Тестирование как метод контроля качества знаний студентов
Авторы: О.П. Алексеев, профессор, д. т. н., С.В. Пронин, аспирант, ХНАДУ
Источник: Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2013 Ссылка
Аннотация
В статье рассматривается значимость тестирования как инструмента дистанционного кон- троля знаний, достоинства и недостатки тестирования в вусших учебных заведениях.
Ключевые слова
Функции тестирования, дистанционный контроль знаний студентов.
В настоящее время в рамках высшей школы использование тестирования рассматривается как одна из актуальных форм контроля качества подготовки студентов, которая позволяет объективно оценить объем усвоенной той или иной учебной дисциплины. Использование тестовых заданий различных видов позволяет более адекватно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта.
онного контроля знаний, а также в качестве текущей (оперативной) проверки полноты усвоения студентами понятий, представлений, существенных положений отдельных тем. Использование тестирования способствует улучшению организации и повышению качества учебного процесса. Следует отметить, что тестовые задания должны разрабатываться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к изучаемой дисциплине. База тестовых заданий должна охватывать все дидактические единицы содержательного минимума государственного образовательного стандарта. Это дает возможность обеспечить единство требований к усвоению дисциплины в рамках учебного заведения. Таким образом, компьютерное тестирование позволяет осуществлять контроль и оценивание уровня знаний студентов. С одной стороны, – это индикатор качества обучения, средство определения успеваемости студента, а с другой – показатель эффективности используемой дидактической системы, включая методику обучения и организации учебного процесса, реализацию современных компьютерных технологий.
Можно выделить три основные взаимосвязанные функции тестирования: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция состоит в оценке знаний учащегося. Эта функция является наиболее важной для тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит иные формы оперативного контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Подготовка к тестированию включает в себя как повторение уже пройденного материала, так и обращение к дополнительной литературе. Это позволяет повысить уровень освоения дисциплины, а так же развить навыки самостоятельной работы.
Воспитательная функция проявляется в периодичности тестового контроля. Это дисциплинирует и систематизирует деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. При использовании тестов как инструмента оценки знаний возникает ряд проблем, так как их диагностическая функция имеет и положительную и отрицательную стороны.
К положительным сторонам тестирования можно отнести:
- тестирование повышает объективность оценки знаний по сравнению с устным опросом, поскольку в данном случае исключаются субъективный фактор. Объективность достигается путем стандартизации проверки показателей качества выполнения заданий и тестов. Сложность оценки успеваемости студентов порождается противоречивостью подходов и методов оценки знаний, а также тем обстоятельством, что одни и те же методы используются разными педагогами с неодинаковой степенью точности и добросовестности. С оценкой познавательного прогресса студентов связан целый ряд проблем. Это возникающие недоразумения и недовольство среди студентов при выставлении оценок, порой завышенные требования, наличие нечетких инструкций по тестированию, неясная формулировка вопросов, иногда непонятая студентами терминология, влияние личных симпатий и антипатий на выставление оценки, нерегулярная информация студентов об их успеваемости и др. Использование тестирования способствует устранению недоразумений и недовольства среди студентов. Общеизвестно, что у некоторых преподавателей для получения высокой оценки приходится работать с полной отдачей. У других педагогов для этого достаточно приложить лишь минимум усилий. В любом случае, достижение учебных целей должно быть для студента трудной, но осуществимой задачей. Каждый преподаватель должен стремиться к достижению «золотой середины». Использование тестирование позволяет сделать процесс оценки студентов полностью унифицированным.
- тесты позволяют оценить знания по всем темам пройденного курса, в то время как на устном экзамене обычно обсуждаются 2-4 темы. Тестирование позволяет определять знания учащегося по всему курсу, исключая элемент случайности при ответе на вопросы одного билета. Так же появляется возможность установить уровень знаний учащегося по отдельным разделам изучаемой дисциплины, что особенно актуально при кредитно-модульной системе.
- тестирование является довольно эффективным средством контроля с экономической точки зрения. Основные временные затраты приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Также использование интернет технологий позволяет проходить тестирование дистанционно, что особенно удобно для студентов очно-заочной и заочной форм обучения.
Тестирование содержит и ряд недостатков:
- использование тестирования не позволяет в полном объеме сформировать умение последовательно излагать свои мысли, строить, на основе имеющихся знаний логические заключения, позволяющие применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях. Это связано с тем, что залогом отличного ответа на тест является хорошая визуальная память. Студенты механически запоминают верный ответ, не осмысливая его содержания.
- полученные в результате тестирования данные о пробелах в знаниях по конкретным разделам не могут способствовать устранению этих пробелов. Для устранения пробелов необходима дополнительная работа со студентами, но, особенно в случае итогового тестирования, она потребовала бы дополнительных часов занятий, которые не предусмотрены учебным планом. При устном ответе экзаменатор, как правило, ведет со студентом диалог, задает наводящие вопросы, заставляя студента проиллюстрировать практическими примерами теоретические знания. В результате уровень осознанного понимания проблематики дисциплины возрастает.
- в тестировании всегда присутствует элемент случайности: учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть простое угадывание ответа, особенно в тестах невысокого уровня сложности. Стандартные наборы тестовых заданий для большинства дисциплин разработаны в довольно простой форме. Обычно это сборники вопросов и задач, рассчитанных на выбор одного или нескольких правильных ответов из числа предложенных. Составление тестов, адекватных поставленной задачей – процесс сложный, многоуровневый, вытекающий из многих принципов [1]: соответствие содержания теста целям тестирования, определение значимости проверяемых знаний, взаимосвязь содержания и формы, содержательная правильность тестовых заданий, репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста, комплексность и сбалансированность содержания теста, системность содержания, вариативность содержания.
Следует отметить, что в учебном процессе высшего учебного заведения должен использоваться принцип целесообразности использования различных методов и форм обучения. Обращение к компьютерным программам возможно только в ситуациях, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при помощи иных технологий технологиях. Качество подготовки будущего специалиста должно проверяться по степени готовности к решению задач по конкретным темам и разделам программы. И именно тестирование является одним из эффективных инструментов контроля результатов обучения
Но следует учитывать, что тестирование – неоднозначный и сложный процесс. Достижение унифицированной оценки знаний студентов сложнодостижимо, поскольку уровень подготовки студентов существенно различается. Поэтому преждевременно делать тестирование основным элементом педагогического контроля. Более эффективно сочетать классическую методику устного ответа с различными видами компьютерного тестирования.
Список использованной литературы
1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. М. : Центр тестирования, 2002. 239 с.