Назад в библиотеку

Разработка системы исследования влияния влажности грунта на деформацию земляного полотна

Авторы: Ковнацкий Б.Д., Д.В. Николаенко
Источник: Сборник научных трудов III научно-практической конференции (студенческая секция) Программная инженерия: методы и технологии разработки информационновычислительных систем (ПИИВС-2020). — Донецк: ДОННТУ, 2020. — с. 162-165.

Аннотация

Ковнацкий Б.Д., Николаенко Д.В. Разработка системы исследования влияния влажности грунта на деформацию земляного полотна. Предлагается использование системы на базе микроконтроллера для сбора и обработки данных о влажности грунта. В статье рассмотрены исследования влияния влажности грунта на накопле-ние остаточных деформаций земляного полотна. Основное внимание уделяется влиянию степени уплотнения грунтов земляного полотна на накопление остаточных деформаций в элементах до-рожных конструкций. Приведён набор средств для реализации системы.

Введение

Актуальной проблемой отечественной дорожной отрасли является колееобразование вследствие накоп-ления остаточных (пластических) деформаций в конструктивных слоях дорожной одежды и особенно рабочем слое грунта земляного полотна. Важнейший показатель земляного полотна, оказывающий существенное влия-ние на проектные решения и эксплуатационные показатели работы дорожной одежды, – плотность грунта ра-бочего слоя (1,5 м от верха покрытия). В связи с этим сегодня остро встаёт вопрос обоснования необходимости повышения степени уплотнения грунтов и способов достижения высоких показателей плотности. В качестве решения для измерения влажности грунта на различных участках автомобильной дороги предлагается исполь-зовать систему сбора данных о влажности грунта на базе микроконтроллера для последующего анализа полу-ченной информации

Анализ проблемы

Развитие неровности на поверхности покрытия является одним из основных факторов, способствующих ухудшению эксплуатационного состояния автомобильной дороги.[1] С точки зрения механики неровность обу-словлена накоплением неравномерно распределённых необратимых деформаций в различных слоях дорожной конструкции. Этот процесс наблюдается в течение достаточно длительного промежутка времени, т. к. разовые воздействия транспортных средств, как правило, не приводят к образованию зон необратимых деформаций.

На долговечность и эксплуатационное состояние дороги существенное влияние оказывает температур-но-влажностный режим работы грунта земляного полотна. Как известно, изменение влажности, прежде всего, сказывается на способности грунта выдерживать расчётные нагрузки, предусмотренные на этапе проектиро-вания. Повышенная влажность подстилающих слоёв грунта снижает как прочностные и деформационные ха-рактеристики, так и существенно изменяет его реологические и динамические свойства. Наиболее опасные последствия может вызвать повышенная влажность, близкая к влажности на границе текучести. В этом случае происходит резкое снижение его прочностных и деформационных характеристик, существенно снижается спо-собность сопротивляться динамическому воздействию транспортных средств, что приводит к ускоренному процессу накопления остаточных деформаций. Получение зависимости величины и скорости накопления оста-точных деформаций от влажности и действующей на грунт нагрузки позволило бы более детально изучить влияние погодно-климатических факторов на грунт земляного полотна и дорожную конструкцию в целом.

В качестве примера на рис. 1 представлен график испытаний под воздействием динамической нагрузки грунтовых образцов из суглинка с числом пластичности Iр = 13 с различной влажностью от 0,53 до 0,84 Wт, полученной после водонасыщения с коэффициентами уплотнения 0,98.

pic1

Рисунок 1 –График накопления остаточных деформаций в зависимости от влажности грунта

Анализ приведённых на рис. 1 результатов исследований показывает, что величина накопления оста-точных деформаций в образцах грунта существенно зависит от его влажности. Так, если величина остаточных деформаций в образцах суглинистого грунта с коэффициентом уплотнения Ку = 0,98 и влажностью 0,55 Wт составляет 1,08 мм, то этот же показатель для этого же грунта с влажностью 0,7 Wт составляет 2,83 мм. При увеличении влажности грунта до 0,8 Wт накопление остаточных деформаций в образцах исследуемого грунта возрастает до 4,52 мм. При влажности 0,8 Wт значения остаточных деформаций в образцах исследуемого грунта превышают предельно допустимые значения.

Все этапы работы, как и, используемые для постройки, материалы, чётко регламентированы соответ-ствующими ГОСТами.[2] Так, ГОСТ Р 58349-2019 «Дороги автомобильные общего пользования [4]. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоёв дорожной одежды» распространяется на постройку, реконструк-цию, капитальный ремонт дорожных одежд и устанавливает требования к методам измерения толщины слоёв основания. Соответственно и техника, выполняющая такие работы, имеет определённые параметры и ха-рактеристики. Такая техника должна предоставлять данные с достаточной точностью, для дальнейшего эф-фективного их использования.

