ДонНТУ   Портал магистров

Философия по-человечески

Предисловие

В моей жизни важное место всегда занимало глубокое осмысление происходящего вокруг. Со старшего возраста меня занимали вопросы о смысле человеческой жизни, о вере, о последующей неизбежной смерти. Я чувствовал, что все эти темы куда глубже, чем о них принято говорить в семейном кругу или за дружеским разговором.

Где-то в 17 лет этот интерес разросся до невероятных масштабов: тогда ко мне в руки попала книга Федора Достоевского «Бесы». Поначалу меня просто увлек её сюжет, но чем больше я погружался в написанное, тем яснее становилось: главные герои важны, но не в них смысл. Смысл я выудил из второстепенного маленького персонажа Кирилова. Этот человек десятки лет планировал самоубийство, при этом разрабатывая своё видение Бога и человеческого бытия в целом. Тогда я еще не знал, что подобное мысли уже давно облачили в слова и книги философы, а течение, которое так меня интересовало, именовалось экзистенциализмом.

Экзистенциализм — это про человека. Про одного конкретного индивида (лично про меня или лично про вас), про его существование, про его мироощущение. Принято считать, что зачатки экзистенциализма впервые появились в  XIX веке. Основоположниками стали Ницше и Кьеркегор. Сюда же вполне можно отнести и Достоевского. Однако справедливым будет сказать, что, хотя эти философы/писатели имеют прямое отношение к экзистенциализму, назвать их исключительно экзистенциальными представителями нельзя. Многие лекторы, читающие курсы по данному направлению в философии, просто опускают подробный разбор работ того же Ницше и Достоевского, хотя, конечно, не упомянуть о них не могут. Я думаю, это связанно с, скажем так, широтой взглядов писателей. Ницше, будучи всю жизнь в плохом совладении со своим же разумом, написал слишком много разрозненных книг. И хотя его идею о «сверхчеловеке» вполне можно считать экзистенциальной, полностью причислить Ницше к экзистенциалистам будет неправильным. У Достоевского же, полностью экзистенциальным является всего одно произведение — «Записки из подполья». В тех же «Бесах» или «Идиоте» данная тема поднимается как бы «в пол роста». Она вроде и есть, а вроде и не это самое главное.

Если же меня попросят рассказать о философии существования, как об отдельном, совершенно самостоятельном направлении, я перейду сразу к XX веку. Именно тогда свет увидел работы первых двух абсолютно экзистенциальных философов — Хайдеггера и Ясперса. Об их трудах мне говорить пока что трудно, так как, признаться, ту же «Бытие и время» Хайдеггера я до сих пор не осилил — уж очень проблемный текст. Но когда-нибудь время придет. Подробнее же мне хочется сказать о двух других ярких представителях, уже более популярных и даже немножко попсовых. Это Камю и Сартр.

Главный по абсурду после Кафки

Главный по абсурду — это, конечно, француз Камю. Не только «Миф о Сизифе», но и практически любая работа автора просто сквозит мыслю человеческой отрешенности от внешнего мира, его проблемным существованием, его одиночеством и самостоятельностью. Проблема абсурда проходит через весь экзистенциализм. По большей части абсурд заключается в следующем: человек на протяжении всей жизни пытается найти её смысл, но в мире априори этого смысла не существует — в итоге мы получаем чистый абсурд. Камю же дает три решение данной проблемы: самоубийство, смирение перед абсурдом и бунт. К первому решению позволю себе привести цитату самого автора:

«Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит, ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно».

Самоубийство — сомнительный, ложный выход. Смирение — не про человеческую свободу, а значит, не про экзистенциальную единицу. Остается бунт. Бунт по Камю — это принятие отсутствия смысла жизни, но нежелание смиряться с этим. В бунте и заключается вся прелесть Сизифа перед Камю. Сизиф изо дня в день тащит громадную глыбу на верх горы, зная, что глыба неминуемо скатится вниз. Но он не останавливается, продолжает это делать для одного лишь секундного пика счастья — момента, когда камень воздвигнут на гору. И пусть он упадет еще миллиарды раз, эту секунду счастью у человека не в силах отнять никто. Именно ради нее и стоит прожить свою собственную жизнь. Эта секунда — тот самый смысл, который человек придумывает для себя сам, то есть в какой-то степени принимает на себя роль Бога и полную ответственность за проживание своей собственной жизни.

Сартр и ужас от камня

Одной из главных тем, поднимаемых Сартром, становится абсолютная свобода человека. Эту свободу невозможно отнять у индивида, он рождается с ней, живет с ней и умирает с ней. Она никем не дана, она есть сама по себе и только сам индивид решает, как этой абсолютной свободой распоряжаться. Изначально человек рождается и представляет собой чистый лист, по факту, пустую оболочку, обремененную существованием. В процессе бытия человек накапливает багаж поступков и выборов, которые и будут определять его после смерти. Этот набор и есть «сущее» — то, что человек представляет собой, когда на него смотрят другие и то, что определяет его, когда он перестает «быть».

По Сартру, современный индивид обречен быть отчужденным от самого себя. Как я понимаю, этим писатель хотел сказать, что на современного человека нагромождаются слишком много социальных конструктов, которым человек обязан следовать. Он делает что-либо не по собственному желанию, а потому, что так «надо», что так принято, что так устоялось и с этим нельзя ничего поделать. Пускай свобода у такого индивида и остается, он все-таки утрачивает способность самостоятельно творить себя и свою жизнь. Возможно, именно от этого главный герой «Тошноты» испытывает невероятный ужас от присутствия камня (и не только его). Он смотрит на существование вещи в себе (по Канту), которая находится здесь и сейчас, которая ничем не ограничена, которая существует навязчиво и без согласия самого наблюдателя. Он смотрит, а затем испытывает ужас «тошноты». Это то, что я желал бы испытать каждому индивиду.

Подводя итоги по-человечески

За свою жизнь мне доводилось несколько раз испытывать сартровскую «тошноту», хотя на тот момент я еще даже не слышал о таком понятии. Это сложно передать словами, но...именно в этот момент человек способен досконально ощутить свою жизнь как таковую, свое присутствие здесь и сейчас, свою важность и свою неограниченность ничем, кроме смерти. Для меня невероятно важно прожить свою собственную жизнь, сделать себя самого своими руками.

Это, конечно, далеко не весь экзистенциализм, не все его представители и не все его понятия. Это то, что за несколько лет я изучил и вынес для самого себя. Вряд ли я когда-нибудь стану философом и дам новый виток этому направлению (признаюсь, мне этого хотелось бы), но это течение в философие во многом сформировало мою личность. Я стараюсь правильно использовать свободу, на которую я обречен, и найти свой смысл, чтобы тяжесть камня для меня стала раз и навсегда оправданной.

Список источников

1. Экзистенциализм
2. Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр
3. Альбер Камю