Авторы: Колесников А. А. Русина В. А.
Источник: Российская академия наук. Международный независимый эколого-политический университет, г. Москва
В работе определены основные факторы воспроизводства человеческих ресурсов региона. На основании проведенного статистического анализа выявлены проблемы демографического развития в Донецкой Народной республике. Подчеркивается значение развития системы образования как фактора воспроизводства качества человеческих ресурсов. Сформулированы направления развития системы образования и улучшения демографической ситуации в регионе.
Воспроизводство человеческих ресурсов непрерывно связано и находится в прямой зависимости от воспроизводства населения. Воспроизводство населения – это исторический процесс постоянного и непрерывного обновления человеческих, который происходит в результате процессов рождаемости и смертности.
Любой процесс имеет последовательность. Развитие воспроизводственного потенциала также имеет повторяющуюся последовательность стадий развития. Что касается человеческих ресурсов процесс воспроизводства состоит из следующих фаз: формирования, распределения, обмена и использования. Все фазы тесно связаны между собой.
Фаза формирования человеческих ресурсов подразумевает наиболее полное удовлетворение потребностей общества в высокообразованных и квалифицированных людях, которые могут обеспечить эффективное функционирование и развитие всех сфер организации социальной жизни.
Основные факторы, определяющие численность людей можно условно разделить на две группы: социально-экономические и демографические.
Оценка демографической ситуации основана на результатах экстенсивного и интенсивного анализа демографических процессов, которые происходили в нашем регионе. Качественная оценка демографической ситуации включает в себе сравнение характеристик сегодняшней демографической ситуации, предшествующей, а также той, которая считается желательной на будущее [1, с. 146].
В процессе исследования воспроизводства человеческих ресурсов региона с количественной стороны в качестве основного фактора мы рассматривали демографическое развитие. Нами проведен статистический анализ динамики численности населения Донецкой Народной Республики и г. Донецка по данным Главного управления статистики ДНР [2]. Данные статистического анализа показывают, что численность населения ДНР в течение 2015–2019 годов в среднем ежегодно снижается. При этом естественное уменьшение численности с 2015 года составила 2,3% или 65,0 тыс. человек. Причина отрицательного прироста состоит в том, что демографические процессы в ДНР характеризуются низкой рождаемостью и высоким уровнем смертности.
Численность постоянного населения Донецкой Народной Республики на 1 февраля 2019 г. составляла 2283143 человек, из которых 2183904 человек (95,7 %) – горожане и 99239 человек (4,3 %) – сельские жители. Численность населения в 2019 году уменьшилась на 1627 человек, или на 0,071 %, что является негативным проявлением демографической ситуации республики.
Определённое на основе статистического анализа снижение численности населения за период 2015–2019 гг. негативно сказывается на количественных показателях человеческих ресурсов Донецкой Народной Республики. Основными причинами такого положения являются отрицательное сальдо миграции и рост смертности населения, уровень которой опережает уровень рождаемости.
Таким образом, демографическая ситуация в Донецкой Народной Республике характеризуется такими явлениями и процессами как низкая рождаемость, относительно высокий уровень смертности населения, естественная убыль и депопуляция (абсолютное уменьшение численности) населения, но при этом положительное миграционное сальдо.
Все эти явления, процессы и показатели оказывают значительное влияние на формирование человеческих ресурсов. Ведь формирование человеческих ресурсов определяются процессом воспроизводства населения, то есть их постоянного обновления в результате естественного движения (рождаемость, смертность), миграции и перехода людей из одного состояния в другое (социального движения).
Наибольшей ценностью является человек. И как часть духовного мира общества, и как сам по себе отдельный духовный мир, и как производитель материальных благ, и как продолжатель человеческой жизни. «Человек есть мера всех вещей» – провозглашал общеизвестное крылатое выражение древнегреческий философ Протагор.
Благосостояние всей страны будет зависеть от вкладов всех его граждан в любых его формах. Но для этого нужно чтоб эти самые граждане «были». В этом заключается проблема – численность новорожденных снижается, так как все меньшее число людей задумываются о значительном пополнении семьи, 1-2 ребенка – это норма. И не всегда родители «не хотят», они зачастую «не могут себе этого позволить», по любым причинам: по состоянию здоровья (вечно на работе, нет нормального режима дня, стресс, постоянная усталость, эмоциональное или профессиональное выгорание), материальная состояние семьи (нужно растить, выводить в люди уже имеющихся детей, обеспечивать им должный уход), отсутствие социальной ориентированности (для нормального воспроизводства населения продолжать род необходимо, а многие поддаются различным современным веяниям, например, так называемые «чайлдфри»), график/режим работы (ребенка нужно не только родить, но и обеспечивать ему досуг, социализировать его в детсадах, начальных классах школы – а проблема может возникнуть в рамках «отвести-забрать») и многие другие, чисто субъективные причины «не продолжать» свой род.
