Новые технологии обучения (дистанционное обучение)
Авторы: Мазько А. Ю., Поповская В. Б.
Источник: Кубанский государственный технологический университет.
Многие деятели науки Российской Федерации и других стран, занимающиеся изучением форм получения образования, пришли к выводу, что дистанционное обучение (ДО) также является неплохим способом приобретения профессии и повышения квалификации (как и очная, заочная, очно-заочная и экстернат), при котором в образовательном процессе используются как традиционные, так и новые специфические методы, средства обучения, основанные на компьютерных сетях и телекоммуникационных технологиях. Образовательный процесс при ДО представляет собой контролируемую преподавателями и целенаправленную интенсивную самостоятельную работа обучаемого, который может заниматься в удобном для себя месте, по индивидуальному, согласованному с ним расписанию, постоянно контактируя с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте [Матвеев 2006].
В наше время компьютерные технологии обеспечивают передачу информации и доступ к разнообразной учебной литературе гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Качество и организация структуры учебных курсов, как и качество преподавания при ДО обычно намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Это подтвердили многочисленные проведенные опыты [Жмыриков 1996]. Новые цифровые технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM и DVD-ROM, электронные доски объявлений, доступные через глобальную сеть Интернет, позволяют комфортней управлять этим процессом, чего нельзя достичь в традиционных учебных средах. Использование звука, изображений и текста в учебном материале повышает усвояемость новой информации у студентов.
ДО по своей структуре и характеристикам напоминает более всего заочное обучение (ЗО), но имеет ряд преимуществ. Например, удобный график проведения виртуальных лекций, при которых вся информация передается студенту через Интернет с помощью специальных программ; возможность обращения за помощью к преподавателю и после основных занятий при возникновении трудностей с усвояемостью материала.
В настоящее время в стране около 35 государственных заочных институтов и десятки средних учебных заведений, в которых обучается более десяти тысяч студентов и учащихся, получающих ЗО [Бершадский, Кревский 1998]. Кроме этого кафедры, использующие заочную форму обучения входят в состав сотен университетов и техникумов. Однако, популярность ЗО падает – его качество значительно уступает очному. На смену заочному приходит дистанционное обучение, которое в идеальном случае:
- предоставляет возможность проходить обучение в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей, не покидая места жительства и в процессе производственной деятельности;
- обеспечивает широкий доступ к мировым архивам разнообразной обучающей информации с помощью компьютерных сетей;
- позволяет наиболее эффективно настроить процесс самообучения;
- делает возможным получение практически любой специальности, предоставляя для этого все необходимые средства (при этом почти не имеет значение уровень начального образования и подготовки) [Гозман, Шестопал 1996];
- при прерывании образования создает условия для комфортного возращения к учебе;
- снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам, возможности одного преподавателя заниматься с большим количеством студентов одновременно;
- позволяет создавать огромное количество образовательных программ, подстроенных под группы студентов разной подготовленности, комбинируя курсы занятий, проводимых в образовательных учреждениях;
- создает для общества хороший стимул приобретать качественное образование и повышать уровень собственной квалификации;
- удовлетворяет потребности страны в качественно подготовленных специалистах и квалифициро-ванных рабочих [Жмыриков 1996];
- стимулирует социальной активности населения в предпринимательской деятельности, повышает развитость капиталистических отношений до уровня экономически развитой страны;
- способствует увеличению высококвалифицированных работников страны, развитию отечественной образовательной системой;
- развивает единое образовательное пространство на территории стран, где проживает русскоязычное население [Ростовцев 2002].
В последнее время российская школа заимствует европейские и американские технологии образования. Крупнейшие ВУЗы России активно развиваются по образу ведущих центров Запада [Матвеев 2006]. Часто проводится экспериментальное ДО в Московском государственном университете электроники и математики (МИЭМ). Активно внедряются технологии ДО в МГУ им. М.И. Ломоносова, Московском государственном 122 авиационном институте (МАИ), Кубанском государственном технологическом университете, Самарском государственном авиационном университете, Томской государственной академии управляющих систем и радиоэлектроники и других вузах.
