АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы: Багимова А.Д., Кравцова Л.В.
Источник: V Республиканская Научно-техническая конференция Ресурсосбережение. Эффективность. Развитие
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, факторы, рынок.


Целью данной статьи является исследование различных взглядов относительно сущности понятия инвестиции, инвестиционной деятельности и факторов, влияющих на нее, учитывая имеющийся потенциал и возможности его реализации. Основной целью инвестиционной деятельности является обеспечение эффективного осуществления инвестиционной стратегии предприятия, достигается путем реализации следующих задач:

  • достижение высоких темпов экономического развития предприятия;
  • максимизация доходов (прибылей) от инвестиционной деятельности;
  • минимизация инвестиционных рисков;
  • обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

Исследования управления инвестиционной деятельности на предприятии и вопроса оценки инвестиционной привлекательности стали предметом особенного внимания многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, в частности О. Балацкого, И. Бланка, О. Волчанка, Е. Бригхема, В. Гейця, Е. Крылова, Г. Мунцеля, А. Пересади, Т.Майоровой, У.Шарпа, В.Шеремета и других. Но в результате динамических условий ведения хозяйства эта проблематика приобретает все большее значение, возникает неотложная необходимость в дальнейшем исследовании и выявлении факторов повышения уровня инвестиционной привлекательности.

Целью работы является исследование факторов и резервов повышения уровня инвестиционной привлекательности предприятия на основе выявления факторов прямого и непрямого влияния и с учетом основных этапов жизненного цикла предприятия.

Т. Дорошенко указывает, что инвестиции - это все виды денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в реальные и финансовые активы с целью получения прибыли (дохода). Под инвестициями следует понимать только те вложения, целью которых является получение прибыли (дохода). И именно по этой цели нужно отличать инвестиции от других вложений средств [1].

По мнению Н. А. Татаренко и А. М. Поручика, инвестиции - это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли или достижения определенных социальных эффектов. В первом случае инвестиции рассматриваются как средство увеличения капитала, во втором - как средство предоставления социальных услуг, которые в конечном счете будут способствовать социально-экономическому развитию общества [2].

Особый интерес представляет статья Альмяшкина Д.В., где представлена классификация факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия. Автор акцентирует внимание на таких факторах как финансовое состояние, организационная структура управления компа¬нией, инновационность продукции, стабильность генерируемого денежного потока, уровень диверсификации продукции компании, стадия жизненного цикла компании и репутация компании [3].

Комплексный анализ факторов инвестиционной привлекательности предприятий дан работе Е.А. Мелай, А.В. Сергеевой. Ученые уделяют внимание факторам, определяющим привлекательность организации для инвестора, подчеркивают, что состав и степень воздействия внешних и внутренних факторов инвестиционной привлекательности организации индивидуален для каждого объекта исследования [4].

Инвестиционная привлекательность является сложным экономическим явлением, которое формируется совокупным влиянием отдельных факторов. Количество факторов может быть разным и разнообразным в зависимости от того, о каком уровне инвестиционной привлекательности мы говорим: страну, отрасль, регион, город или организации. Некоторые факторы могут быть более значимыми, другие - менее. На рис. 1 показана иерархия факторов инвестиционной привлекательности.

Иерархия факторов инвестиционной привлекательности предприятия

Иерархия факторов инвестиционной привлекательности предприятия [5]

Инвестиционная привлекательность территории (страны, региона, города) включает следующие факторы:

  • законодательные;
  • социальные;
  • политические;
  • экономические;
  • инфраструктурные.

Инвестиционная привлекательность отрасли включает такие факторы:

  • уровень производственного процесса;
  • динамика и структура инвестиций;
  • темпы роста цен на факторы производства;
  • наличие инноваций и НИОКР;
  • уровень конкуренции;
  • экологическая безопасность;
  • финансовое состояние отрасли;
  • стадия развития отрасли;
  • отраслевые риски.

Внутренние факторы инвестиционной привлекательности организации включают:

  • наличие стабильного денежного потока;
  • финансовое состояние организации. Данный фактор оценивается на основе отчетных данных компании: рассчитываются коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, оборачиваемости и рентабельности;
  • организационную структуру управления организацией, которая оценивается с учетом степени соответствия используемого вида организационной структуры основным видам деятельности предприятия;
  • степень инновационной продукции компании.

Инвестиционная привлекательность характеризуется совокупностью политических, правовых, экономических и социальных условий, которые способствуют инвестиционной деятельности отечественных и иностранных инвесторов. Инвестиционную привлекательность предприятия следует рассматривать как совокупность характеристик его управленческой и финансово-хозяйственной деятельности, перспектив развития и возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Мероприятия по управлению инвестиционной деятельностью предприятия в конечном итоге должны направляться на повышение его инвестиционной привлекательности.

Среди действующих факторов повышения инвестиционной привлекательности нами выделено и детально исследованы четыре группы: финансово-экономические, что осуществляют прямое влияние на уровень привлекательности предприятия, и три группы факторов непрямого влияния: социальные, информационные и экологические.

