Авторы: А.В. Островская, Д.В. Косогор
Источник: Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами [Электронный ресурс]: материалы V Международной научно-практической конференции, г. Донецк, 17 апреля 2019 г. / отв. ред. О.Н. Шарнопольская, И.А. Кондаурова, Е.Г. Курган / ГОУВПО ДОННТУ. – Донецк: ДОННТУ, 2019 – С. 705-713.
Островская А.В., Косогор Д.В. Модернизация государственного управления системой образования России В статье представлена сравнительная характеристика развитых стран мира и Российской Федерации по уровню расходов на высшее профессиональное образование в процентах от ВВП страны. Для модернизации высшего профессионального образования России рекомендована программа развития высшей школы.
Как показывает мировая практика, в условиях новой современной экономики занять лидирующие позиции могут лишь те страны, которые обеспечивают должное развитие и поддержку системе образования. Именно образование, как одно из общественных благ, является основным фактором, влияющим на экономическое развитие. По этой причине на первый план выдвигаются вопросы модернизации системы высшего образования в Российской Федерации. Среди задач модернизации преимущественной станет задача повышения качества образования на всех его уровнях, что влечет за собой необходимость государственного регулирования и совершенствования самой концепции образовательной деятельности.
Декларированный в России курс на модернизацию общества должен осуществляться путем перехода к инновационной экономике. Особую значимость в этом процессе приобретает повышение качества человеческого капитала, уровень которого непосредственно зависит от образованности граждан страны. Никакая модернизация общества невозможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, без овладения знаниями и без качественного образования людей, являющихся, в свою очередь, источниками обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста страны. В связи с этим ключевая роль отводится высшему профессиональному образованию (ВПО) – высшей ступени образовательной системы, обеспечивающей гарантии личности в получении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности.
Среди представителей отечественной экономической науки проблемами экономики образования занимались В. Жамин, Е. Жильцов, В. Клочков, С. Костанян, С. Струмилин и др. Ими предпринимались попытки оценить степень образовательно-квалификационного потенциала экономики с использованием методов внутренней и внешней эффективности высшего образования. Исследованиям в области модернизации системы высшего профессионального образования посвящены труды таких экономистов, как Д. Брюс, А. Галаган, М. Кастосов, Т. Клячко, Э. Мантаева, Н. Пашкус и др. [1].
В советский период стране была присуща подготовка и наличие многочисленных инженерных высококвалифицированных кадров, а в условиях перехода к новой социально-экономической формации и с развитием инноваций возросла потребность в специалистах, способных адаптироваться к решению новых задач, готовых непрерывно учиться, совершенствовать свои профессиональные навыки на протяжении всего срока трудовой деятельности. Инноватизация экономики привела к изменению требований, предъявляемых к потенциальным сотрудникам предприятий и к самой системе отбора специалистов. На первый план у работодателей выходят такие требования к потенциальным сотрудникам, как умение работать в команде, способность к взаимному обучению в коллективе, творческий подход к решению поставленных задач и возможность адаптироваться к быстро изменяющимся условиям внешней и внутренней среды [2].
Несмотря на высокую актуальность получения высшего образования в России, на рынке образовательных услуг и на рынке труда существуют некоторые проблемы и противоречия, приводящие к снижению эффективности использования человеческого капитала как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества. Это проблемы следующего характера: излишек накопленного человеческого капитала и трудности его распределения, моральный износ человеческого капитала, конфликт интересов рынка труда и рынка образовательных услуг, сложность генерирования и управления инновациями.
В зарубежных промышленно развитых странах вопросы поддержки и развития научной сферы и сферы образования являются приоритетными направлениями государственной политики.Расходы на образование считаются одним из ключевых показателей социального развития, так как отражают степень внимания, уделяемого государством и обществом образованию граждан.
По результатам исследований, проводимых Всемирным банком, человеческий капитал составляет в среднем 66,4% национального богатства во всех странах мира. В странах Европейского Союза (ЕС) его доля особенно высока – 78,2%, в России эта величина составляет 50% национального богатства. Увеличение государственных расходов на высшее образование, стимулирование совокупного спроса посредством привлечения инвестиций в данную сферу с мультиплицирующим эффектом воздействует на рост ВВП. Высшее профессиональное образование формирует качество, уровень жизни и потребительские стандарты населения страны. Так, заработки лиц, имеющих высшее образование, по статистике в 1,5-2,5 раза выше, чем тех, кто его не получил. При этом доля лиц, имеющих высшее образование, достаточно высока, а средняя величина расходов домохозяйств на потребление составляет 58,4% от общей структуры ВВП, можно говорить, что именно категория лиц, имеющих высшее образование, в немалой степени определяет потребительские приоритеты, вектор и потенциал развития стран [3].
