Автор: Ищенко Р.Д., Ольшевский А.И
Источник: Материалы Х Международной научно–технической конференции "Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование" (ИУСМКМ – 2019) – Донецк: ДонНТУ, 2019. – с. 307-310.
Ищенко Р.Д., Ольшевский А.И Разработка обучающего пакета программ по курсу «Операционные системы». Рассмотрены основные положения курса «Операционные системы». Рассмотрены задачи, которые необходимы для разработки обучающего пакета программ по данному курсу. И краткое описание о реализации программных пакетов
Передовые страны проводят новую образовательную политику, опирающуюся на инженерный подход, связанный с индивидуализацией процесса обучения. Реализация такой обучающей системы возможна на основе результатов следующих исследований в области искусственного интеллекта.
Для высшего образования первостепенную актуальность приобретает задача использования возможностей информационных технологий в обучении. На сегодняшний день мало существует пакетных продуктов для индивидуального изучения специализированных курсов. Студентам, находящимся на заочной форме обучения, сложно углубленно изучать новые IT–технологии самостоятельно.
Накопление и систематизация информации по курсу «Операционные системы», формирование у пользователей аналитико-мыслительной деятельности, повышение эффективности процесса обучения.
Курс «Операционные системы» относится к базовой части дисциплин профессионального цикла подготовки студента.
Разработка данной системы будет актуальна в случае самостоятельного изучения предмета студентом.
Описание концепции обучающей системы поможет понять технологии создания и организации современных операционных систем.
Для обучения будут применены мультимедийные технологии, которые обеспечивают лучшее восприятие учебного материала. Иллюстрации являются зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить материал.
Операционные системы – это программное обеспечение для администрирования аппаратного и программными ресурсами компьютера и предоставляющее общие службы для программ. Также операционные системы предназначены для взаимодействия с пользователем.
Самые распространенные операционные системы для персональных компьютеров, это в первую очередь семейство Windows от корпорации Microsft и семейство unix подобных систем Linux.
Сама операционная система – это основная часть программного обеспечения, работающая в режиме супервизора. Данный режим работает с аппаратным обеспечением и имеет к нему полный доступ и может задействовать любую инструкцию. Другие программные продукты работают в режиме пользователя и имеют ограниченный доступ к аппаратной части. Например, не могут использовать инструкции ввода – вывода.
Программы пользовательского интерфейса – это оболочка для операционной системы, в которой пользователь работает с пользовательскими программами, что означает, что пользовательский интерфейс (графическая оболочка или GUI) находятся на низком уровне программного обеспечения.
Операционные системы возникли с сороковых годов двадцатого века. С того времени по наши дни было разработано множество операционных систем. Опишем некоторые из них:
Большая часть операционных систем используют такие понятия как процессы, адресные пространства и файлы для понимания работы и возможности объяснить их принцип работы.
Процессом в операционных системах является программа во время её выполнения. С каждым процессом связано его адресное пространство место в памяти компьютера. Он является одной из самых важных абстракций в операционной системе. Процессы помогают осуществить псевдо – параллельные операции. Без абстракции процессов современные вычисления просто не могут существовать.
Адресным пространством в операционных системах является совокупность всех допустимых ячеек памяти. Данные ячейки могут быть использованы для доступа к этим объектам при определенном режиме работы.
Файлы – это логический информационный блок, создаваемый процессами. Для удобства работы с информацией, а в частности с файлами, начали появляться структуры, которые определяли способ организации, хранения и именования данных на носителях информации.
В общем случае в рамках автоматизированных обучающих систем могут решаться следующие задачи:
Для создания обучающего модуля в общем случае, решаются следующие задачи:
Интеллектуальный анализ результатов – это процедура проверки, при которой обучающая система способна проанализировать ответы студента на тестовые задания, указать, что именно неправильно или неполно освещено в ответе и, как следствие, какие знания недостаточно усвоены студентом.
Разработчики моделирующих программ при создании своих продуктов не достаточно ориентируются на современные технологии модуляризации (COM, CORBA) и предпочитают выполнять реализацию самостоятельно. Все модули могут быть не просто автономными, а уже традиционно считаются независимыми программными продуктами. Наиболее простой и легкий в создании модуль - математическое ядро.
Центральное место в системе занимает процедура управления процессом обучения, которая используется для планирования и выбора дальнейших действий (логические «решатели», методы теории принятия решений). Для генерации новой порции учебного материала и помощи обучаемому задействуется база знания о предметной области и текущее состояние модели обучаемого. Сведения извлекаются по запросу анализатором действий системы управления. После удачного прохождения всех этапов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.
Метазнания о компетенции обучаемого первоначально формируется путём диагностирования обучаемого с помощью тестов, а также на умение выполнять простейшие или более сложные упражнения. При этом осуществляется последующее итеративное уточнение компетентности модели обучаемого по результатам его ответов в ходе изучения им очередной порции материала, предложенной ему с учётом достигнутой компетенции.
Данные программные пакеты будут реализованы при помощи языка Python и фреймворка Flask, так как была выбрана архитектура клиент – сервер. Также будет реализована база данных для хранения информации о пользователе и его прогрессе в изучении данного курса. Для этого будет реализована авторизация пользователей, при помощи логина и пароля
В базу данных будут входить такие таблицы как, пользователь, тесты, учебные материалы.
В таблице пользователь будут находиться такие поля как, логин, пароль, пройденные темы, оценка за тему и средняя оценка.
В таблице учебные материалы будут находиться ссылки на иллюстрации, видеоматериалы и текстовые описание.
В таблице тесты будут находиться данные для тестирования пользователя и их оценивания.
Программный интерфейс будет реализован при помощи HTML и шаблонизатора jinja2.
В данной статье была систематизирована информации по курсу «Операционные системы», описана вводная информация, определенны решаемые задачи и описана корректировка модели обучения. Также было дано краткое описание структуры программы.
1. Таненбаум, Э. Современные операционные системы / Э.Таненбаум, Х.Бос. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 1120 с.
2. Руссинович, М. Внутреннее устройство Microsoft Windows / М. Руссинович, Д. Соломон. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 800 с.
3. Кофлер, М. Linux. Полное руководство / М. Кофлер. – СПб.: Питер, 2011. – 800 с.
4. Голощапов, А. Л. Google Android: системные компоненты и сетевые коммуникации / А.Л Голощопов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 384 с.
5. Олифер, Н. А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов / Н. А.Олифер, В. Г. Олифер. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 944 с.
6. Олифер, Н. А. Сетевые операционные системы / Н. А.Олифер, В. Г. Олифер. – СПб.: Питер, 2007. – 864 с.