Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
- 3. Описание процесса закупки лекарственных средств
- 4. Обзор существующих систем
- Выводы
- Список источников
Введение
Ресурсы любой организации постоянно находятся в состоянии движения. В любой момент времени в наличии имеется большее или меньшее количество товарных запасов, наличных денег, приходных и расходных счетов. Даже относительно маленькое предприятие должно обрабатывать большой объем информации. Скорость, с которой эта информация изменяется, делает необходимымдля руководства применение формальных методов сбора и обработки информации.
Идеальным вариантом является положение, при котором все одномоментно закупаемые ресурсы точно соответствуют производственной программе, а вся поставленная на продажу готовая продукция сразу продается.
Такой идеальный вариант невозможен в силу наличия всевозможных случайных воздействий. Одним решений является организация производства таким образом, чтобы продукции на складах предприятия было достаточно для удовлетворения потребностей клиентов продукции предприятия на некоторый промежуток времени.
1. Актуальность темы
Для эффективной организации работы предприятия необходимо позаботится о правильной прогнозной оценке потребностей покупателей в производимой (продаваемой) предприятием продукции, и соответственно о правильной оценке потребностей собственного производства в материальных ресурсах. На основании составленных прогнозов определяются объемы производства продукции и необходимые к закупке объемы сырья. Однако во всем есть свои недостатки. С одной стороны, необходимо организовать надлежащие условия хранения сырья, материалов и самой продукции. Хранение продукции не только связано с дополнительными затратами, но и с риском не реализации продукции (в случае ненадлежащего хранения либо истечения срока годности).
С другой же стороны, если продукции на складах предприятия недостаточно, при недопоставке клиенту продукции по подписанному ранее договору, предприятие может понести убытки в виде штрафов либо «потери» клиентов.
Для сокращения текущих затрат и рисков, связанных с работой предприятия одной из мер является оптимизация объемов хранимой продукции. Т.к. для решения этой задачи необходимо проанализировать довольно большой объем учетных данных, на предприятиях используются специализированные компьютерные системы. Подобные системы позволяют упростить управление предприятием, только разрабатывались для конкретного предприятия, либо отрасли. К сожалению, подобными системами охвачены не все отрасли, а только наиболее динамичные (например, банковская сфера).
Таким образом, актуальность работы заключается управление в современных условиях рынка не возможно без использования современных автоматизированных средств учета, контроля и управления.
2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
Целью работы является разработка компьютеризированной подсистемы управления запасами лекарственных средств аптеки с учетом производственных и закупочных рисков, позволяющей снизить себестоимость продукции за счет сокращения затрат на хранение и доставку лекарств.
Задачи иследования:
- Разработка имитационной математической модели для процессов поставки и расхода сырья с учетом риска недопоставки;
- Разработка алгоритма прогнозирования объемов продаж;
- Разработка алгоритма, позволяющего учитывать риски, возникающие при управлении запасами сырья.
3. Описание процесса закупки лекарственных средств
В настоящее время существует ряд различных видов закупочных процедур лекарственных средств. Укрупнено можно выделить несколько видов централизации/децентрализации закупочных процедур, каждый из которых характеризуется своими достоинствами и недостатками:
- Полная централизация закупок;
- частичная централизация закупок;
- частичная децентрализация закупок;
- полная децентрализованная закупок.
Полностью децентрализованные закупки отличает абсолютно самостоятельное решение в рамках аптеки об уровне запаса, ассортимента, периодичности закупки той или иной позиции, оборачиваемости запасов.
Аптека лишь предоставляет отчет в центральный офис о состоянии дел за отчетный период. Основными преимуществами данной технологии являются:
- Оперативная реакция аптеки на запросы потребителей;
- полная ответственность аптеки за оборачиваемость запасов и уровень логистического сервиса (Под логистическим сервисом понимается уровень удовлетворенности потребителей (наличие запаса на полке, поставки под заказ, широта и глубина ассортимента). Хотя некоторые из перечисленных параметров относятся к маркетингу, логистика, кроме затратной составляющей, является инструментом повышения конкурентоспособности).
К недостаткам относится:
- Как правило, завышенный уровень запаса;
- неликвиды на существенную сумму, отвлекающие данные средства из оборота;
- из-за человеческого фактора часто возникает дефицит.
Итак, в целом, при данном подходе, уровень запаса и качество закупочных процедур зависит от человеческого фактора, (что является и преимуществом, и недостатком одновременно) от того, насколько квалифицированы сотрудники аптеки, в области логистики. Таким образом, чтобы такой подход имел успех, сотрудники аптеки должны быть универсалами: и маркетологами, и логистами, и само собой фармацевтами. А такого сочетания добиться крайне сложно и дорого.
