Авторы: А. Г. Юзаева, В. В. Кукарцев
Источник:«Информационно-экономические системы» / II Международнаянаучно-практическая конференция, посвященнаяДню космонавтики. 2016. Красноярск. Том 2. – С. 120-122.
Ключевые слова: беспилотные транспортные средства, правовой аспект, безопасность.
В настоящее время идет эра высоких технологий и автоматизация почти всех видов деятельности, компьютеры стали делать огромную часть нашей работы, как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере. Все это бесспорно упрощает жизнь людям, поэтому разработчики не останавливаются и все чаще удивляют нас новыми проектами.
К сегодняшнему дню стали очень популярны различные разработки беспилотных транспортных средств (ТС). Сейчас существует огромная практика в этой области. Множество известных компаний взялись за разработку таких автомобилей.
ТС такого рода имеют систему автоматического управления, которая позволяет управлять автомобилем без участия человека. Подразумевается, что беспилотные автомобили должны снизить уровень инцидентов на дорогах, то есть вероятность того, что человек совершит ошибку, будет минимизирована. Также подобные разработки избавят людей от необходимости долго сидеть за рулем, например, дальнобойщиков.
На данный момент решением этого вопроса вплотную занимается корпорация Google. Она разработала свой вариант беспилотного автомобиля – GoogleCar. Он снабжен видеокамерами, датчиками, которые установлены на крыше, радарами, находящиеся в передней части авто и еще одним датчиком зафиксированный на одном из задних колес, определяющий позицию автомобиля на карте. Все это позволяет автомобилю успешно передвигаться без участия человека. Было проведено множество тестирований данного ТС и по результату был выявлен ряд недостатков. Например, автомобили Google не могут передвигаться в плохих погодных условиях, также они не в состоянии распознавать временные сигналы светофора, не могут отличить полицейских от простых пешеходов и т. д. Но разработчики обещают, что к 2020 году данные недостатки будет устранены [1].
А компания Mercedes-Benz выпустила свой беспилотный грузовик. Он оснащен системой автоматического управления HighwayPilot. Она так же, как и вышеперечисленные проекты самоуправляемых ТС, предполагает использование многочисленных датчиков, радаров, камер и активных регуляторов скорости, на основе которых реализовано автономное вождение. При условиях, если отсутствует дорожная разметка или плохая погода, автомобиль просит водителя взять управление на себя, сообщая об этом звуковыми и световыми сигналами [2].
Если же говорить о Российских разработках, то хорошим примером может служить компания КамАЗ. Она совместно с компанией Cognitive Technologies планирует создать беспилотное ТС нового поколения. На реализацию данного проекта Министерство образования и науки выделило 300 миллионов рублей. Для создания автомобилей-беспилотников планируется задействовать технологию, которая ранее была разработана компанией Cognitive Technologies, так называемую, пассивную модель компьютерного зрения. При использовании данной модели вся информация, необходимая для управления считывается с видеокамер. Разработчики отмечают, что данный подход применяется совместно с активной (излучающей) части модели, на которой основываются многие зарубежные проекты таких, как GoogleCar. В компании отмечают, что данный автомобиль будет успешно работать в неблагоприятных условиях: при отсутствии разметки, при плохой погоде и т. д. Кроме того предусматривается возможность обнаружения практически всех препятствий на дороге; также данная система будет в состоянии опознать дорожные знаки и участников движения, направление движения, сигнал светофора и т. п. Вдобавок, Cognitive Technologies разработала технологию, с помощью которой авторобот сможет увидеть и понять участников дорожной сцены на том же уровне, как и человек. Как известно, человек видит удаленные предметы благодаря узкой зоне фовеального (центрального) зрения, которая находится в центре зрительной оси глаза. Именно она позволяет четко видеть предметы. При этом остальные элементы в зоне периферии менее четкие. В каком-то смысле компании удалось построить компьютерную модель фовеального зрения. По словам генерального конструктора Василия Постникова, разработанная технология дает возможность качественно обрабатывать информацию [3].
Группа ГАЗ, в свою очередь, также представила свой беспилотный автомобиль. Впервые он появился в 2010 году. Он был пробным, поэтому его функционал оказался очень мал. Тестирование его проводилось на скорости всего 10–20 км/час. Сейчас авто дорабатывается и усовершенствуется, и может безопасно передвигать уже на скорости 40–50 км/час. Компания заявляет, что запуск серийного производства беспилотного ТС начнется до 2030 года, а к 2020 году ГАЗ выпустит уже полностью функциональный образец такого автомобиля. По словам исполнительного директора компании Гюнтера Хайдена, главными проблемами в реализации таких машин является юридическая сторона вопроса и менталитет людей. Люди, которые участвовали в испытаниях признавались, что поддавались панике при виде того, что на водительском месте никого нет. Что касается правового аспекта такой разработки, то необходимо разобраться с возможностью совершения ДТП, которые произойдут с участием таких ТС. Встает вопрос об ответственности за причинные ущербы. Кто ее будет нести? Какое решение, при такой ситуации, будут принимать инспекторы ГИБДД? Эти вопросы остаются открытыми, необходимо разрабатывать новую законодательную базу, которая будет регламентировать данную сторону [4].
Если же продолжать тему юридических проблем, связанных с такими разработками, то начать хотя бы с того, что на сегодняшний день согласно Венской конвенции о дорожном движении, к которой присоединены более 70 стран, «каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя». Данная конвенция была принята еще в 1968 году с целью повышения безопасности дорожного движения. И для улаживания вопроса с беспилотными ТС в конвенцию придется добавить, как минимум одну новую главу, где будут прописаны новые стандарты на разметку, на дорожные знаки и в целом на обустройство дорог [5].
Говоря далее об этих разработках конечно нужно затронуть тему их безопасности, как для других автомобилей, так и для пешеходов. Разумеется, ведутся тестирования всех этих ТС в пределах города и на трассах, но можно ли быть уверенным в таких автомобилях в критических и нестандартных ситуациях.
Сейчас напрашивается один вопрос – будут ли беспилотные автомобили опаснее традиционных? Разработчики полагают, что автоматика в любом случае окажется лучшим водителем, чем человек. Это естественно приведет к тому, что число аварий значительно сократиться, а всем ненавистные пробки станут случаться реже, если большая часть транспортов на дорогах будет самоуправляемой [6].
Продолжая тему безопасности, необходимо отметить еще один важный момент. По мнению ведущих мировых аналитиков по вопросам систем безопасности, беспилотные автомобили, став неотъемлемой частью движения, станут привлекательной целью для хакеров. К примеру, относительно недавно произошел некий инцидент с компанией Ford. Группа исследователей, подключила ноутбук в диагностический порт автомобиля и сумела взломать систему управления пикапом Ford. Они полностью перехватили управление тормозами, рулем и педалью газа, естественно это говорит нам о том, что ни о какой безопасности не может идти и речи. Поэтому доработки в данной области также ведутся [7, 8, 9, 10, 11 ].
Вполне предсказуемо, что данные технологии в будущем станут еще популярнее, ведь технический прогресс не стоит на месте, все развивается и совершенствуется. И если разработчики сумеют избавиться от текущих недостатков в беспилотных автомобилях, в скором времени они уверенно займут свою нишу на дорогах, а, возможно, и вовсе заменят нам традиционный транспорт.