Если смотреть с экономической стороны, то наши дети – это те, кто будут нам давать средства на социальные выплаты, т.е. по факту, мы уже от них зависим, как бы странно это ни звучало.
Задумываться над стимулированием, повышением привлекательности воспроизводства населения и трудовых ресурсов государство должно постоянно, подходить к этому с задумкой, идти в ногу со временем. Необходимо поддерживать те слои населения, которые с рождением ребенка, возможно, будут испытывать материальные неудобства, обеспечить развитую инфраструктуру детского обучения и досуга, а также «с малых лет» заниматься профориентационной работой с детьми, ведь работник любящий свою профессию – это находка для работодателя и государства. Нужно строить и развивать систему обучения так, чтобы к возрасту поступления в ВУЗы подростки знали чего им ожидать в будущем, после получения образования.
По нашему мнению, ключевыми условиями и направлениями развития системы профессионального образования, как важнейшего фактора формирования качественных показателей человеческих ресурсов, в настоящий момент являются следующие [1, 2]:
– ориентация на реальные потребности экономики в специалистах определенного уровня, профессий, специальностей и направлений подготовки;
– пересмотр и обновление содержания профессионального образования на основе стандартов, с учетом требований и прямым участием объединений работодателей;
– создание постоянных тесных связей образовательных организаций с непосредственными потребителями качественной рабочей силы – предприятиями-работодателями;
– усиление мероприятий по профессиональной ориентации граждан, повышение их мотивации к получению качественного образования;
– стимулирование к непрерывному образованию на протяжении всей жизни;
– создание стимулов для образовательных организаций к повышению уровня качества образования с учетом требований времени и критериев его оценки на разных уровнях;
– формирование системы независимой оценки качества профессионального образования.
Резюмируя сказанное, добавим, что реализация перечисленных выше задач и направлений развития образования возможно только при совместном объединении усилий государства, образовательных учреждений и работодателей.
Стратегическое значение демографического фактора имеет непреходящее значение для будущего развития государства. Поэтому в практику государственного управления необходимо ввести принципы ориентации развития региона, направленные, прежде всего на интересы населения и семьи, на обеспечение условий их всестороннего развития и реализации.
Центральную роль в этом должны играть: преодоление бедности, предотвращение развития хронической и унаследованной бедности на основе роста доходов и уровня жизни всего населения; глубокое реформирование сферы труда, поскольку именно здесь формируются ведущие рычаги репродуктивных и миграционных установок, здорового образа жизни; обеспечение эффективной занятости.
Исследование практических аспектов воспроизводства человеческих ресурсов выявило, что улучшение демографической ситуации, конечно, следует связывать с выходом из социально-экономического кризиса. Но преодоление кризисных явлений в воспроизводстве населения будет тем успешнее, чем скорее будет взят на вооружение научно-обоснованный подход к улучшению условий жизни населения, а значит и условий его воспроизводства.
1. Буряк, П. Ю. Экономика труда и социально?экономические отношения: учеб. пособие. / П. Ю. Буряк, А. Б. Карпинский, М. И. Григорьева. – Москва: Центр учеб. Лит., 2004. – 440 с.
2. Главное управление статистики Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Электрон. дан. – Донецк, 2017. – Режим доступа: http://glavstat.govdnr.ru/. – Загл. с экрана.
3. Кондаурова И. А. Развитие системы профессионального образования как императив качества и конкурентоспособности человеческого капитала / И. А. Кондаурова // Друкеровский вестник. – № 2. – 2017. – С. 93–104.
4. Лукьянченко Н. Д., Кондаурова И. А., Кузнецова А. М. Анализ человеческого капитала: концептуальные аспекты / Проблемы и перспективы инновационного развития экономики: монография / под ред. Е. П. Мельниковой, О. И. Чорноус. – Донецк: ГОУ ВПО «ДОННТУ», 2018. – С. 203–211.