Автор: Есакова Е.К.
Источник: Есакова Е.К. Модель оценки эффективности стратегии промышленного предприятия / Е. К. Есакова // Инновационная наука. – 2020. – №6. – С. 93-96.
Есакова Е.К. Модель оценки эффективности стратегии промышленного предприятия Рассмотрена и изучена модель последовательности выполнения оценки эффективности стратегии промышленного предприятия, представлен перечень критериев эффективности сформированой стратегии и варианты оценки их соответствия, а также показаны возможные результаты эффективности стратегии.
Вопрос об оценке эффективности разработанной стратегии является одним из сложных и важных в процессе стратегического планирования. Оценка эффективности стратегии на этапе ее формирования позволяет предприятиям, в том числе в промышленной отрасли, определить слабые стороны стратегии и скорректировать ее до начала реализации, тем самым получить максимальный эффект от осуществления стратегии и достичь поставленные цели. В статье автором предложена модель оценки эффективности стратегии промышленного предприятия, позволяющая оценить стратегию предприятия всесторонне и сделать вывод об ее эффективности.
На сегодняшний день существует лишь несколько вариантов методик оценки эффективности стратегии предприятия, предложенные российскими и зарубежными учеными, но каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.
Так российский ученый О.С. Виханский представляет оценку эффективности стратегии в виде
оценки соответствия стратегии развития нескольким направлениям предприятия: Оценка эффективности
выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при
выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся
процедура оценки эффективности стратегии в конечном счете подчинена одному: приведет ли выбранная
стратегия к достижению предприятием своих целей. И это является основным критерием оценки
выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям предприятия, то дальнейшая ее оценка
эффективности проводится по следующим направлениям: соответствие выбранной стратегии состоянию
и требованиям окружения, соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения,
соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям предприятия
. [2]
Данная система оценки эффективности стратегии предприятия, в целом, направлена только на учет одного критерия, это соответствие стратегии целям предприятие. При этом оценивая лишь только соответствие стратегии целям пропускается ряд факторов и критериев, которые впоследствии могут привести к затруднению реализации стратегии или не достижению результатов, прописанных в ней, например, таких как учет последовательности прописанных мероприятий в стратегии, согласованность планируемых действий как между собой, так и с деятельностью предприятия и т.п. [4] Также, по мнению автора, оценивать эффективность стратегии относительно только достигаемой цели предприятие возможно только в малых предприятиях с упрощенной системой управления, четко поставленными целями и сформулированной миссией. Соответственно такой вариант оценки слишком емкий для определения эффективности и применять только его на промышленных предприятиях недостаточно.
В свою очередь представители Университета Нозумбии (Ньюкасл, Великобритания) Д. Кэмбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон предлагают оценивать эффективность стратегии по оценочным критериям стратегического выбора:
Последний критерий предполагает оценку не только корпоративной стратегии развития предприятия, но и стратегии достижения конкурентного преимущества (по классификации М. Портера) или стратегии конкурентного поведения, то есть именно тех, которые касаются освоения инновации. [3]
В данной методике стоит отметить, что критерий ТЭО безусловно является необходимым, но достоверные результаты его оценки можно будет получить только после начала реализации стратегии, оценивая и сравнивая достижимость технико-экономических показателей. Также стоит учитывать, что критерий приемлемости «заинтересованных сторон» предполагает оценку множества заинтересованных сторон, число которых, в крупных предприятиях, близко к бесконечному и стоит учитывать, что выбор и оценка приемлемости множества групп и индивидов, окружающих предприятие и связывающих с ней свои интересы будет являться трудоемким и долгим процессом. Соответственно оценка эффективности стратегии всех промышленных предприятий по данной методики будет сложно выполнима. [1]
Учитывая имеющую информацию о существующих методах оценки эффективности сформированной стратегии автором предложена модель оценки эффективности стратегии развития промышленного предприятия, основанный на учете основных принципов и критериев эффективной стратегии.
В рамках данного подхода предлагается оценить эффективность стратегии, после ее формирования, по соответствию ее с рядом выделенных критериев. Автором сформирована модель последовательности выполнения оценки эффективности стратегии промышленного предприятия (рис.1).