Такой способ обучения экономит средства, вкладываемые в образование и резко расширяет рынок образовательных услуг. Но в данное время следует внести изменения в методы дистанционного обучения. К тому же многие люди не воспринимают такой способ получения образования всерьез, считая, что большинство студентов не будут заниматься с должным усердием без психического влияния со стороны сокурсников и преподавателей.
Изменить сложившуюся в России ситуацию необходимо с помощью использования современных ком-пьютерных технологий и европейской организации учебного процесса с учетом национальных особенностей российского общества. Основные направления такого подхода:
- Занесение учебной информации в цифровые базы данных, создание компьютерных программ, обеспечивающих виртуальное проведение лабораторных и практических работ.
- Внедрение в учебные пособия графических «движков», позволяющих создавать анимированные заставки с использованием трехмерных моделей, которые помогают гораздо быстрее разобраться студентам в исследуемом процессе. Также эти технологии необходимы для разработки мультимедийных цифровых энциклопедий и справочников.
- Объединение компьютеров ВУЗа и его филиалов в локальную сеть с высокоскоростным подключением к Internet, что позволяет свободно использовать информационные ресурсы любого из этих учебных заведений и обеспечивает высокую мобильность преподавателей, которые могут одновременно вести занятия в разных точках страны из одного места.
- Проведение специальных повышающих квалификацию курсов для преподавателей, обучающих особенностям системы ДО.
- Активное сотрудничество ВУЗов и других учебных заведений в вопросах развития системы ДО и создания общих информационных ресурсов.
- Обеспечение свободного доступа студентам и преподавателям к открытым электронным библиотекам сети Internet.
- Пропаганда ДО в школах, лицеях, гимназиях и др. с целью привлечь внимание учеников к данной форме обучения, объяснить потенциальным будущим студентам и их родителям все преимущества такого образования при правильном подходе к учебе.
- Сотрудничество Министерства образования РФ и поставщиков Internet-услуг с целью создания наиболее комфортных условий использования сетевых технологий (дешевые тарифы использования Internet, предоставление учебным заведениям линий для передачи информации с высокой пропускной способностью, помощь специалистов фирм-провайдеров преподавателям в создании баз сайтов, необходимых студентам) [Ростовцев 2002].
Следует учитывать, что дистанционное обучение удобно использовать и при невозможности применения других форм обучения. Например, это позволяет нормально обучаться и развиваться людям с ограниченными физическими возможностями и спортсменам, активно участвующим в соревнованиях.
Но главная функция ДО на сегодняшний день – предоставление возможности получения второго образования, повышение квалификации, потому что в этом случае в роли студентов выступают целеустремленные люди со сложившимся характером, которые смогут успешно завершить обучение [Ростовцев 2002]. Следует учитывать, что перспективы развития данной формы обучения велики. Многие предпочтут дистанционное обучение в каком-нибудь престижном университете, чем даже очное в местном учебном заведении. Это с ущественно повысит качество квалифицированных работников, попадающих на рынок труда, и изменит в лучшую сторону положение в сфере образования (повысятся требования, предъявляемые ВУЗам, произойдет естественное «отмирание» учебных заведений, не выдерживающих конкуренции).
Список использованной литературы
1. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное образование: региональный аспект, 1998. http://www.ejoe.ru/sod/98/4_98/st121.html
2. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б.Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.
3. Жмыриков А.Н.Психология политического лидерства в современной России. Н. Новгород: Нижегор. Гуманит.
Центр, 1996.
4. Матвеев А. Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы.
http://www.ui.usm.ru/articles.html?article=151
5. Ростовцев А.И. Реферат на тему: «Дистанционное обучение в ВУЗе», 2002.
http://www.kropka.ru/refs/62/34971/1.html