В табл. 1.1 представлены государственные расходы развитых стран в составе ВВП и России на образование за 2017 год [4].
Таблица 1.2 – Расходы развитых стран на образование за 2017 год
№ | Страна | Расходы на образование от ВВП, % | Население, количество чел. | ВВП на душу населения ППС, долл. |
---|---|---|---|---|
1 | Норвегия | 10,12 | 5 195 921 | 62 084 |
2 | Дания | 8,26 | 5 676 002 | 48 009 |
3 | Швеция | 7,84 | 9 798 871 | 47 885 |
4 | Финляндия | 7,15 | 5 482 013 | 42 236 |
5 | Исландия | 6,38 | 330 823 | 47 202 |
6 | Бельгия | 6,26 | 11 285 721 | 45 757 |
7 | Нидерланды | 5,87 | 16 936 520 | 49 587 |
8 | Ирландия | 5,84 | 4 640 703 | 68 514 |
9 | Австрия | 5,79 | 8 611 088 | 49 430 |
10 | Великобритания | 5,61 | 65 138 232 | 41 756 |
11 | Франция | 5,59 | 66 808 385 | 41 017 |
12 | Германия | 5,33 | 81 413 145 | 48 042 |
13 | Швейцария | 5,23 | 8 286 976 | 62 557 |
14 | США | 4,44 | 321 418 820 | 56 116 |
15 | Чехия | 4,23 | 10 551 219 | 33 770 |
16 | Россия | 4,19 | 144 096 812 | 24 451 |
17 | Испания | 4,08 | 46 418 269 | 34 906 |
18 | Португалия | 3,99 | 10 348 648 | 29 689 |
19 | Венгрия | 3,95 | 9 844 686 | 26 458 |
20 | Япония | 3,71 | 126 958 472 | 40 763 |
21 | Италия | 3,31 | 60 802 085 | 37 217 |
Проанализировав данные таблицы, можно условно разделить страны на три группы по уровню расходовна образование:
Россия находится во второй группе, что является неплохим показателем и отражает уровень заинтересованности государства в качестве образования. Однако нельзя не учитывать площадь территории Российской Федерации, которая существенно влияет на величину финансовых потоков, направленных в систему образования. С учетом территориального фактора расходы на образованиев процентах от ВВП страны должны быть увеличены по сравнению со странами первой группы, где площади государств не играют определяющей роли.
Зарубежные исследователи пришли к выводу, что каждый год обучения обеспечивает прирост дохода и производительности труда в государстве, а также снижает проблемы социальной направленности. Качественный образовательный процесс отвечает не только за уровень знаний, квалификацию и набор компетенций будущего специалиста, но и имеет влияние на человека как на социальную единицу общества. В связи с этим Российская Федерация нуждается в реформировании системы высшего профессионального образования. Реформирование может быть достигнуто через разработку комплексной прогрессивной программы развития высшей школы России.
Составляющими такой программы развития могут выступать:
Начало модернизации должно быть положено с вопросов обеспечения достаточного бюджетного финансирования для получения бесплатного образования. Зарубежные страны повсеместно создают такие возможности для своих граждан. На основе их опыта можно сделать вывод о том, что бесплатное образование пользуется большей популярностью и само государство проявляет непосредственный интерес его предоставлению. Так, в США предусмотрена беспроцентная ссуда для образовательных нужд, в Канаде, Скандинавии и Германии – программы финансовой помощи студентам, в Финляндии – образование является бесплатным даже для иностранных студентов. В России же наоборот лишь увеличивается тенденция к платному образованию. Вследствие недостаточного государственного финансирования российские ВУЗы вынуждены расширять количество форм платного обученияс целью выживания учебных заведений.
Продолжая курс на модернизацию высшего образования, важно отметить внедрение системы непрерывного образования для взрослых во избежание обесценивания кадров. Общеизвестным является тот факт, что со временем деньги, знания и человеческий капитал имеют свойство обесцениваться. В связи с этим необходимо обратить внимание на процессы кадрового обновления, которое заключается в повторном образовании взрослых, уже сформированных ранее, кадров.
Переход экономики страны на инновационный путь развития требует нового качественного уровня развития вузовской науки, поиска новых методов ее финансирования. В связи с этим при решении проблемы финансирования вузовской науки по теоретико-фундаментальным направлениям, включая также научные исследования по общественно-гуманитарным направлениям, не стоит возлагать надежды на привлечение инвестиций бизнес-структур, поскольку они в этом не заинтересованы. Приоритет здесь должен принадлежать исключительно бюджетному финансированию, исходя из разработанной концепции государственной политики в области развития высшего образования и науки страны на долгосрочную перспективу. Что касается финансирования конкретно-прикладных научных проектов, разрабатываемых в крупных вузах и научно-образовательных центрах, то к их осуществлению можно и нужно привлекать инвестиции бизнес-сообщества или идти путем частно-государственного партнерства, а также приглашать ведущих специалистов и ученых из-за рубежа, следуя принципам организации работы научного центра Сколково
.
Следующим шагом к модернизации станет обновление материально-технической базы российских вузов. Вся имеющаяся вузовская инфраструктура на данный момент устарела как морально, так и физически, что мешает качественному образовательному процессу. Устаревшая материально-техническая база оказывает также негативное психологическое влияние на студентов и преподавателей. Некомфортные условия проживания в общежитиях, острая потребность в ремонте учебных аудиторий, компьютерного и технического переоснащения и другие факторы косвенно воздействуют на качество образования, овладение учебным материалом и концентрации внимания на процессе обучения.
Корректировка содержания вузовских образовательных программ с ориентацией на инновации – это комплексный процесс, который будет заключаться в пересмотре общепринятого традиционного подхода к проведению лекционных и практических занятий. Ввиду широкого распространения электронных коммуникаций по всему миру, также может быть качественно усовершенствован и образовательный процесс в ВУЗах России. Привычная лекционно-семинарская модель может быть существенно модифицирована, что приведет к значительному возрастанию независимости студентов в выборе способов освоения образовательных программ, изменится роль вузовского преподавателя в педагогическом процессе, который будет переориентирован с трансляции предметного материала на коммуникацию со студентами, организацию процесса самостоятельного поиска и овладения актуальной информацией. Существенную роль будут также играть вопросы самообразования, к чему и должно мотивировать студентов содержание новых образовательных программ [6].
Дополнением к теме мотивации могут стать гарантированные рабочие места, которые государство будет обеспечивать выпускникам высших учебных заведений. Будет существовать возможность выбора: самостоятельный поиск места трудоустройства по личному желанию выпускника или гарантированное рабочее место от государства, предоставляемое предприятиями, участвующими в программе.
Рейтинг ВУЗов должен составляться по стандартам, принятым в мировой практике и отражать интересы потенциальных целевых аудиторий, которые могут обоснованно принимать решения с использованием их результатов. Наличие подобных рейтингов позволит государству строить более эффективную политику в работе с конкретным ВУЗом: повышать финансирование, выделять гранты на научные исследования и т.д. [7].
Таким образом, модернизация системы государственного управления высшим образованием РФ должна быть направлена на повышение конкурентоспособности высшего образования в глобальном образовательном пространстве. Используя возможности государства, необходимо постоянно повышать качество образования, поскольку в современном мире без широкого и эффективного развития образования населения экономического развития не бывает.
1. Скоблева, Э.И. Экономический механизм модернизации системы ВПО в современной России: автореф. дис. д-ра эк. наук: 08.00.01 – эк. теория / Э.И. Скоблева. – Волгоград, 2011. – 52с.
2. Аветисян, И.А. Проблемы финансирования высшего образования в современной России/ И.А. Аветисян // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2013. – №1 (25). – С.108-122.
3. Юсов, А.Б. Высшее образование как фактор формирования инновационно-активной экономики России / А.Б. Юсов, А.А. Касаткина // Проблемы современной экономики. – 2013. – С. 394-398.
4. ВВП по странам мира и уровень расходов на образование по странам мира [Электронный ресурс] : электрон. образоват. проект. – 2017. – Режим доступа :https://ru.countries.world/. – Загл. с экрана.
5. Уровень образованности населения по странам мира [Электронный ресурс] : электрон. образоват. проект. – 2017. – Режим доступа :https://ru.countries.world/. – Загл. с экрана.
6. Крайник, В.Л. Высшее образование в России: тенденции и перспективы развития / В.Л. Крайник// Украинский журнал экологии. – 2015. – №1. – С. 81-85.
7. Винокуров, М.А. высшее образование и наука в России: проблемы и перспективы / М.А. Винокуров // Известия Байкальского государственного университета. – 2013. - №4 (84). – С. 5-9.