Для проведения оценки соответствия стратегии критериям, автором сформирована табличная форма с перечнем критериев и вариантами их оценки соответствия, которые выбираются исходя из анализа сформированной стратегии промышленного предприятия (см. табл. 1).
Таблица 1 – Перечень критериев и варианты оценки их соответствия
п/п | Наименования критерия | Положительная оценка | Отрицательная оценка |
---|---|---|---|
1 | Системность | Структура стратегии состоит из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные стратегию в целом | Структура стратегии не состоит из взаимозависимых частей (или не все части взаимозависимы), каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные стратегию в целом |
2 | Комплексность | Задачи стратегии и план по развитию предприятия охватывает все бизнеспроцессы предприятия | Задачи стратегии и план по развитию предприятия охватывает не все бизнеспроцессы предприятия |
3 | Последовательность | Последовательность плана развития в стратегии связанная и логичная | Последовательность плана развития в стратегии путанная и нелогичная |
4 | Объективность | Мероприятия по развитию предприятия и результаты анализа деятельности сформированы в стратегии беспристрастно | Прослеживается необъективность в процессе формирования мероприятий по развитию предприятия и/или результатах анализа деятельности сформированных в стратегии |
5 | Ограниченность | Все руководство предприятия применяет базовые, единые правила в процессе принятий решений и формирования плана развития | Каждый уровень менеджмента предприятия пользуется разными правилами в процессе принятий решений и формирования плана развития |
6 | Получения экономического эффекта | В процессе реализации стратегии предусмотрено получение ежегодного экономического эффекта, удовлетворяемого руководство предприятия | В процессе реализации стратегии не предусмотрено получение ежегодного экономического эффекта и/или размер планируемого экономического эффекта не удовлетворяет руководство предприятия |
7 | Достижения умеренного риска | В стратегии учитывается вероятность возникновения риска и предусмотрены меры по его минимизации | В стратегии не учитывается вероятность возникновения риска и/или не предусмотрены меры по его минимизации |
8 | Четкость | Формулировки в стратегии и четкие и понятные | Формулировки в стратегии нечеткие и/или непонятные |
9 | Ясность | Структура стратегии и ее описание ясное | Структура стратегии и ее описание имеет непонятность и неясность |
10 | Гибкость | Стратегия обеспечивает гибкость производственных систем предприятия | Стратегия не обеспечивает гибкость производственных систем предприятия или обеспечивает не в полной мере |
11 | Точность формулирования задач | Задачи в стратегии сформулированы точно и детально | Задачи сформулированы неточно и/или отсутствует подробное описание |
После определения результатов соответствия стратегии каждому выделенному критерию необходимо подсчитать долю положительных и отрицательных оценок и определить результат оценки эффективности стратегии. Результаты эффективности стратегии представлены в табл. 2.
Таблица 2 – Результаты эффективности стратегии
Количество оценок | Результат эффективности |
---|---|
100% положительных оценок соответствия стратегии критериям | Эффективная стратегия. Рекомендуется реализовывать стратегию без внесения поправок |
Более 50% положительных оценок соответствия стратегии критериям | Стратегия удовлетворительна. Необходимо скорректировать части стратегии относительно несоответствующих критерий |
Менее 50% положительных оценок соответствия стратегии критериям | Неэффективная стратегия. Необходимо переоформить и/или скорректировать стратегию в соответствии с выделенными критериями |
Таким образом, оценивая эффективность стратегии промышленного предприятия по предложенной модели предприятия, в лице руководителе, сможет оценить стратегию всесторонне, учитывая ее структуру и содержание и сделать вывод об ее эффективности и готовности к реализации.
1. Буравлев А. И. Стратегическое управление промышленными предприятиями и корпорациями: методология и инструментальные средства / Горчица Г. И., Саламатов В. Ю., Степановская И. А. – М. : Издательство Физико–математической литературы, 2008. – 176 с.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2011. – 296с.
3. Кэмпбел, Дэвид Стратегический менеджмент / Дэвид Кэмпбел , Джордж Стоунхаус , Билл Хьюстон. - М.: Проспект, 2016. - 336 c.
4. Пинегина И.Т. Разработка концептуальной схемы стратегического планирования научно-технического прогресса // Вестник ТОГУ. 2012. № 3 (26). С. 141-150.