Автор:О.В. Галкина, С.А. Грачева, Е.А. Майнашева, А.Е. Радова
Источник: Международный научный журнал ВЕСТНИК НАУК
No 7 (7) Том 3. октябрь 2018, с. 29-32.
В данной статье изучены сущность и значение доходов торгового предприятия, определены пути их роста. Даны определения доходов в соответствии с нормативными документами.
В последнее время в современной отечественной и зарубежной литературе растет внимание к формированию доходов предприятия, поскольку доходы образуют исходную финансовую базу деятельности торгового предприятия, служат источником получения прибыли и источником простого и расширенного воспроизводства на предприятии, материального стимулирования труда его работников.
В условиях рыночной экономики доходы являются целью работы любой коммерческой организации. Наличие доходов позволяет удовлетворять экономические интересы государства, сотрудников компании и собственников. В следствие этого, анализ процесса формирования, распределения и экономическое обоснование резервов роста доходов на предприятии является весьма актуальным.
Самоокупаемость считается одним из основных моментов успешной и эффективной хозяйственной деятельности предприятий. Смысл этого заключается в том, что доходы предприятия покрывают все его расходы. К тому же следует упомянуть, что сумма доходов должны превышать сумму расходов. Это является необходимой составляющей для того, чтобы получить прибыль, а также для дальнейшего развития предприятия. Таким образом, доходы представляют собой один из основных показателей, благодаря которому формируется финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта.
Доходы торгового предприятия – сумма денежных средств, полученных в определенном периоде от реализации товаров и использования активов, а также поступлений от прочих видов деятельности, которые в совокупности составляют основу формирования его прибыли.
Нормативные документы дают следующее определение доходов. Согласно ПБУ 9/99 Доходы организаций
под доходами понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)
.
Согласно ст. 41 НК РФ под доходами понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить т. е. под доходами понимается поступление любых экономических выгод (кроме суммы косвенных налогов).
Доходы предприятия торговли служат его финансовой базой, которая обеспечивает решение трех важнейших задач:
1. Основная часть доходов предприятия торговли является источником возмещения всех текущих затрат (издержек обращения), связанных с осуществлением его деятельности. Благодаря этому обеспечивается самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности торгового предприятия.
2. Часть доходов торгового предприятия служит источником выплат различных видов налоговых платежей, обеспечивающих формирование средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных фондов. Таким образом, обеспечивается выполнение финансовых обязательств торгового предприятия перед государством.
3. Определенная часть доходов торгового предприятия является источником формирования его прибыли, за счет которой осуществляется производственное и социальное развитие, дополнительное материальное стимулирование персонала, выплаты владельцам имущества.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что значение доходов велико:доходы фирмы образуют налоговую базу государства в целом; доходность торгового предприятия является показателем эффективности его деятельности; доход является основным внутренним источником формирования ресурсов предприятия торговли, обеспечивающих его развитие; доходы предприятия торговли считаются важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества; доходы являются основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от риска банкротства.
Увеличение доходов – это одна из наиважнейших целей любого предприятия торговли. Пути повышения доходности торговых предприятий следующие: развитие услуг сервиса, оказываемых потребителям и клиентам; разработка и осуществление обоснованной ценовой политики и стратегии; улучшение структуры оборота предприятия торговли в соответствии с меняющимися потребительскими предпочтениями; поиск дополнительных доходов путем обновления материально-технической базы, улучшения деятельности коммерческой, финансовой и расчетно-платежной служб и др.
В заключение можно сказать, что предприятия, не получающие доходы, не имеют возможности развиваться, кроме организаций, финансируемых за счет государства или других источников, поэтому задача повышения доходов жизненно важна для хозяйствующего субъекта. Изучение доходов помогает найти возможности улучшения финансового состояния и по результатам расчетов принять экономически обоснованные решения. Ведь чем больше величина доходов и выше уровень доходности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Следовательно, поиск резервов увеличения доходов и доходности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса.