Назад в библиотеку

ВЛИЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Автор: Воскресенская Л. Н.,Воскресенский В. В.
Источник: Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2015. № 1. С. 216-218.

Аннотация

Определена взаимосвязь инвестиционной привлекательности и оборотных активов. Исследованы основные недостатки различных методик оценивающих эффективность управления оборотными активами. Предложен подход, позволяющий повысить эффективность оценки управления оборотными активами.

Общая постановка проблемы

Инвестиционная привлекательность предприятия – это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности.

Для оценки инвестиционной привлекательности предприятия важное значение имеет анализ следующих сторон его деятельности:

1. Анализ оборачиваемости активов.

2. Анализ доходности капитала.

3. Анализ финансовой устойчивости

4. Анализ ликвидности активов.

Следовательно, состояние активов характеризует уровень имеющихся инвестиционных рисков в пределах краткосрочного периода. Одним из наиболее важных этапов оценки инвестиционной привлекательности предприятия является анализ управления оборотными активами.

Совершенствование механизма управления оборотными активами - один из главных факторов улучшения финансового состояния предприятия и повышения его устойчивости на рынке. В условиях стабильности дефицит оборотных средств может привести к кризису на предприятии, в условиях же финансовой нестабильности еще более углубляет ее, поэтому в сложившейся ситуации необходимо разрабатывать принципы по управлению оборотными активами, как наиболее мобильной частью имущества, позволяющими быстро реагировать на изменение текущей ситуации. Именно рациональное использование оборотных средств в условиях их хронического дефицита является одним из приоритетных направлений деятельности предприятия. В зависимости от того, насколько эффективно осуществляется управление оборотными активами на предприятии, зависит его результативность, и в том числе, инвестиционная привлекательность.

Рассмотрим методику оценки эффективности оборотных активов, как один из этапов управления оборотными активами. Подчеркнем, что единой методики оценки эффективности управления оборотными активами нет. Анализ различных методик оценки эффективности управления оборотными активами позволяет условно их разделить на две группы:

Такие авторы как: А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова, Т.И. Григорьева и т.д. предлагают реализовывать данный анализ по следующим этапам [1,4]:

1 этап. Исследуется структура и динамика оборотных активов компании на основе данных финансовой отчетности, а именно, бухгалтерского баланса. Необходимо отметить, что одна и та же динамика того или иного элемента может трактоваться неоднозначно. Результаты реализации данного этапа целесообразно оформлять в виде аналитических таблиц.

2 этап. Рассчитываются отдельные показатели оборачиваемости оборотных активов. На основе всех рассчитанных показателей в динамике, т.е. за все установленные периоды, делается вывод об эффективности управления оборотными активами и намечаются основные пути улучшения их использования.

Данная методика довольно проста в применении, но она не дает исчерпывающий ответ о достаточности оборотных активов для осуществления деятельности, о необходимости применения дополнительных источников финансирования, а также об уровне мобильности оборотных активов. В результате довольно сложно сделать вывод о платежеспособности и рентабельности предприятия, поэтому абсолютно точно можно утверждать, что методика требует некоторой доработки.

М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай реализуют анализ эффективности использования оборотных активов на основе следующего алгоритма. Критерием эффективности является минимизация оборотных средств при максимизации конечных финансовых результатов деятельности компании [2, с. 272].

Таким образом, первый этап анализа начинается сразу с коэффициентного анализа с расчета перечисленных ранее показателей и коэффициентов (показатели оборачиваемости оборотных активов). Деятельность компании может привести либо к ускорению, либо к замедлению оборачиваемости оборотных активов, поэтому необходим следующий этап – расчет эффекта ускорения (замедления) оборачиваемости оборотных средств. Между тем приведенных показателей недостаточно, поэтому далее необходимо проанализировать текущую финансовую потребность организации.

3 этап – определение текущей финансовой потребности организации.

Компания заинтересована в сокращении оборачиваемости оборотных активов (в днях) и в увеличении среднего срока оплаты кредиторской задолженности, чтобы иметь в обороте дополнительные денежные средства. Рассмотренная методика дает более исчерпывающую характеристику оборотных активов и особенностей их использования, однако, в ней отсутствуют показатели и коэффициенты, которые характеризуют ликвидность, рентабельность оборотных активов, а также потребность предприятия в оборотных активах для осуществления своей деятельности.

