ДонНТУ   Портал магистров

История фотографии

Фотография. Искусство, появившееся в 1830–е и приобретшее широкую известность десятилетием позже. Сегодня это хобби одно из самых быстрорастущих, а индустрия производства фототоваров имеет многомиллиардный оборот. Вместе с тем, не каждому известно значение таких слов как камера–обскура или даже выдержка, не многие слышали о таких именах, как Анри Картье–Брессон или даже Энни Лейбовиц.

Сегодня мы заглянем в прошлое и рассмотрим, как эта удивительная техника создавалась и развивалась, потому что не познав славного прошлого – не построить великого будущего.


Камера–обскура

Еще до изобретения фотографии, люди были знакомы с принципами, на которых она в итоге была основана. Они могли создавать изображения на стене или листе бумаги, однако фотопечать в то время была невозможна, поскольку сохранение светового изображения оказалось более сложной задачей, чем его проецирование. Инструмент, использовавшийся для работы с изображениями назывался камера–обскура (что в переводе с латыни означает темная комната) и он существовал за несколько столетий до появления фотографии.

Считается, что камера–обскура была изобретена примерно в XIII–XIV столетиях, однако в летописи арабского ученого Хасана ибн Хасана, X в., описаны принципы работы камеры–обскуры, на которых в итоге была основана аналоговая фотография.

Фото

Камера–обскура в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Отверстие должно быть достаточно малым относительно размера коробки чтобы камера–обскура правильно работала. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика. Изображение было зеркальным и перевернутым, однако современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.

Фотографию, и сам способ её создания, всегда называли убийцей изобразительного искусства. Однако считается, что принципы фотографии широко использовались художниками Ренессанса – Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другими. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру–обскуру чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры–обскуры на холст внутри неё (камера–обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.

Процесс использования камеры–обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.

Рисунок изображает работу в камере–обскуре как это выглядело в то время.

Фото

Несмотря на то, что лишь немногие художники Ренессанса признавали, что пользовались камерами–обскурами, считается, что их использовали большинство. Причиной не признавать этого открыто был страх подвергнуться обвинению в оккультизме или просто нежелание признаваться в том, что многие художники считали некоторым обманом.

Сегодня можно констатировать, что камера–обскура была прототипом современного фотоаппарата. Несмотря на то, что она выглядит ненужной сегодня, многие люди все ещё находят её занятной и используют для целей искусства или просто для забавы. Установка пленки и запечатление изображения было логическим продолжением.

Если вы пожелаете создать камеру–обскуру – в сети можно найти массу примеров и советов как это сделать.


Изобретение фотокамеры

Фото

Первая фотография, насколько нам известно, была сделана в 1825 г. французским изобретателем Джозефом Ньепсом. Она изображает вид из окна в Ле Гра. У этого изображения мало художественной ценности помимо того, что это первая фотография, из когда–либо сделанных и дошедших до нас.

В связи с особенностями технологии, экспозиция длилась восемь часов, так что солнце на фотографии успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания. На этой фотографии, конечно, нет никакой композиции, поскольку в то время фотография рассматривалась не как искусство, а как техническая инновация.

Как уже говорилось выше, к этому времени люди уже знали, как спроецировать изображения, но они не могли сохранять и записывать свет. Ньепс придумал использовать нефтепродукт, так называемый иудейский битум. Битум затвердевает под воздействием света, а незатвердевшее вещество можно было затем смыть. В качестве носителя Ньепс использовал отполированные металлические пластины, а полученное на них негативное изображение можно было покрыть чернилами и напечатать как литографию. Одной из множества трудностей этого метода являлось то, что металлические пластины были тяжёлыми, дорогими в производстве и требовали много времени для тщательной полировки.

Фото

В 1839 году сэр Джон Гершель нашел способ изготовить первый стеклянный негатив вместо металлического. В том же году он придумал термин Фотография, производный из греческий слов, означающих свет и писать. Несмотря на то, что процесс стал проще, а результат лучше – потребовалось еще много времени чтобы фотография стала широко известна.

В начале фотография либо использовалась художниками как подспорье в работе или во всяком случае следовала тем же принципам, что художественные полотна. Первыми широко известными фотопортретами были одиночные или семейные снимки на память. Наконец, после десятилетий усовершенствований и исправлений, массовое использование фотокамер началось с камер Eastman Kodak. Они вышли на рынок в 1888 году с лозунгом Вы нажимаете на кнопку – мы делаем всё остальное.

Фото

В 1901 году была представлена камера Kodak Brownie, ставшая первой коммерческой камерой на рынке, доступной среднему классу. Камера делала только черно–белые снимки, но была очень популярной благодаря своей эффективности и простоте использования. Цветная фотография, несмотря на то, что разрабатывалась на протяжении XIX столетия, не нашла коммерческого воплощения до середины XX века. Учёные в начале века не могли сохранить цвет достаточно надолго, он пропадал со временем в связи с несовершенством рецептов. Несколько способов цветной фотографии запатентовали в 1862 году два французских изобретателя, работавших независимо друг от друга: Луи Дюко дю Орон и Шарль Кро.

В итоге, первая работающая цветная фотопластинка появилась на рынке в 1907 году. Использовавшийся в ней метод был основан на экране из фильтров. Экран позволял фильтровать красный, зеленый и/или синий свет. Фотопластинка затем обращалась с получением позитивного изображения. Использование этого же экрана в процессе фотопечати позволяло получить цветную фотографию. Данная технология, слегка доработанная используется до сих пор. Красный, зеленый и синий – основные цвета для телевизионных и компьютерных экранов, с этим связан и режим RGB (red+green+blue) в многих графических приложениях.