Частичная централизация закупок весьма популярна в сетях. Технология выглядит следующим образом. Центральный офис предоставляет аптекам автоматизированный инструмент управления запасами и закупками. И тут уже проявляется некоторая степень централизации благодаря стандартизации процедур. А в аптеке уже самостоятельно принимают решение об уровне запаса, устанавливая для всего ассортимента параметры поддержания запаса в днях (чаще всего система выглядит именно так). Применяя данную технологию, сохраняются все преимущества и недостатки полностью децентрализованного подхода. Но появляется одно существенное отличие – упрощается принятие решение о размере заказа благодаря частичной автоматизации. Учитывая ассортимент аптеки (количество позиций для принятия решения о закупке), данный способ позволяет не упустить к заказу конкретную позицию. Что, разумеется, повышает сервис. Но влияние человеческого фактора в данном подходе все еще фактор, который оказывает серьезное влияние на эффективность закупок.
Частичная децентрализация закупок. Данный подход отличает существенное сокращение влияние человеческого фактора. Обязательно присутствует информационная система, поддерживающая закупочные процедуры с глубокой степенью автоматизации. Сюда относятся достаточно сложные технологии прогнозирования спроса, различные системы управления запасов и их нормирования, технологии анализа спроса. Входные параметры (размер страхового запаса, периодичность закупок, период поддержания запаса, и т.д.) в систему управления запасами устанавливаются в центральном офисе. Заказ для каждой аптеки формируется самостоятельно, либо в самой аптеке, либо в центральном офисе. Заказ рассчитывается на основании продаж предыдущих периодов, учитывая всплески и спады продаж внутри недели и/или месяца. Как инструмент возможности влияния на уровень запаса (и соответственно на сервис) для сотрудников аптеки остается инструмент обратной связи с центральным офисом. Фармацевт должен фиксировать запросы потребителей по тем позициям, которые запрашивались, но в действующем ассортименте их нет. А уже в центральном офисе, на основании данной информации, принимают решение о возможности включения данных позиций в постоянный ассортимент с тем или иным сервисом. Таким образом, данный подход оставляет возможность сотрудникам конкретной аптеки влиять на уровень сервиса. При этом ответственность за уровень запасов и объем неликвидов возлагается на сотрудников центрального офиса в рамках отдела закупок, а они уже имеют гораздо более высокий уровень квалификации в области логистики. Также к преимуществу подхода можно отнести прозрачность и подконтрольность всего движения товаров. Недостаток подхода заключается в том, что успех его зависит от качества информационной системы и ее скорости на изменения спроса.
Тотальная централизация закупок. В отличие от предыдущего подхода, в данном случае у сотрудников аптеки вообще отсутствует возможность влиять на ассортимент и уровень запаса. Как правило, при выборе данного подхода система становится крайне неповоротливой, так как центральный офис не видит реальные запросы потребителей. Кроме того, сами сотрудники аптеки чувствуют свою беспомощность и невозможность повить инициативу. Что понижает уровень само мотивации. Но позволяет при этом в аптеки набирать более дешевых сотрудников.
Кроме выше перечисленных видов централизации/децентрализации может быть огромное количество вариантов распределения зон ответственности между аптеками и центральным офисом.
3. Обзор существующих систем
Популярными разработками, которые используются на предприятиях как зарубежных, так и местных являются:
- Microsoft Dynamics AX;
- Baan;
- Oracle E-Business Suite
- RS-Balance 3;
- SAP ERP;
- Solaris SoftLab;
- Manufacturing Execution System.
Microsoft Dynamics AX (Axapta) – многофункциональная ERP – система управления ресурсами предприятия для средних и крупных компаний.
Axapta предоставляет следующие возможности:
- управление группой компаний;
- управление денежными потоками;
- оптимизация закупок и складских операций;
- минимизация складских запасов благодаря разнообразным способам планирования;
- оптимизация производственного цикла и гибкое производственное планирование;
- возможность быстрого внесения изменений в текущий производственный процесс.
BAAN – комплекс систем по управлению ресурсами предприятия. Это разработка одноименной компании, располагающейся в Нидерландах. Система состоит из функциональных модулей, каждая из которых может работать автономно. За ведение информации о сырье и её анализ отвечает модуль BAAN Производство. По заявке разработчиков данный модуль обеспечивает возможность определить потребность в сырье и материалах, в зависимости от объемов, имеющихся на складе. Использование BAAN подходит для работы со всеми типами производств. В основе подсистемы BAAN стоит построение производственных планов (графиков), благодаря чему у сотрудников компании есть возможность контролировать процесс производства в любой момент времени, а также составлять краткосрочные и долгосрочные планы и принимать управленческие решения.