Повышение инвестиционной привлекательности может быть как следствием прямого улучшения показателей, например, ускорения обращения оборотных средств за счет сокращения задолженности, а также непрямого, например, повышения мотивируемой персонала, что, в конечном счете, приведет к улучшению финансовых показателей. Но связь между такими факторами и финансовыми коэффициентами проследить намного тяжелее.

На рисунке 2 кратко показаны факторы инвестиционной привлекательности предприятия.

Факторы инвестиционной привлекательности предприятия

Факторы инвестиционной привлекательности предприятия

К финансово-экономическим факторам повышения инвестиционной привлекательности предлагаем отнести:

  • повышение эффективности использования основных фондов на предприятии;
  • рост эффективности использования оборотных средств;
  • улучшение показателей ликвидности, финансовой стойкости, платежеспособности предприятия;
  • усовершенствование управления прибылью предприятия;
  • повышение эффективности тарифной политики;
  • внедрение мониторинга цен на сырье и комплектующие изделия;
  • управление качеством.

К социальным факторам принадлежат:

  • повышение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия;
  • улучшение социальной инфраструктуры;
  • повышение качества работы управленческого персонала.

К информационным факторам и резервам следует отнести:

  • разработку и внедрение прогрессивных информационных систем на предприятии;
  • обеспечение доступности внутренней информации;
  • налаживание каналов обмена внешней информацией.

К экологическим факторам принадлежат:

  • соблюдение эколого-гигиенических требований к технологическим процессам, которые проходят на предприятии;
  • экологичность продукции.

Стимулирование широкого предоставления услуг благодаря соответствующей рекламной политике, грамотный выход и содержание на разных сегментах рынка и тому подобное, позволят предприятию значительно улучшить все показатели своей деятельности.

Отдельным фактором повышения инвестиционной привлекательности предприятия является наличие адекватной информации о ценах на сырье и комплектующие. Поэтому необходимым является формирование на рынке специальных учреждений, основным видом деятельности которых был бы мониторинг. Они смогут предоставить предприятиям возможность получить точные сведения о ценах на рынке и избрать оптимальный вариант.

Эффективность использования природоохранных мероприятий может быть связана со многими факторами и далеко не всегда зависит от самого предприятия. Законодательные акты, которые определяют ответственность за загрязнение окружающей среды, содержат определенные экономические рычаги стимулирования введения безопасных для окружающей среды технологий.

Социальные факторы инвестиционной привлекательности включают использование эффективных моделей стимулирования высоких результатов деятельности, прогрессивных форм оплаты и стимулирования труда, системы поощрения и компенсационных выплат, которые в конечном итоге приводят к улучшению именно финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. Их влияние может быть прослежено во время расчета рейтинга инвестиционной привлекательности и отражается на его конечном значении.

В повышении эффективности управления на предприятии, важнейшим является обеспечение достаточной мотивации квалифицированных специалистов-управленцев у максимизации финансово-экономических результатов деятельности предприятия.

Среди информационных факторов роста инвестиционной привлекательности и, в частности, внедрения прогрессивных технологий и информационных систем, следует выделить необходимость интеграции отдельных автоматизированных систем управления на предприятии. Интеграция разных систем управления не является разовой операцией, а должна быть серьезным и долговременным процессом.

Повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью предприятия предусматривает создание механизма выявления и оптимального использования резервов повышения инвестиционной привлекательности. Одновременное использование всех резервов роста инвестиционной привлекательности в действительности не является возможным, в первую очередь, через нехватку средств, квалифицированных специалистов, полного массива необходимой информации для осуществления соответствующих мероприятий. Практика доводит неэффективность распыления усилий по многим направлениям инвестиционной деятельности. Все нужно сконцентрировать на отдельных, важнейших инвестиционных проектах. Это нуждается в разработке конкретных рекомендаций относительно выявления наиболее влиятельных аспектов, измерения степени влияния и конечных последствий.

В данной статье мы рассмотрели инвестиционную привлекательность и ее факторы, изучили научные подходы к ней. В ходе исследования пришли к выводу, что нет единой точки зрения, нет конкретной формулировки данного термина, которое могла-бы в полной мере отразить сущность и суть инвестиционной привлекательности.

Цель наших дальнейших исследований – оценка эффективности инвестиционной привлекательности. Планируется проведение расчета показателей эффективности на примере предприятия.

Список литературы

  1. Дорошенко Т. В. Сущность инвестиций как экономической категории / Т. В. Дорошенко // Финансы Украины. - 2000. - № 11. - С. 114-118.
  2. Татаренко Н. А. Теории инвестиций: учеб. пособие. / Н. А. Татаренко, А. М. Поручик. - М.: КНЭУ, 2010. - 160 с
  3. Альмяшкин, Д. В. Классификации факторов инвестиционной привлекательности предприятия / Д. В. Альмяшкин. — Текст : // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64429/ (дата обращения: 23.10.2020).
  4. Мелай Е.А. Факторы инвестиционной привлекательности организации / Е.А.Мелай, А.В. Сергеева // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 3-1. С. 63-69.
  5. Факторы инвестиционной организации предприятия. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studref.com/312360/ekonomika/faktory_investitsionnoy_privlekatelnosti_organizatsii.