Назад в библиотеку

ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Автор:проф., д.э.н., доц. Р.И. Балашова, А.Г. Белозерова, И.И. Волошин
Источник: Материалы I Республиканской научно-практической конференции. — Донецк, ДонНТУ — 2020, с. 346-349.

Аннотация

В работе раскрыта сущность, роль и характеристика основных внутренних и внешних факторов, современных финансовых технологических инноваций, оказывающих влияние на формирование доходов предприятий. Показана функциональная зависимость дохода предприятия от количества этих факторов. Рекомендовано производить оценку их влияния на увеличение объема доходов предприятия.

Общая постановка проблемы

Важным элементом, обеспечивающим системный подход к разработке и внедрению нововведений, механизма реализации инновационной стратегии выступает инновационная политика предприятия, которая определяется как отношение руководства предприятия к инновационной деятельности, официально выраженное в целях, принципах, направлениях и формах ее осуществления.

Инновационную политику можно представить в рамках трех основных элементов: постановка целей и задач инновационного развития; выработка эффективных методов и средств достижения поставленных целей, а также подбор и организация кадров, способных решать поставленные инновационные задачи.

Инновационная политика предприятия как совокупность целей, стратегий и мер по развитию инновационной деятельности, разрабатываемых руководством и научно-техническими службами, является составной частью научно-технической и экономической политики предприятия и определяет направления инновационной деятельности и меры по стимулированию ее развития [1]. Базируясь на утверждении, что основная цель инновационной политики заключается в повышении конкурентоспособности продукции предприятия и его экономических показателей на основе разработки и реализации инновационных проектов и программ, исследование данной темы является актуальным.

В настоящее время недостаточно изученными являются вопросы концептуальных основ системы оценки эффективности предпринимательской деятельности на предприятиях сферы торговли и пищевой отрасли, удельный вес объемов производства, реализации продукции и торгового оборота которых, занимает ведущие позиции в экономике.

Цель работы заключается в изучении процесса формирования и управления инновационной политикой предприятия.

Процесс внедрения инноваций в структуру предприятия охватывает все стороны его деятельности. Поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и конкурентных факторов. Внедрение этих поисков в производство представляет собой инновационную деятельность предприятия. Инновационными задачами предприятия являются обеспечение соответствия структуры продукции по стадиям жизненного цикла структуре нововведений по стадиям завершенности, определение источников возникновения инноваций (собственные разработки или привлеченные со стороны), обеспечение рациональных пропорций между нововведениями различных типов (например, по степени новизны и радикальности).

Однако цели инновационной деятельности предприятия зависят от видов его деятельности, внешних условий и характеристик внутренней среды. Основными принципами инновационной политики предприятия являются следующие: социально-экономическая эффективность инноваций; концентрация ресурсов на стратегических направлениях развития; соблюдение свободы творчества и доступа к научно-технической информации; поощрение инновационных идей и разработок и др.

Эффективность инновационной деятельности предприятия определяется наличием сбалансированной системы кредитования, инвестирования, налогообложения и, функционирующих применительно к инновационной сфере, научных разработок.

В качестве метода управления, инновационная стратегия представляет собой систему целей долговременного развития предприятия и мер, предназначенных для их достижения на основе выработанных новшеств. Инновационная стратегия предприятия реализуется инновационной политикой. Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются:

высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия и использование системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;

наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии, законодательной базы, государственной поддержки проведения инновационной политики и системы материального и морального стимулирования инновационной деятельности.

Повышение конкурентоспособности продукции, после проведения мероприятий инновационной политики, можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

Государственные доходы включают все денежные суммы (т. е. налоги и сборы), полученные из источников за пределами государственного образования. Крупные правительства обычно имеют агентство или департамент, ответственные за сбор государственных доходов от компаний и частных лиц.

Государственные доходы могут также включать валюту резервного банка, которая печатается. Это отражается как аванс розничному банку вместе с соответствующей записью расходов в валюте обращения, то есть доход, полученный от официального денежного курса, подлежащего уплате розничными банками по таким инструментам, как 90-дневные векселя. Возникает вопрос о том, может ли использование общих стандартов бухгалтерского учета, основанных на бизнесе, дать справедливую и точную картину государственных счетов, поскольку с заявлением денежно-кредитной политики в резервный банк, направляющим положительный уровень инфляции, резерв расходов на возврат валюты в резервный банк является в значительной степени символическим, таким образом, чтобы полностью отменить резерв валюты в обращении, вся валюта должна быть возвращена в резервный банк и отменена.

уровень экспортной ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) и уровень технологического развития (отношение объёма продукции, произведенной по отдельным видам технологий (по высоким, новым, традиционным) к общему объёму реализованной продукции);

уровень обновления (отношение объёма новой продукции, освоенной в производстве, к общему объёму произведенной продукции) и уровень сертификации (отношение объёма продукции, произведенной по технологиям, сертифицированным по международным стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции).

В результате исследования можно сделать вывод, что инновационная деятельность представляет собой деятельность, направленную на получение новых продуктов и знаний. Результатом является трансфер новой технологии, продукции, новых методов управления производством, создающий экономический, экологический, социальный эффекты. В процессе реализации стратегий инновационного развития обеспечивается не только их организационно-экономическая поддержка, но и своевременная корректировка при существенных изменениях конъюнктуры на рынке, выведении конкурентами продуктов-аналогов, появлении новых научных знаний. Выявленные отклонения получают отражение в реализуемых стратегиях инновационного развития.

Список литературы

  1. Деятельность институтов развития. Министерство экономического развития Российской Федерации: [Электронный ресурс].− Режим доступа: http://economy.gov ru /minec/activity/sections/instdev/institute
  2. Оценка финансового обеспечения предприятий и рекомендации к его совершенствованию в контексте инновационной экономики/ Р.И. Балашова и др. «Проблемы, пути и инструменты повышения эффективности функционирования финансовой системы» [Электронный ресурс]: монография. – Эл. изд. – Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2019. – С. 48-73.
  3. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; ГУ «Институт экономических исследований».− Донецк, 2018.− 260 с.
  4. Инновационные технологии в сфере ресурсосбережения / И. А. Бондарева, А. В. Мешков, А. Р. Моисеенко // Инновационные перспективы Донбасса [Электронный ресурс]. Т.5: Актуальные проблемы инновационного развития экономики Донбасса / и др. ; редкол.: Е.В. Горохов и др. - Донецк : ГОУВПО «ДОННТУ», 2018. − С. 48-52.