Фото

Первую цветную фотографию, изображение клетчатой ленты, сделал в 1861 году знаменитый шотландский физик Джеймс Клерк Максвелл, известный за свои работы в области электромагнетизма. Несмотря на большое влияние, оказанное данной фотографией на развитие фотоиндустрии, имя Максвелла редко вспоминают за это. Причина в том, что изобретения в области физики затмили собой достижение в фотографии.

Фото

Первым в мире снимком с человеком в кадре была фотография Бульвар Тампль Луи Дагера, сделанная в 1839 году. Экспозиция длилась около 10 минут, что делало невозможным сфотографировать людей на оживленной улице, однако удалось снять человека, которому полировали ботинки достаточно долго для того, чтобы он появился на фотографии.


Основные навыки фотографа

1. Фотограф – главный элемент во время фотосъемки. Если бы не было человека, камера бы не включилась, не установилась в правильном положении возле модели или пейзажа, не сфокусировалась и вообще не сделала снимок. Фотограф управляет всем процессом съемки, он полностью отвечает за процесс съемки, отвечает за результат и никакие отмашки здесь не являются допустимыми. Если кто–то назвался фотографом, он должен суметь фотографировать и получать отличный результат даже на телефон, мыльницу и консервную банку. А это требует куда большего, чем просто взять камеру в руки и нажать кнопку. Но, конечно же, человек сам не может контролировать все, потому следующим фактором, который влияет на создание фотографии, я назову внешние факторы.

2. Внешние факторы, такие как место съемки, настрой участвующих в съемке, тип съемки и время, выделенное на съемку. Приведу пример: когда фотограф снимает свой репортаж, он не может заставить кого–то смотреть именно туда, куда ему нужно, или попросить сделать что–то, он может только ловить моменты, искать удачный ракурс. Также, снимая пейзаж вдруг начинает дождь – фотографу не удастся получить идеально синее небо, но он может получить дождливую картинку. Очень сильно влияет психологический настрой участвующих в съемке. Не всегда можно настроить и расположить к съемки участников или, например, изменить прическу модели. На художественную фотографию очень сильно влияет помощь визажиста, продуманная идея и т. д. Опытный фотограф сумеет выжать с образовавшейся ситуации максимум и никогда не будет винить такое стечении обстоятельств.

3. Свет – элемент и технический и натуральный. Свет – ключ к успеху. Свет – это то, что создает изображение на пленке, или на матрице, или в крайнем случае – дает летний загар. Без света фотографу сложно. Управление светом тоже делает фотограф – он правильно располагает участвующих по направлению солнца, подбирает тени. С технической стороны фотограф пользуется вспышкой, даже днем, отражателями, софтбоксами, системами креативного освещения. Особенно это актуально в студии.

3.1. Помощник фотографа. Я не стал выделять помощника фотографа отдельным пунктом, который влияет на фото, ибо помощника фотографа можно больше отнести к самому фотографу, который организовал фотосъемку, а так как помощник фотографа чаще всего занимается организацией нужного освещения, то помощник является частью системы освещения. В ряде случаев без помощника не обойтись. С помощником можно получить хорошее фото намного быстрей, да и побеседовать всегда найдется с кем:). Обычно серьезная съемка задействует очень много людей, так называемую команду фотографа. Команда фотографа, тоже, очень и очень важна для создания хороших снимков.

4. Пост обработка с помощью программного обеспечения (например, с помощью программ Photoshop, Lightroom и т. д). Не секрет, что в наше время поглощающая часть фотографии цифровая, и порой она требует цифровой обработки. От умений фотографа, или другого человека откорректировать кадр с помощью ПО зависит очень много. Все знают, что с мыльницы фото можно вытянуть не хуже чем с навороченной зеркалки. Это требует времени, умения и сил.

5. Объектив – незаменимый инструмент в руках любого фотографа. Всем известная пословица, что фотограф покупает объектив, а на сдачу камеру. Объектив дает именно ту картинку которые мы видим, он ее создает, искривляет, дополняет, работает с резкостью, ГРИП и другими умными вещами. От скорости его фокусировки и фокусных расстояний, светосилы зависит очень многое. Потому, объектив так важен в фотографии.

6. Фотоаппарат. По большому счету, это черный (иногда более гламурного цвета) ящик, со шторками, которые иногда открываются, чтобы подать свет на пленку, матрицу и т. д. При чем раньше пленка и камера тоже были раздельными. Сейчас так много уделяют вниманию камере в силу того, что там стоит матрица вместо пленки, которая имеет ряд характеристик, над которыми работают много ученых, и которые обговаривают еще больше людей. Камера позволяет просто стыковать работу фотографа, объектива, вспышки (света) и сохранить изображение на пленку или карточку памяти.

7. Печатающее устройство. От него зависит самый–самый конечный результат всех потуг фотографа. Принтера имеют разное качество печати, цветовые профили, это не маловажный момент.

8. Дисплей. Иногда, я бы сказал, очень часто фото не доходит до печати и демонстрируется на дисплее. Само собой, чем качественнее дисплей передает цвета и оттенки – тем лучше будет смотреться фото. По этому поводу написано также миллионы статей. Такой список мной был составлен для того, чтобы показать, что сама техника, а именно камера и объектив, не являются главными источниками хороших фотографий. Думаю, многие знают и понимают, что хорошие снимки можно сделать и на телефон.

Список похожих индивидуальных разделов на портале магистров и использованной литературы

  1. Шептий Екатерина Александровна – История фоторафии
  2. Федяев Денис Игоревич – ИСТОРИЯ ФОТО
  3. Вотякова Марина Владимировна – История фотографии
  4. https://fishki.net/photo/3110198-osnovnye-navyki...
  5. https://blog.andrewbondar.ru/klyuchevye-navyki...