Автор:Авагимян Ш.Ю.
Источник: Сборник материалов XXXVII Международной научно-практической конференции.Экономика и управление в XXI веке : тенденции развития. 2017. С. 119-123.
В статье рассмотрены ключевые методы управления оборотными активами на современном предприятии. Описаны возможные методы расчета потребности в оборотных активах. Указаны основные задачи и способы управления дебиторской задолженностью организации. Рассмотрены возможные мероприятия для управления дебиторской задолженностью в современных условиях.
Эффективность деятельности организации всегда являлась актуальной проблемой экономической науки. Процесс производства совершается через объединение факторов, которые его определяют: средств труда (основные фонды), предметов труда (оборотные фонды), рабочей силы (трудовые ресурсы). Кроме этого, на производство влияет финансовое состояние предприятия, а также определѐнные организационные, управленческие, техно- логические и другие преимущества, которые отображаются как нематериальные ресурсы. Следовательно, эффективность предприятия – это комплексная оценка конечных результатов использования основных и оборотных фондов, трудовых и финансовых ресурсов и нематериальных активов за определѐнный период времени.
Эффективность деятельности компании является предметом внимания большого круга участников рыночных отношений, которые заинтересованы в результатах его функционирования и стремятся оценить положение предприятия на рынке, его конкурентоспособность и финансовую устойчивость. Для повышения данной эффективности на предприятии необходимо постоянно проводить мониторинг состояния оборотных активов, а также рассматривать как уже используемые в деятельности инструменты регулирования, так и новые, которые только недавно представлены на рынке финансовых, экономических услуг.
Необходимо постоянное обновление данных по методике определения плановой потребности предприятия в оборотных средствах.
Управляя запасами в части готовой продукции или товаров для перепродажи организации следует устанавливать нормативные значения их производства, заказа, потребления и расходования.
При этом потребность в оборотных средствах на предприятии может быть рассчитана одним из нижеследующих основных методов:
– прямого счета – величина необходимых оборотных средств компании рассчитывается по каждому отдельному элементу, а после путем их сложения определяется суммарная общая потребность организации в оборотных средствах;
– статистико-аналитический – потребность рассчитывается в укрупненном виде, на основе среднесложившихся фактических остатков [4, с. 240]. Отметим, что данный метод применяется при условии, что в планируемом периоде не рассматривается возможность значительных изменений в деятельности предприятия, а также средства, вложенные в запасы и материальные ценности приходится большой удельный вес;
– коэффициентов – при нем рассчитывается норматива оборотных активов в целом по всей организации. При э том все оборотные средства подразделяются на две группы: первые – зависят от изменения объемов производства, а вторые – не зависят (средства сложенные в запчасти, инвентарь и расходы будущих периодов);
– оптимизации размера заказа – определяется такая величина партии заказа, при которой затраты на его размещение и хранение будут наименьшими, то есть минимальными.
В зависимости от установленных целей, вида деятельности, сложившихся на предприятии практик, избирается для применения один из вышеуказанных методов.
Многие специалисты, например: И.В. Гелета и Е.С. Калинская, отмечает, что при анализе оборотных средств и определения возможных мероприятий по ускорению процесса из оборачиваемости, необходимо оценивать текущую стадию их кругооборота.
Так, на стадии производственных запасов возможно принятие мер по замене дорогих материалов и топлива более дешевые, но при этом не в ущерб качеству получаемой продукции. Также возможно установить прогрессивные нормы расходования сырья и материалов, а также энергии и топлива.
На стадии производства ускорить оборачиваемость оборотных активов можно через обеспечение непрерывности производственного цикла и его сокращение его продолжительности. Предприятиям полезно комплексно оценивать использование имеющего сырья, отходов и прочих материалов.
На завершающей стадии – стадии обращения – организации следует принимать меры по сокращению своих задолженностей: как дебиторской, так и кредиторской. Также важна деятельность по ускорению и росту объемов реализации выпускаемой продукции [1, с. 106].
Говоря об управлении дебиторской задолженности, следует отметить, что достаточно вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, который в значительной мере зависит от принятой организацией политики по отношению к покупателям продукции. Очевидно, что наличие дебиторской задолженности не выгодно для предприятия, поэтому важной его задачей является максимальное ее сокращение. Однако условия конкуренции вынуждают практически все предприятия осуществлять продажу товаров и оказание услуг с отсрочкой платежа.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
– ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
– выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
– определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
– ускорение востребования долга;
– уменьшение бюджетных долгов;
– оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, т.е. упущенной выгоды от неиспользования средств, авансированных в дебиторскую задолженность [3, с. 288].
Управляя дебиторской задолженностью, предприятия зачастую проводят сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженностей. Для того чтобы предприятие функционировало эффективно необходимо, чтобы дебиторская задолженность превышала кредиторскую.
В системе управления финансами предполагаются следующие мероприятия по управлению дебиторской задолженностью:
– исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
– периодический пересмотр предельной суммы кредита;
– использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
– формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
– выявление финансовых возможностей предоставления предприятиям товарного (коммерческого кредита);
– определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
– формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
– формирование штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
– использование современных форм рефинансирования задолженности (факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг);
– диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком [3, с. 289].
В заключение подчеркнем такой распространенный и перспективный метод управления текущими активами предприятия, как факторинг – разновидность финансовых операций, при которых банк или специализированная ком- пания приобретает денежные требования на должника и сама взыскивает долг в пользу кредитора (продавца) за определенное вознаграждение [2, с. 444]. Оплата данных услуг чаще всего производится в виде заранее определенного процента от общей суммы долга. В пользу применения данного метода говорит и то, что банк-фактор (факторинговая компания) сам проверяет платежеспособность и репутацию покупателя, берет на себя управление рисками по поставкам и ряд сопутствующих услуг, которые дополняют финансирование и, по сути, содействуют развитию бизнеса компании именно на этапе продаж.
В Западной Европе и Америке данная форма торговых взаимоотношений является основной, в то время как в России в последние годы после бума развития наблюдается спад, в частности, под действием введенного Россией продуктового эмбарго.
Оплата данных услуг чаще всего производится в виде заранее определенного процента от общей суммы долга. В пользу применения данного метода говорит и то, что банк-фактор (факторинговая компания) сам проверяет платежеспособность и репутацию покупателя, берет на себя управление рисками по поставкам и ряд сопутствующих услуг, которые дополняют финансирование и, по сути, содействуют развитию бизнеса компании именно на этапе продаж.
Ставки компаний по факторингу зависят от ряда факторов, таких как: сумма финансирования, сложившаяся на рынке ситуация, сроки, степень риска, которая зависит от финансового состояния компании клиента.
Другим методом оптимизации оборотных активов может послужить сокращение размеров дебиторской задолженности путем проведения на предприятии работы по привлечению авансовых платежей. Осуществить боль- шее поступление авансов возможно посредством проведения новых рекламных акций, предоставления дополнительных услуг, скидок и бонусов клиентам, которые оплачивают услуги вперед.
Также предприятиями могут быть приняты и другие меры по нормализации и оптимизации величины, состава и структуры его оборотных активов (например: лизинг, привлечение заемных средств для закупки активов, взаимозачеты с контрагентами в счет покрытия дебиторской задолженности и пр.).
Избирая возможные инструменты управления оборотными средствами предприятия в современных условиях должны уделять особое внимание выбору контрагентов, из надежности. В связи с переменчивостью в экономической и финансовой сферах России, организациям следует определить такие методы, которые позволят гибко реагировать на изменения во внешней среде и позволят принять меры для поддержания высокого уровня эффективности деятельности.