Oracle E-Business Suite даёт возможность автоматизировать процессы производственного планирования и управления логистикой на разных уровнях: от ежедневного цехового планирование и управления, с пооперационным контролем качества продукции, до укрупненного календарного планирования производства, в том числе по группе предприятий.
Эта система так же состоит из нескольких модулей. За работу с информацией о сырье отвечают модули Планирование выпуска продукции, Управление рецептурами и Управление производством и контроль операций. Приложение Oracle поддерживает согласованное управление информацией о технологических процессах производства продукции, обеспечивается поддержка единых справочников сырья и рецептур. Для каждой продукции возможно определение неограниченного количества рецептур с заданием правил их применения на конкретном предприятии. Функции системы дают возможность регистрировать выход продукции, контролировать ее качественные характеристики. Также система предоставляет возможности оптимизационного моделирования для расчета и выбора оптимального варианта плана производства.
RS-Balance 3 представляет собой современную систему управления бизнес-процессами, которая подходит для ведения бизнеса на предприятиях различных отраслей и масштабов. В нее входит набор функциональных возможностей для ведения управленческого финансового учета, учет движения товаров и денежных средств, управления процессами продаж и закупок, автоматизация складской и транспортной логистики, формирования аналитической отчетности в различных разрезах – как по предприятию, так и для отдельных подразделений.
Компания Блиц-информ предлагает продукт SAP ERP. Система управления ресурсами предприятия SAP ERP предоставляет средства для финансового и управленческого учёта, управления персоналом, оперативной деятельности и сервисных служб компании. За работу с данными о материалах отвечает модуль управления закупками и материальными потоками (ММ). С помощью данного модуля выполняются операции учёта материалов на складах, их оценка, проведение инвентаризаций и планирование потребности в материалах.
Solaris SoftLab — ещё один разработчик систем управления запасами. Корпоративная информационная система SOLARIS ERP представляет собой полнофункциональный комплекс, позволяющий в едином информационном пространстве выполнять типовые и специализированные задачи управления предприятием. В первую очередь система ориентирована на российские предприятия. Функционально система поделена на ряд подсистем, объединенных между собой по различным направлениям.
Система управления производственными процессами (Manufacturing Execution System) поможет организовать оперативный обмен информацией о наличии и распределении сырья и полуфабрикатов, о выпущенной межцеховых процессах.
Система поможет координировать, синхронизировать анализировать производственный процесс. Разрабатываемые ERP-LAB, программы MЕЅ помогают настроить оперативную работу так, чтобы сократить издержки производства, повысить производительность труда, избежать простоев оборудования, правильно координировать транспортно-складские операции, оптимизировать запасы. В системе есть возможность обмена данными с другими продуктами производства компании ERP-LAB.
Существующие системы планирования потребности в ресурсах требуют больших капиталовложений, точного подбора необходимых модулей, подходящих для данного типа предприятий, и точной настройки подобранных модулей. Также в данных системах частично (или полностью) не реализована возможность учета рисков, возникающих во время закупок сырья.
Выводы
Для определения актуальности разработки подсистемы управления запасами аптеки с учетом рисков, в разделе были описаны процессы закупки лекарственных средств. Также было определено, что одной из основных задач при организации работы аптеки является учет от получаемых учетных данных от аптек принимаются управленческие решения. Решения о необходимости заказа сырья также принимаются на основании учетных данных.
В разделе 3 приведен обзор уже имеющихся исследований и разработок, связанных с темой работы. В основу приведенных разработок положена идея синхронизации информационных потоков аптеки и организация оперативного обмена информациии о наличии и распределении лекарственных средств.
Данные разработки помогут автоматизировать процессы производственного планирования и управления логистикой на разных уровнях
Список источников
- Управление закупками при децентрализованной схеме поставок товара - Ольга Грязнова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://olgagryaznova.ru
- Использование ERP-системы AXAPTA в управлении предприятием - Ларионов В.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/
- Управление закупками и технологии управления запасами в аптеке - Ольга Грязнова [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.logist-ics.ru/
- Лукич Радмило М. Прогноз продаж. Практикум для владельцев бизнеса, генеральных директоров и руководителей Издатель: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – С. 56-61.
- Прогнозирование продаж на основке анализа маркетингового потенциала - Славич - Приступа А.С. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alppp.ru/
- Организационные принципы надлежащего снабжения лекарственными средствами [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.apteka.ua/
- Прогнозирование закупок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.habr.com/
- Прогнозирование спроса. Цели и методики. - Ольга Грязнова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://olgagryaznova.ru