Инвестиционная привлекательность

Авторы: Селихова О. Н.
Источник: ЖУРНАЛ: Economics 2016
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, оценка инвестиционной привлекательности предприятия, факторы инвестиционной привлекательности, инвесторы, стратегия


Неотъемлемой частью современной экономики являются инвестиции. В бизнесе на начальном этапе внешние инвестиции дают компаниям два основных преимущества. Во-первых, капитал, позволяющий перейти на следующий этап развития, во-вторых, возможность улучшить качество управления, в частности за счет укрепления дисциплины и корректировки стратегии. Проблема привлечения инвестиций в предприятие сегодня является весьма актуальной.

Для того чтобы определять максимальную эффективность инвестиционного решения, введено понятие инвестиционной привлекательности предприятия. Несмотря на то, что работы многих зарубежных и отечественных ученых посвящены исследованию понятия «инвестиционная привлекательность» и методам ее повышения, унифицированного подхода к ее толкованию еще не создано. Поскольку на инвестиционную привлекательность влияет огромное количество факторов, большинство исследователей сходятся к пониманию инвестиционной привлекательности как системы или сочетания различных признаков или факторов внутренней или внешней среды.

К одной из наиболее распространенных точек зрения относится сопоставление инвестиционной привлекательности с целесообразностью вложения средств в интересующее инвестора предприятие. Данная целесообразность зависит от ряда факторов, характеризующих деятельность субъекта. Исследователи Л. Валинурова и О. Казакова понимают под термином «инвестиционная привлекательность» совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции [3, с. 206].

И. Бланк считает, что инвестиционная привлекательность – это обобщающая характеристика преимуществ и недостатков инвестирования отдельных направлений и объектов с позиции конкретного инвестора [2, с. 132]. По его мнению, оценка инвестиционной привлекательности отдельных объектов инвестирования зависит от многих факторов и носит строго индивидуальный характер.

Существуют и другие точки зрения. Например, Л. Гиляровская, В. Власова и Э. Крылов под инвестиционной привлекательностью понимают оценку эффективности использования собственного и заемного капитала, анализ платежеспособности и ликвидности [4, с. 58].

Оценивая же инвестиционную привлекательность с точки зрения дохода и риска, можно утверждать, что это наличие дохода (экономического эффекта) от вложения средств при минимальном уровне риска.

Таким образом, вне зависимости от используемого экспертом или аналитиком подхода к определению чаще всего термин «инвестиционная привлекательность» используют для оценки целесообразности вложений в тот или иной объект, выбора альтернативных вариантов и определения эффективности размещения ресурсов.

Надо отметить, что определение инвестиционной привлекательности направлено на формирование объективной целенаправленной информации для принятия инвестиционного решения. Говоря более простым языком, инвестиционная привлекательность предприятия – это, прежде всего, его возможность вызвать коммерческий или иной интерес у реального инвестора, включая способность самого предприятия «принять инвестиции» и умело ими распорядиться.

То, что привлечение инвестиционных ресурсов позитивно сказывается на развитии предприятия, является очевидным. В наиболее общем виде к числу положительных последствий специалисты относят возможность расширения производства, обновления основных производственных фондов, разработку и внедрение новых технологий, повышение качества и конкурентоспособности продукции. С другой стороны, общеизвестна и выгода инвестора, получаемая в виде дохода и компенсации риска, принимаемого на себя.

Исследователи и аналитики сходятся во мнении, что для привлечения инвестиций предприятие должно иметь хорошо отработанный и перспективный план деятельности на будущее, поскольку инвесторы должны быть уверены, что их вклады принесут в дальнейшем прибыль. Также предприятию необходимо обладать хорошей репутацией, тем самым вызывать доверие потенциальных инвесторов. Вести открытую, то есть прозрачную деятельность, показателем которой могут быть бухгалтерская отчетность и работа со СМИ. Значимым фактором для привлечения зарубежных инвесторов является и внутренняя политика страны, в которой находится предприятие.

