Назад в библиотеку

Лизинг как важная составляющая инвестиционного механизма обновления технической базы производства

Авторы: Ершова Т. С., Заричанская Е. В.
Источник: Финансы, учет, банки / Материалы научно-практической конференции студентов и молодых ученых. – Донецк, ГОУ ВПО ДонНУ. – 2019, с. 225-227. ДонНТУ. – 2017, с. 48-51.

Результаты исследования

Ускорение научно-технического прогресса, что является объективной особенностью современного этапа экономического развития, обусловливает необходимость создания и интенсивного использования новых видов высокопроизводительного оборудования и технологий. Стоимость новой техники неуклонно растет, что затрудняет своевременное обновление технической базы производства. Высокие темпы морального старения основных средств, которые предусматривают необходимость их периодической замены, обострение рыночной конкуренции заставляют предприятия более интенсивно использовать имеющиеся средства производства, прибегая к все более новым совершенным формам и механизмам их обновления, использования и обслуживания.

В условиях жесткой конкуренции на внутренних и внешних рынках все более актуальным становится необходимость улучшения не только технических характеристик оборудования нового поколения, но и финансовых условий, на основе которых оно предлагается потребителям. В значительной мере решение этих задач может быть обеспечено путем развития лизинга, который является относительно новым, но очень перспективным направлением хозяйственно-экономической деятельности.

Вопросу использования лизинга как инструмента повышения эффективности хозяйствования посвящены научные труды таких отечественных ученых-экономистов, как В. Гайдука, В. Хобты, С. Боренця, В. Гончарова, В. Козика и других [15].

Лизинг – это предпринимательская деятельность, направлена на инвестирование собственных или привлеченных средств, которая заключается в предоставлении лизингодателем (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляют лизинговую деятельность) в пользование на определенный срок лизингополучателю (лицу, получающему имущество по договору лизинга) имущества, которое является собственностью лизингодателя или приобретаемого им в собственность (по поручению и по согласованию с лизингополучателем) у продавца (поставщика-производителя имущества), при условии оплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей.

Лизинг выполняет одновременно следующие три основные функции: финансовую, потому что предприятие-лизингополучатель имеет возможность использовать необходимое оборудование без одноразовой мобилизации для собственных средств или кредитов банка; производственную, заключающуюся в оперативном решении производственных задач; функцию получение налоговых и амортизационных льгот [2].

Возможность отнесения на себестоимость продукции лизинговых платежей имеет преимущество перед другими формами производственных инвестиций. Лизинг начал развиваться быстрыми темпами почти во всех капиталистических странах, когда была введена ускоренная амортизация. При этой амортизации предприятия возвращают основную часть капиталовложений в первые годы эксплуатации оборудование. В 1966 г. в странах Западной Европы была установлена так называемая свободная амортизация, то есть возможность амортизировать до 100% стоимости за первый год использование оборудования. Поскольку сроки лизинговых сделок в той или иной степени со сроками амортизации, то же сокращение амортизационных сроков может стать предпосылкой роста лизинговых операций. Кроме получения налоговых льгот при осуществлении этого вида хозяйственной деятельности, развитие лизинга, как свидетельствует опыт высокоразвитых стран, будет зависеть также от государственной политики и определенных в законодательстве обоснованных амортизационных и налоговых льгот.

Лизинг в настоящее время является экономически целесообразным средством технического переоснащение промышленных предприятий, поскольку имеет ряд значительных преимуществ перед прямым кредитованием и закупкой необходимого оборудования за счет собственных средств предприятий, среди которых возможность использования механизма ускоренной амортизации, что позволяет достичь экономии по налогу на имущество организаций, происходит высвобождение оборотных средств предприятия, которые могут быть направлены на финансирование других его расходов [3]. Кроме того, для лизингополучателя упрощается процедура поставки, пуско-наладки, ввод в эксплуатацию и обслуживание предмета лизинга, поскольку данные обстоятельства часто берет на себя лизингодатель в рамках лизингового договора. В целях удешевления кредита лизингодатели имеют возможность использовать дополнительное обеспечение, участие в собственном капитале и другие механизмы. Порядок осуществления лизинговых платежи являются одним из преимуществ лизинга. В связи с тем, что размеры и сроки выплат определяются на договорной основе, то в соглашении могут быть оптимально учтены интересы всех сторон, то есть этот порядок гибче, чем по кредитному соглашению. Лизингодатель и лизингополучатель могут договориться об отсрочке первого платежа; о эволюционное рост лизинговых выплат; об авансовом платеже; о схеме выплат по снижением их объема до конца термина лизинга; о любых других схемах платежей. Форма лизинговых выплат может быть диверсифицирована и осуществляться из выручки от продаж сделанной на взятом в лизинг оборудовании продукции в денежной или товарной форме.

Лизинг способствует сокращению цикла производства новой техники и создает благоприятные условия для поддержки платежеспособного спроса на эту технику [4]. Это позволяет ускорить научно-технический прогресс на предприятиях машиностроения, укрепить конкурентоспособность всех задействованных через лизинговые операции участников.

Своеобразными негативными моментами лизинговых операций является большая, по сравнению с традиционной сделкой купли оборудование, количество участников лизинговой сделки, что может привести к подорожанию для лизингополучателя приобретенной в лизинг техники; достаточно сложной является организация и подготовка к заключению лизингового соглашения; административные расходы на составление этой соглашения; более высокая цена лизинговой сделки по сравнению с кредитной, потому что в стоимость лизинга закладываются амортизационные отчисления.

Лизинговые отношения формируются под влиянием четырех основных сфер: законодательство, налогообложение (прямое, косвенное), бухгалтерский учет и лицензирование, регулирование и контроль). Эти сферы устанавливают оперативную инфраструктуру сектора лизинга. Каждая из этих сфер имеет разные цели и причины установления своих правил, поскольку они регулируют различные вопросы. Для динамичного развития рынка лизинговых услуг со стороны государства должна осуществляться поддержка, которая выражалась бы в внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующего лизинговые отношения, а также в рассмотрении возможности создание государственного лизингового фонда, ориентированного на лизинг в промышленном секторе экономики, что позволит значительно ускорить процесс технического перевооружение, а также будет способствовать созданию новых промышленных предприятий.

Использование лизинга обуславливает возможность замены или обновления материально-технического обеспечения, товаропроизводителям открывается доступ к современной передовой техники и технологий, в том числе, особенно дорогих и быстрым моральным старением.

Список использованной литературы

  1. Хобта, В. М. Проблемы и перспективы развития лизинга / В. М. Хобта ,В. А. Гайдук // НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. – Донецк, 2014. – 119 с.
  2. Куналова, Г. И. Лизинг: статистико-экономический анализ,прогноз, пути дальнейшего развития / Г. И. Куналова, Ю. С. Гринчук // – Белая Церковь: ОАО Белоцерковская типография, 2017. – 237 с.
  3. Гончаров, В. В. Специфика управления важнейшими ресурсами / В. В. Гончаров // – Ко.: ЛИБРА, 2015. – 358 с.
  4. Газман, В. Д. Лизинг: теория, практика, комментарии / В. Д. Газман // – М.: Фонд Правовая культура, 2016. – С. 207.
  5. Михалина, И. Г. Актуальные проблемы развития лизинга в Украине / И. Г. Михалина // Статистика Украины. – 2015. – № 3. – С. 31-35. Развитие лизинга в Украине) / Отв. ред. А.Гулая. – К.: Версо-04, 2015. – 95 с.