Авторы: Рипная К.Р. Устинова Л.Н.
Источник:Материалы республиканской конференции Актуальные вопросы финансов, экономической безопасности и бухгалтерского учета
.– Донецк: ДонНТУ, 2019.– С. 50–52.
В постоянно меняющихся условиях особенно важно своевременно анализировать и прогнозировать основные показатели финансовой деятельности организации для быстрого принятия решений. Прогноз финансового результата на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается ежегодно в целях определения тенденции изменения показателей, из которых формируется финансовый результат организации.
финансовый результат, временной ряд, показатель, базовый показатель, прогноз, прогнозирование, прогнозная выручка, производный показатель, финансовый результат организации
Прогноз финансового результата, необходим не только для менеджеров организации для принятия управленческих решений, но и для оценки кредитором вероятности возврата кредита, инвестором — рентабельности, возможных рисков при вложении денежных средств в проект организации. Под прогнозом понимается научно обоснованная гипотеза о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели. Разработку, составление прогнозов называют прогнозированием. Прогнозирование широко используется на предварительных стадиях разработки планов и программ как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при выработке решений. При ежегодном формировании прогноза и его анализе предприятие сможет делать выводы о достижении или не достижении уровня фактических значений показателей прогноза по отношению к прогнозным значениям показателей, о причинах данных отклонений, факторах, повлиявших на уровень фактических значений показателей прогноза, и разрабатывать предложения по повышению эффективности прогнозирования. Любое прогнозирование экономических явлений и процессов должно включать в себя следующие этапы: :
При прогнозировании финансовых результатов следует учесть ряд факторов влияющих на их повышение.
Факторы делятся на две основные группы:
1.Внутренние факторы — факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции
2.Внешние факторы — эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.
2.Внешние факторы — эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.
Производственные факторы – это факторы, которые непосредственно влияют на производство; интенсивные–качественные изменения, экстенсивный – количественное изменение.
Внепроизводственные факторы – снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через качественные
изменения:
Период прогнозирования предприятие определяет самостоятельно, он может быть как от месяца, так и на долгосрочный период. Выбор периода зависит от цели прогнозирования и наличия достоверной исходной информации. При большой погрешности имеющихся данных бессмысленно производить прогнозные расчеты. Для оценки влияния на финансовый результат деятельности организации вероятных изменений основных факторов (объем производства, цена на реализацию продукции, уровень себестоимости продукции и другие) прогнозные расчеты можно производить по нескольким вариантам с различными исходными данными.
Все методы прогнозирования финансовых результатов организации можно разделить на 3 группы:
1.Стохастические — методы, которые носят вероятностный характер прогноза, и точность его получения зависит от количества используемых показателей. Стохастические методы считаются самыми сложными по количеству используемых алгоритмов. Результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных, что может иногда приводить к серьезным просчетам.
2.Метод экспертных оценок — метод анализа и оценки экономических процессов, выработки управленческих решений на основе мнения квалифицированных экспертов. Данный метод включает в себя опрос экспертов по определенным схемам и обработку полученных результатов. На практике, данный метод предполагает использование опыта и знаний руководителей различных подразделений организации (торговое, финансовое и т. д.), что обеспечивает принятие решения наиболее рациональным и быстрым образом. Недостатком метода является снижение или даже полное отсутствие персональной ответственности за сделанный прогноз. Экспертные оценки делаются не только для прогнозирования значений финансовых показателей, а, в первую очередь, для применения в аналитической работе: для разработки пороговых значений контролируемых показателей, весовых показателей и т. д.
3.Детерминированные методы. Они предполагают наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. Форма отчета о финансовых результатах, представляет собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (чистой прибыль) с факторами (выручка от реализации, себестоимость, прочие расходы и др.). В прогнозировании финансового результата наиболее распространенным методом является метод пропорциональных зависимостей детерминированной модели, так как он позволяет наиболее точно спрогнозировать финансовые показатели.
Точность прогноза зависит от правильности выбора метода прогнозирования в том или ином конкретном случае. Однако, это не означает, что в каждом случае применима только какая-нибудь одна модель. Вполне возможно, что в ряде случаев несколько различных моделей выдадут относительно надежные оценки. Таким образом, прежде чем выбрать и использовать определенную модель для составления прогноза, целесообразно проверить модели на объективность, точность и эффективность, то есть спрогнозировать по имеющимся данным показатели за отчетный период и сравнить полученные прогнозные данные с фактическими и их отклонения. Также стоит учитывать при прогнозе как количественные, так и качественные факторы, влияющие на финансовый результат и с помощью метода экспертных оценок откорректировать прогнозные показатели
1. Показатели ликвидности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fin-admin.com/...
2. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. 4-е изд. – К.: 2016 г.
3. Анализ финансового состояния предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://afdanalyse.ru/...
4. Чистый оборотный капитал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.OpenTrainer.ru/...