Таким образом, можно выделить ряд факторов инвестиционной привлекательности, на которые инвестор обращает внимание, оценивая предприятие:

  • уровень профессионализма команды менеджеров;
  • наличие или отсутствие уникальной концепции бизнеса, четкого понимания стратегии развития компании, детального бизнес-плана;
  • наличие или отсутствие конкурентных преимуществ, то есть потенциала для лидерства на рынке;
  • наличие или отсутствие значительного потенциала для увеличения доходов компании;
  • степень финансовой прозрачности, соблюдение принципов корпоративного управления или стремление компании к прозрачности;
  • характеристика структуры собственности, обеспечивающей защиту акционерного капитала;
  • наличие или отсутствие потенциала получения высоких доходов на вложенный капитал.

Тем не менее, инвесторы вполне могут привлекаться и без этих условий, но при уверенности в соблюдении своих прав на распоряжение капиталом и прибылью. Также существенным фактором привлечения инвестиций является соотношение прибыли и риска: часть инвесторов выбирают меньший риск, соглашаясь на меньшую прибыль, другие же выберут более высокую прибыльность вложений, несмотря на повышенные риски.

Предприятие может провести ряд мероприятий для повышения своей инвестиционной привлекательности. Основными мероприятиями могут быть:

  1. разработка долгосрочной стратегии развития;
  2. бизнес-планирование;
  3. юридическая экспертиза и приведение правоустанавливающих документов в соответствие с законодательством;
  4. создание кредитной истории;
  5. проведение мероприятий по реформированию (реструктуризации) [1, с. 211].

Для определения того, какие из мероприятий необходимы предприятию для повышения инвестиционной привлекательности, целесообразно проведение анализа существующей ситуации (диагностика состояния предприятия). Этот анализ позволяет:

  • определить сильные стороны деятельности компании;
  • определить риски и слабые стороны в текущем состоянии компании, в том числе с точки зрения инвестора;
  • разработать рекомендации для развития конкурентоспособности, повышения эффективности деятельности и повышения инвестиционной привлекательности.

В процессе диагностики рассматриваются различные аспекты деятельности предприятия: сбыт, производство, финансы, управление. Выделяется сфера деятельности предприятия, которая связана с наибольшими рисками и имеет наибольшее число слабых сторон, формируются мероприятия для улучшения положения по выделенным направлениям.

Проведение диагностики состояния предприятия является основой для разработки стратегии развития — генерального плана, который, как правило, разрабатывается сроком на 3-5 лет [5, с. 164]. Стратегия описывает основные цели как предприятия в целом, так и функциональных направлений деятельности и систем (производство, сбыт, маркетинг). Определяются основные целевые количественные и качественные показатели. Стратегия позволяет предприятию осуществлять планирование на более короткие периоды времени в рамках единой концепции. Для потенциального инвестора она демонстрирует видение предприятием своих долгосрочных перспектив и адекватность менеджмента предприятия условиям работы предприятия (как внутренним, так и внешним). Очевидно, что наибольшее значение наличие четкой стратегии имеет для инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятия, а именно, участвующих в бизнесе.

Для всех групп инвесторов большое значение имеет кредитная история предприятия, поскольку она позволяет судить об опыте предприятия по освоению внешних инвестиций и выполнению обязательств перед кредиторами и инвесторами-собственниками. В этой связи возможно проведение мероприятий по созданию такой истории.

Одним из самых сложных мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятия является проведение реформирования (реструктуризации). Полная программа реформирования включает совокупность мероприятий по комплексному приведению деятельности компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития.

Таким образом, подготовка предприятия к привлечению инвестиций — достаточно четко определенный, хоть и сложный процесс. Предприятие может сформировать программу мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности, исходя из своих индивидуальных особенностей и сложившейся конъюнктуры рынков капитала. Реализация такой программы позволяет ускорить привлечение финансовых ресурсов и снизить их стоимость.

Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. Привлечение инвестиций в предприятие дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.

Список литературы

  1. Белов А. М. Оценка необходимости и целесообразности инвестирования развития производства. М.: Юрайт, 2011. 365 с.
  2. Бланк И. А. Основы инвестиционного менеджмента. М.: Юрайт, 2013. 480 с.
  3. Валинурова Л. С., Казакова О. Б. Управление инвестиционной деятельностью: учебник. М.: КНОРУС, 2010. 384 с.
  4. Гиляровская Л. Т. Экономический анализ: учебник для вузов. 2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 423 с.
  5. Москвин В. А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2009. 206 с.