В результате реализации данной методики должны быть получены результаты, которые составят основу заключения об эффективности использования оборотных активов.

Таким образом, делается вывод, что существует ряд показателей, общих для всех методик, но в первом и втором случаях, методики дополняются определенными этапами и показателями, позволяющими более точно оценить эффективность управления оборотными активами, однако их недостаточно для представления полной картины, поэтому требуется создание единой общей методики.

Подчеркнем, что единой методики оценки эффективности управления оборотными активами нет.

В рассмотренных методиках, было подчеркнуто, что анализ оборотных активов и оценка потребности предприятия в них осуществляются на разных этапах. Но проводить анализ активов без учета потребности предприятия, тем более выбирать политику и стратегия финансирования оборотными активами без ее учета нецелесообразно. Поэтому предлагается следующий алгоритм оценки эффективности управления оборотными активами.

1. Анализ эффективности использования. Он должен иметь несколько другое содержание, а именно: экспресс-анализ финансового состояния предприятия. На этом этапе проводится укрупненный анализ структуры и динамики активов и пассивов баланса предприятия за рассматриваемый период на основе построения аналитических таблиц.

Далее проводится детальный анализ структуры и динамики оборотных активов и пассивов, источниках их формирования. Рассчитывается потребность предприятия в оборотных активах, так как именно этот показатель может учесть особенности рассматриваемого предприятия.

Далее требуется определить потребность в собственном оборотном капитале, произвести расчет и оценку величины собственных оборотных средств и чистых оборотных активов и обеспеченность собственными оборотными средствами. Провести коэффициентный анализ оборачиваемости и рентабельности оборотных активов. Рассчитывается относительное высвобождение (вовлечение в оборот) оборотных активов.

В рыночной экономике основным ограничением деятельности любой организации является наличие финансовых ресурсов. Для определения величины прироста объема выручки за счет увеличения оборачиваемости оборотных средств (при прочих равных условиях) возможно проведение факторного анализа. Все произведенные на данном этапе вычисления должны быть либо подтверждены результатами факторного анализа, либо скорректированы с учетом него.

В итоге реализации первого этапа должен быть сделан вывод об эффективности использования оборотных активов.

2. Выбор политики управления. В результате его реализации организация с учетом особенностей выбирает политику управления оборотными активами.

3. Разработка политики управления основными элементами оборотных активов: запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами.

Результаты комплексного подхода и систематического анализа дают возможность разработать программу мероприятий по повышению эффективности управления оборотными активами на предприятиях и обеспечить контроль за еѐ практическим осуществлением, по следующим направлениям:

 улучшение организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного и ритмичного обеспечения производства материальными ресурсами;

 сокращение продолжительности операционного цикла за счѐт интенсификации производства, а также повышения контроля за движением наиболее важных категорий запасов и распределением в чѐтком соответствии со структурой потребления;

 ускорение процесса отгрузки продукции и оформления расчѐтных документов, применение перспективных форм рефинансирования дебиторской задолженности, эффективных форм регулирования среднего остатка денежных активов, создание четких систем контроля за движением дебиторской задолженности и денежных средств, развитие механизмов безналичных расчѐтов.

4. Контроль за эффективностью предложенных мероприятий.

Таким образом, предложенная методика позволит более точно оценивать эффективность управления оборотными активами, на основании чего должны быть разработаны индивидуальные мероприятия, которые позволят повысить эффективность управления оборотными активами предприятия, и, как следствие, улучшат финансовое состояние рассматривае- мой организации. Укрепление финансового положения предприятия на прямую оказывает влияние на перспективность анализируемого предприятия с точки зрения возможности мобилизации доступных источников средств и отдачи на требуемые вложения, т.е. его инвестиционную привлекательность.

Список литературы

  1. Григорьева Т.И.Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров/ Т.И. Гри- горьева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 462 с.
  2. Мазурина Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учебник/ Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай, В.С. Гроссу – М.: ИНФРА-М, 2012. – 528 с.
  3. Сергеева А.В., Мелай Е.А. Роль вознаграждения менеджеров в повышении привлекательности и стоимо- сти бизнеса.// В сборнике: Двадцатые апрельские экономические чтения Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией В.В. Карпова, А.И. Ковалева. 2014. С. 236-239.
  4. Шеремет А.Д. Финансы предприятия: менеджмент и анализ: учебник/ А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионова. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 343 с.