронные учебники, развивается дистанционное обучение и разрабатываются компьютерные обучающие системы. Основным преимуществом применения информационных технологий в учебном процессе является индивидуализация обучения и эффективная адаптивность представления учебного материала.
Цель работы: разработка компьютерной обучающей системы, способной адаптировать уровень представления учебного материала к индивидуальным способностям и возможностям обучаемого.
Компьютерные обучающие системы предоставляют возможность обучающимся самостоятельно управлять ходом учебного процесса и оказывают положительное влияние на мотивацию, что способствует лучшему усвоению учебного материала. Образование при использовании информационных технологий приобретает персонифицированный, ориентированный характер. Обучающийся становится основным, если не единственным субъектом образовательного процесса, а его главным элементом – не только знание, но и информация [1].
C точки зрения управления учебным процессом все обучающие системы можно разделить на два класса [2]:
В отличие от систем первого класса, в данных системах ответы и действия обучаемого влияют на дальнейший ход процесса обучения. Степень управления учебным процессом напрямую зависит от степени адаптации системы под конкретного обучаемого, поэтому обучающие системы данного класса разделяются на подклассы по степени их адаптивности и способами реализации адаптации:
Адаптивной называется образовательная система, способная каждому ученику помочь достичь
оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и
способностями. Обладая такими свойствами, как гибкость, полиструктурность, открытость,
адаптивная образовательная система выводит обучаемого на более высокий потенциально возможный
уровень развития, адаптируя его к своим требованиям
[3].
Адаптацию учебной деятельности можно определить, как процесс изменения параметров и структуры модели обучаемого и выработке соответствующих обучающих воздействий на основе осведомляющей информации с целью достижения заданного состояния обучаемого при его начальной неопределенности и изменяющейся педагогической среды [4].
Предлагается подход к организации адаптивной системы обучения основан на следующих принципах:
Главное требование к адаптивным обучающим системам состоит в обеспечении максимальной степени индивидуализации процесса обучения, т. е. адаптация к каждому конкретному обучаемому. В настоящее время при обучении наиболее актуальной является задача создания и широкого внедрения в учебный процесс адаптивных компьютерных систем обучения.
Механизмы адаптации являются важной темой исследований последнего времени в области электронного обучения. Анализ существующих решений позволяет выделить восемь видов адаптации, реализуемых в обучающих системах [6]:
Адаптация, ориентированная на интерфейс (адаптивная навигация), которая приводит к изменению свойств элементов и вариантов компоновки экранного интерфейса.
Адаптация, ориентированная на обучение, в которой процесс обучения динамически адаптируется к последовательности содержания курса. Путь обучения является динамичным и персонализированным как для каждого обучаемого, так и для каждого курса в целом, так что обучаемый может идти по различным вариантам обучения в зависимости от курса, успеваемости и т. п.
Адаптация, ориентированная на содержание, которая приводит к динамическому изменению содержания. Например, информация курса подразделяется на три уровня детализации, и соответствующий уровень отображается в зависимости от значений определенных факторов.
Интерактивная поддержка решения задач, которая помогает обучаемому на следующем шаге получить правильное решение задачи. Руководство может осуществляться как в режиме реального времени, так и в автономном режиме, или по заранее установленным правилам.
Гибкая фильтрация информации, которая обеспечивает получение только той информации, которую должен видеть обучаемый.
Гибкое группирование, которое позволяет создавать группы обучаемых и организовывать поддержку взаимодействия по выполнению конкретных задач.
Гибкое оценивание, в котором модели оценки, реального содержания и тестирования могут изменяться в зависимости от успехов обучаемого и рекомендаций преподавателя.
Изменения на лету – возможность изменять/адаптировать курс преподавателем или автором курса в режиме реального времени.
Как показывает анализ, большинством этих свойств будет обладать разрабатываемая компьютерная
адаптивная обучающая система ZOOМИР
для обучаемых дошкольного и школьного возраста. Она
предназначена для формирования первичных и базовых знаний о систематике животного мира, имеет
развернутый сценарий, возможность просмотра видео о животных и снабжено увлекательными
викторинами, загадками и кроссвордами для дошкольников и тестированием для школьников.
Адаптивная обучающая система должна обеспечивать максимальную продуктивность изложения материала с учетом индивидуальных возможностей учащихся. АОС можно представить в виде следующей иерархической структуры (cм. рис. 1).
Для усвоения увеличивающегося объема учебного материала за ограниченное время необходима
интенсификация образовательного процесса за счет систематизации, структурирoвания информации.
Выбор новых методов и активных средств также позволяет решить указанную проблему. Одной из
современных методик структурирования информации является использование ментальных карт. Автором
методики карты ума
, способствующей творческому мышлению, запоминанию и организации умственной
деятельности является психолог Тони Бьюзен.
Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем; это технология изображения информации в особом графическом виде [7].
Ментальные карты помогают эффективно структурировать и обрабатывать информацию, а также использовать творческий и интеллектуальный потенциал как разработчика обучающей системы, так и обучаемого.
Явные преимущества ментальных карт:
Ментальные карты визуализируют информацию с помощью различных приемов (изображения, значки, цвета, контуры), что очень помогает запоминанию.
Обучающий материал в разрабатываемой АОС представлен в виде вложенных ментальных карт, что позволяет обучающемуся легко ориентироваться в содержании материала и легко запоминать информацию (cм. рис. 2).
Таким образом, нами планируется создание адаптивной компьютерной обучающей системы с использованием современных технологий, что позволит реализовать оперативный контроль качества обучения. Использование адаптивной компьютерной обучающей системы и структурирование обучающего материала с помощью ментальных карт повысит эффективность обучения.