ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
Донецкий национальный технический университет
Хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете методом их непрерывного и постоянного документирования. Операции по учету собственного капитала не так часто случаются на предприятии, как операции по расчетам с покупателями и заказчиками, поставщиками, подотчетными лицами, по оплате труда, по налогам и платежам и т. п. Следовательно, документированию этих операций уделено в меньшей мере внимания. Формирования и использования собственного капитала происходит на каждом предприятии: в период основания предприятия – в виде формирования уставного капитала; в предстоящей деятельности – с целью установления финансового результата, распределения дохода, формировании дополнительного и вспомогательного капитала и т. п[3].
Большинство операций по учету собственного капитала не имеют разработанных и утвержденных форм первичной документации, ограничиваясь использованием бухгалтерских справок, которые составляются в произвольной форме и частично отражают сущность хозяйственной операции по учету собственного капитала. Исходя из выше сказанного следует, что данная тема является актуальной для исследования.
Проблемы документирования хозяйственных операций в общем раскрыто в трудах В. В. Сопка, Г. Кима, Т. А. Бутинец, О. И. Пилипенко, И. Р. Полищук и других, раскрывающих сущность документирования как методического приема бухгалтерского учета, рассматривают первичные документы с целью учета различных хозяйственных операций. Однако первичный учет операций с собственным капиталом исследован в недостаточной степени.
В связи с этим, целью статьи является анализ и обобщение существующих формы первичных документов по учету операций с собственным капиталом на базе исследования и рассмотрения литературных источников и практического ведения бухгалтерского учета на предприятиях[1].
Бухгалтерский учет на предприятиях осуществляют в соответствии с Законом ДНР О бухгалтерском учете и финансовой
отчетности
. Данный закон гласит, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций есть первичные
документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций [1].
Организация бухгалтерского учета собственного капитала должна гарантировать точность и правомерность образования собственного капитала, верное и уместное отображение абсолютно всех операций с собственным капиталом, ведение требуемого аналитического учета, обеспечение необходимой информации пользователям о формировании и изменение видов собственного капитала. При организации учета собственного капитала следует принимать во внимание подобные условия, как форму собственности, организационно-правовую форму хозяйствования, численность и состав учредителей и т. д. Следует установить порядок оценки взносов и повышения уставного капитала, определить порядок выбытия участников.
Бухгалтерский учет уставного капитала начинается со дня регистрации предприятия в государственном реестре хозяйствующих субъектов и завершаетсяв период выбытия предприятия из государственного реестра в связи с прекращением деятельности, банкротством, реорганизацией. Главной проблемой учета уставного капитала считается обеспечение правильного учета и обобщения информации о состоянии и изменение уставного капитала предприятия, контроль за законностью его формирования. Отображение в учете операций согласно формированию, увеличению, уменьшению, ликвидации уставного капитала происходит на основе первичных документов: устава, учредительного соглашения, приходных и расходных кассовых ордеров, учредительного описи собственности, банковских документов, приказов, справок и расчетов бухгалтерии.
С целью учета изменений в собственном капитале, связанных с движением основных средств, материалов, валютных денег, применяют первичные документы, утвержденные для надлежащего вида активов. Общие требования к первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности определяет Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете. Первичные документы – это письменные свидетельства, фиксирующие и подтверждающие хозяйственные операции, учитывая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на их выполнение[2].
Первичные документы составляются на бланках типовых форм, утвержденных Минстатом, а также на бланках специализированных форм, утвержденных министерствами и ведомствами[5].
Для многих операций по учету собственного капитала нет разработанного стандартизированного первичного документа.
С целью соблюдения требований Закона ДНР О бухгалтерском учет и финансовой отчетности
[4], согласно которому:
основой для бухгалтерского учета хозяйственных операций является первичные документы, которые закрепляют данные
осуществления хозяйственных операций
и Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете № 88,
согласно которого: хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете методом их сплошного и непрерывного
документирования
, – возникает необходимость для учета данных операций применять универсальный документ –
бухгалтерскую справку.
Однако применение этого документа предусмотрено приказом Министерства финансов Об утверждении Методических
рекомендаций по применению регистров бухгалтерского учета
с целью корректировки погрешностей предыдущих лет и
погрешностей в учетных регистрах за отчетный год, обнаруженных уже после записей результатов учетных регистров,
которые в Главную книгу заносятся методом красное сторно
. В соответствии с данным документом в бухгалтерской
справке приводят сущность погрешности, сумму и корреспонденцию счетов бухгалтерского учета, с помощью которой
исправляется данная погрешность[2]. В таком случае употребление данного документа с целью подтверждения любой
другой операции действующими нормативными актами никак не учтено.
Формирование уставного капитала связано с четким соблюдением нормативных актов, ведь в случае их несоблюдения это может привести к штрафам или ликвидации предприятия. При составлении первичных документов для предоставления им юридического силы и доказательности нужно следить за их правильным оформлением, то есть наличием всех реквизитов: название предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ, название документа, дата и место составления, содержание хозяйственной операции и ее измерители (в натуральном и стоимостном выражении), должности, фамилии и подписи лиц, ответственных за разрешение и осуществление хозяйственной операции и составление первичного документа[4].
Таким образом, хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете только лишь при наличии первичного документа. На операции, для которых отсутствует унифицированных бланков типовых форм первичных документов оформляется бухгалтерская справка, применение которой, на законодательном уровне предусмотрено исключительно с целью корректировки погрешностей в учетных регистрах. С целью ликвидации подобных несоответствий в нашей статье рассмотрены максимально характерные операции, которые происходят на предприятиях различных форм собственности. В то же время документирования, равно как значимый методический прием бухгалтерского учета, требует последующего изучения относительно так именуемых нетипичных операций в бухгалтерском учете.
1. Кравченко А.А. Разработка методики углубленной оценки инвестиционной
привлекательности угольных шахт. / А.А. Кравченко, И.К. Демин, И.О. Митрошевич // Научные труды ДонНТУ. –
2004. – №91.
http://ea.donntu.ru
2. Амоша А. И. Системный анализ шахты как объекта инвестирования. / А. И. Амоша, М. А. Ильяшов, В. И. Салли // Донецк: ИЭП НАН Украины. – 2002. – с. 68.
3. Болбат В. Н. Инвестиционные проекты в угольной промышленности Украины: реальность и перспективы.
http://irbis-nbuv.gov.ua/
4. Красник В. Г. Основные направления реформирования угольной отрасли Украины и восстановления шахт Донбасса. /
В. Г. Красник // Уголь Украины. – 2016.
http://irbis-nbuv.gov.ua
5. Павленко А. И. Об уровне инвестиций в угольную отрасль. /А. И. Павленко // Национальный горный университет,
Днепропетровск. – 2006.https://cyberleninka.ru