В настоящее время основные требования к технологии возведения земляного полотна автомобильных дорог и к грунтам, применяемым в дорожном строительстве. К грунтам, разрешённым к применению в дорож-ном строительстве, предъявляется целый ряд требований, наиболее значимым из которых является коэффици-ент уплотнения. Требуемым значением коэффициента уплотнения грунта земляного полотна дорожно-климатических зон является 0,98; при этом в неподтопляемой части насыпи допускается использовать грунт с коэффициентом уплотнения 0,95, а в рабочем слое выемки ниже зоны сезонного промерзания – 0,95–0,92.

Малые, но при этом допустимые значения коэффициента уплотнения могут становиться причинами воз-никновения процессов неравномерного уплотнения грунтов, которые, в свою очередь, оказывают влияние на процессы колееобразования. В случае превышения значения предельно допустимой остаточной деформа-ции в образцах грунта для рабочего слоя земляного полотна коэффициент уплотнения грунта корректируется в большую сторону с целью снижения скорости накопления влаги грунтом земляного полотна в расчётный пе-риод и тем самым снижения его расчётной влажности в соответствии с полученными ранее расчётной влажно-сти связных грунтов в зависимости от коэффициента уплотнения и типа местности по условиям увлажнения В связи с этим необходимо уточнение максимальных и минимальных значений влажностей в расчётный период для различных климатических условий. Наиболее эффективными такие исследования видятся с использовани-ем специальных датчиков, способных в автоматическом режиме регистрировать изменения влажности в грунте земляного полотна с заданной периодичностью.

Реализация

На основании ранее приведённых данных сделан вывод о возможности использования системы на базе датчика влажности и микроконтроллера для долговременного мониторинга влажности грунта земляного по-лотна в реальных условиях эксплуатации автомобильной дороги.

В качестве исследуемой функции возьмем уравнение Ван дер Поля, амплитуда колебаний которого затухает во времени:

Для оптимальной работы системы и её правильной функциональности необходимо выбрать аппаратные средства, которые будут соответствовать поставленной задаче.[3] Для устройства сбора данных о состоянии почвы предлагаются к выбору следующие аппаратные средства:• плата Arduino Nano на базе ATmega328P,• модуль датчика влажности FC-28.

Данные элементы имеют ряд преимуществ: низкая себестоимость по сравнению с существующими ана-логами, в виде мини компьютера Raspberry Pi или датчика влажности Aquapulse. АР 4008, доступность, удоб-ство в эксплуатации при разработке и конструировании подобного рода систем.

Для микроконтроллера необходимо разработать программное обеспечение , которое будет выполнять собор информации с датчика и отправлять данные на сервер. Следовательно, для сервера, в качестве которого предполагается использовать персональный компьютер, необходимо реализовать базу данных и приложение позволяющее работать с имеющейся информацией. Программное обеспечение будет реализовано на языках программирования С, C# .

Для разработки программы микроконтроллера предполагается использование среды разработки Arduino IDE. Программа для Arduino называется скетч (sketch) и имеет расширение «*.ino». Это код, который загружается и выполняется на платформе Arduino.

В качестве языка программирования для разработки клиентского приложения работы с базой данных предполагается использование языка C#, так как Visual C# предоставляет развитый редактор кода[4], удобные конструкторы пользовательского интерфейса, интегрированный отладчик и многие другие средства, которые упрощают разработку приложений на языке C# для платформы. Чтобы хранить данные можно использовать файл формата .json и соответствующая ему Json сериализация, которая является текстовой и легковесной. Такой подход позволяет довольно просто сохранять данные, а также просматривать их в случае необходимо-сти.

Для создания графической части приложения можно использовать технологию Windows Forms ввиду ею простоты и удобства.[5] Пример пользовательского интерфейса приведён на рис.2

pic2

Рисунок 2 – Пример графического интерфейса

Выводы

Предложенная система позволяет собирать данные о влажности грунта земляного полотна автомо-бильной дороги за заданные промежутки времени с высокой точностью. В ходе исследования, установлена необходимость применения системы на базе микроконтроллера и датчика влажности для сбора данных, что позволит определить коэффициент уплотнения требуемый для конкретного участка земляного полотна авто-мобильной дороги. Такая система позволит избежать переувлажнения грунта и как следствие преждевременно-го разрушения автомобильной дороги, а также даст возможность собирать и хранить данные, для их дальней-шего использования в различного рода исследованиях.

Список использованной литературы

  1. Оптимальная влажность грунта важность при строительстве. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: alidada.kz/stati – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 15.10.2020).
  2. Ковнацкий Б.Д. Разработка системы исследования влияния влажности грунта на деформацию земляного полотна / Ковнацкий Б.Д., Николаенко Д.В.// Сборник научных трудов III научно-практической конференции (студенческая секция) Программная инженерия: методы и технологии разработки информационновычислительных систем (ПИИВС-2020). — Донецк: ДОННТУ, 2020. — с. 162-165.
  3. FC – 28 гигрометр для определения влажности почвы. . [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: 3v3.com.ua – Заглавие с экрана. – – (Дата обращения: 01.10.2020).
  4. Исследование прочности глинистых грунтов в дорожном строительстве. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: euroasia-science.ru/tehnicheskie – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 07.09.2020).
  5. Основы нормирования и обеспечения требуемой степени уплотнения. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.gosthelp.ru/text – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 03.09.2020).