Авторы: Е.И. Лютова, И.А. Коломойцева Источник: Донецкий национальный технический университет:Сборник материалов III Международной научно-практической конференции (студенческая секция) – г. Донецк: ДонНТУ, 2020. – с.176–182, [Ссылка]
Аннотация: В данной статье рассмотрена история возникновения спама и его эволюция в сети Интернет. Перечислены и описаны виды спама. Представлены возможные способы по борьбе с ним.
Ключевые слова: спам, защита информации, информационная безопасность, социальная сеть.
Впервые слово «spam» появилось в 1937 г. – это было название мясных консервов компании Hormel Foods. Этот термин расшифровывался как “Spiced Ham” (острая ветчина, сокращенно “SPAM”). Ассоциация с навязчивой рекламой этот термин получил благодаря большой рекламной компании продукта. Эти консервы рекламировались практически везде и даже рекламировались по радио.
В современном понимании термин «спам» имеет следующее определение. Спам – это массовая рассылка по воле отправителя предварительно не запрашиваемых получателями электронных сообщений. Следует также отметить, что электронные сообщения трактуются в данном определении в широком смысле. Таким образом, к ним относятся не только сообщения электронной почты, но также еще и сообщения телефонной, факсимильной связи, SMS/MMS/пейджинговые сообщения.
На сегодняшний день, спам превратился из чего-то раздражающего и навязчивого в серьёзную проблему информационной безопасности. Спамер практически ничего не теряет при рассылке сообщений, значительные убытки получают получатель спама и его провайдер. Из-за огромного потока «вирусных» почтовых сообщений происходит нагрузка на каналы и почтовые серверы провайдеров, в следствии чего обычная почта будет проходить значительно медленнее.
Целью данной статьи является рассмотрения современных видов спама, какие существуют тематики спама, а также способы борьбы с ним.
Выделяют следующие наиболее часто встречающиеся виды спама:
Существуют различные тематики спама. Некоторые из них предпочтительнее чем другие, ведь спам подчиняется законам рынка рекламы и соответственно зимой рассылается спам с предложение купить обогреватели, а летом – вентиляторы, кондиционеры.
Список тематик, предложений постоянно расширяется, ведется поиск новых способ привлечения пользователей. Доля новых тематик спама достаточно незначительная, но существует состоявшиеся тенденции в изменении тематического распределения спама. Наиболее распространённые тематики спама:
На данный момент значительная доля спама представляет собой откровенное мошенничество. Одним из ярких примеров мошенничество в сети Интернет являются так называемые «нигерийские письма». Письма названы так потому, что особое распространение этот вид мошенничества получил именно в Нигерии, причем еще до распространения интернета, когда такие письма распространялись по обычной почте [3]. Так называют письма, написанные от имени реальных либо вымышленных пользователей. Чаще всего отправители этих писем являются гражданами стран с нестабильной экономической ситуацией. Существует много вариантов таких писем, но суть одна – выманивание денег путем мошенничества.
На 2020 год, на фоне пандемии COVID-19 особо распространен такой тип писем, в которых несуществующие филантропы предлагали вознаграждение за содействие выводу средств, которые пойдут на якобы гуманитарную помощь. Помимо этого, жертвам этого мошенничества предлагали помочь с производством уже разработанной чудо-вакцины или поучаствовать в благотворительной лотерее, доход от которой пойдет на помощь людям, пострадавшим от пандемии. Такие письма в основном приходили на английском языке. (рис. 3)
Такой тип мошенничества обычно еще называют фишингом. Суть заключается в том, что спамеры пытаются выманить у получателя письма тем или иным способом номер его кредитных карт или пароли доступа к системам онлайновых платежей, рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы или душещипательную историю о необходимости оказания срочной помощи и некоторые другие.
Спам рассматривается как серьёзная проблема для пользователей сети Интернет. Перечислим следующие причины, по которым следует бороться со спамом:
В наши дни существует множество методов борьбы со спамом. Большинство современных продуктов по борьбе со спамом используют несколько технологий, иначе эффективность данного продукта будет недостаточно высока. Существуют следующие наиболее известные и распространённые технологии:
Эти методы по борьбе со спамом относятся к техническим способам. Так же существуют правовые методы борьбы. Во многих странах распространение спам-сообщений регулируется законом. К примеру, в США, с 1998 г. в некоторых штатах начали появляться законы о обязательности идентификации отправителя и наличия механизма отписки рассылки сообщений, а также о запрете фальсификации заголовков писем. В основном данные законы направлены против коммерческого спама, но в штатах Коннектикут, Иллинойз, Луизиана, Вирджиния запрещен некоммерческий спам. Устанавливается уголовная ответственность до 5 лет плюс штраф в размере до 10 тысяч долларов и гражданско-правовая ответственность (возмещение по 500 долларов за каждое сообщение и провайдеру до 25 тысяч долларов за день рассылки). Также подобные законы существуют и в других странах таких как Норвегия, Финляндия и Австрия. Другие же страны Европы не имеют таких законов в своем законодательстве, но на сегодняшний день этот вопрос рассматривается.
В России пока отсутствуют специальные законы о сети Интернет в целом и о спаме в частности. Однако уже предложен ряд законопроектов, некоторые из которых уже достигли стен Государственной Думы РФ. Например, проекты законов «О регулировании российского сегмента сети Интернет», «О правовом регулировании оказания Интернет-услуг», «Об электронной торговле».
Наиболее результативно бороться против спама могу сами операторы связи(провайдеры). Они могут бороться с массовыми рассылками, как и технически так и правовым способом. Но часто встречается то, что спамеры имеют договорные отношения с провайдером. При заключении такого договора оператор связи может включить в качестве одного из условий общее требование соблюдения законодательства РФ или прямо запретить действия, классифицируемые как спам. В случае нарушения этих условий провайдер может расторгнуть договор в одностороннем порядке со ссылкой на ст. 309 ГК РФ, где указывается, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».
В свою очередь провайдеры больше обращают внимание на свои права в этих договорах нежели на обязанности. В следствии чего большинство пользователей остаются незащищёнными в борьбе с массовыми рассылками сообщений. Права и обязанности провайдеров не закреплены законодательно, что является большим правовым упущением по устранению спама.
В ходе написания и анализа данной работы было изучена история возникновения термина «спам» и его состоявшаяся смысловая трактовка на сегодняшний день. Были рассмотрены различные технические способы по борьбе со спамом. В совокупности с техническими методом и правовыми способами гораздо эффективней и результативней будет борьба с нежелательной рассылкой сообщений. Но, к сожалению, с правовыми способами борьбы обладает государство, написание законов недоступно обычным гражданам. Остаются лишь технические методы. В частности, интерес представляет контентная фильтрация спама с помощью алгоритма Байеса. Был определен существенный недостаток этого алгоритма – плохая эффективность работы с большим потоком писем на разные тематики. Перспективами исследования данного алгоритма является разработка алгоритма байесовского классификатора с учетом данного недостатка и нахождения путей для его устранения для 100% эффективности в борьбе со спамом.