Библиотека ДонНТУ Портал магистров

Брянцев А. А. Алгоритм определения параметров динамической модели литий-ионного аккумулятора / А. А. Брянцев, В. Г. Букреев // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Дню космонавтики, Том 1 / СибГУим. М. Ф. Решетнева; — Красноярск, 2019. — C. 575-577.

УДК 621.355: 519.713

Алгоритм определения параметров динамической модели литий-ионного аккумулятора

А. А. Брянцев*, В. Г. Букреев

Акционерное общество Научно-производственный центр Полюс

Российская Федерация, 634041, г. Томск, просп. Кирова, 56в

*E-mail: aa_bryantsev@mail.ru

Рассматривается алгоритм определения параметров медленной и быстрой динамических моделей литий-ионного аккумулятора для решения задачи построения имитатора аккумуляторной батареи. Сравнение результатов теоретических расчетов и экспериментальных данных показывает достаточно высокую точность оценки параметров медленной и быстрой динамических моделей аккумулятора.

Ключевые слова: модель литий-ионного аккумулятора, модель Шеферда, модель Тевенина.

The algorithm of lithium-ion cell dynamic model parameters estimation

A. A. Bryantsev*, V. G. Bukreev

SRC Polus

56v Kirova Av., Tomsk, 634041, Russian Federation

*E-mail: aa_bryantsev@mail.ru

An algorithm for determining the parameters of the Tevenin model of a lithium-ion battery for solving the problem of constructing a battery simulator in charge mode is considered. Comparison of the results of theoretical calculations and experimental data shows a fairly high accuracy of estimating the parameters of a dynamic battery model.

Keywords: model of the charging a lithium-ion cells, model Shepherd, Thevenin model.

Активное применение литий-ионных аккумуляторных батарей (ЛИАБ) требует создания имитаторов каждого аккумулятора для обеспечения функций тестирования энергопреобразующей аппаратуры системы электропитания космического аппарата. Следует отметить, что промышленно выпускаемые имитаторы ЛИАБ не позволяют реализовать, а именно полностью воспроизвести ее основные динамические характеристики. Задачу создания имитатора всей батареи, по мнению ведущих специалистов АО НПЦ Полюс, целесообразно рассматривать в виде совокупности подзадач имитации режимов для каждого аккумулятора [1].

Для анализа характеристик литий-ионного аккумулятора используем упрощенное моделирование физических процессов в нем. Динамические характеристики аккумулятора могут быть двух видов [2]:

Для анализа медленной динамики аккумулятора, применяется следующая модель его выходного \(U_{вых}(t)\) напряжения [3]:

\[ U_{вых}(t) = E(t) \pm R_{0}i(t), \] (1)

где \(E(t)\) – ЭДС, В; \(R_{0}\) – постоянное сопротивление, Ом; \(i(t)\) – ток заряда или разряда, A. Для определения \(E(t)\) воспользуемся моделью Шеферда [4]:

\[ E(t) = E_{0} - K\frac{Q_{max}}{Q_{max} - Q_{\sum}(t)} + Ae^{(-BQ_{\sum}(t))}, \] (2)

где \(E_{0}\) – максимальное напряжение аккумулятора, В; \(K\) – его поляризационная составляющая, В; \(Q_{max}\) – полная емкость аккумулятора, А·ч; \(Q_{\sum}(t)\) – заряд, полученный за время t, А·ч; \(A\) – экспоненциальная составляющая, В; \(B\) – инверсная экспоненциальная составляющая, А·ч-1.

Модель Шеферда [4] c учетом выражений (1) и (2) выглядит следующим образом:

\[ U_{вых}(t) = E_{0} - K\frac{Q_{max}}{Q_{max} - Q_{\sum}(t)} + Ae^{(-BQ_{\sum}(t))} \pm R_{0}i(t), \] (3)

Данная модель позволяет определить основные параметры аккумулятора и исследовать его только в режимах медленной динамики. Для исследования быстрой динамики будем использовать модель Тевенина [5]:

\[ \left\{\begin{matrix} \frac{dU_{р}}{dt} = \frac{i(t)}{C_{р}} - \frac{U_{р}(t)}{R_{р}C_{р}}; \\ U_{вых}(t) = E(t) \pm R_{0}i(t) + U_{р}(t), \end{matrix}\right. \] (4)

где \(U_{р}(t)\) – поляризационное напряжение, зависящее от химических процессов в аккумуляторе [5], В; \(R_{р}\) – эквивалентное поляризационное сопротивление, Ом; \(C_{р}\) – эквивалентная поляризационная емкость, Ф.

Недостаток модели Тевенина заключается в большом количестве неизвестных переменных с учетом коэффициентов сплайнов, в частности необходимо не менее 40 переменных [5], что затрудняет построение быстрой динамической модели ЛИАБ.

Объединяя выражения (2) и (4), составим систему уравнений, описывающих быстрые динамические процессы в аккумуляторе:

\[ \left\{\begin{matrix} \frac{dU_{р}}{dt} = \frac{i(t)}{C_{р}} - \frac{U_{р}(t)}{R_{р}C_{р}}; \\ U_{вых}(t) = E_{0} - K\frac{Q_{max}}{Q_{max} - Q_{\sum}(t)} + Ae^{(-BQ_{\sum}(t))} \pm R_{0}i(t) + U_{р}(t), \end{matrix}\right. \] (5)

Данная модель (5) обладает вычислительным преимуществом:

На основании полученной модели (5) разработан алгоритм определения параметров:

Результаты моделирования отражают достаточно высокую точность воспроизведения медленных и быстрых динамических характеристик литий-ионного аккумулятора с погрешностью не более 2 % на основании сравнения расчетных результатов и данных, предоставленных производителем [6].

Применение разработанного алгоритма определения параметров медленной и быстрой динамических моделей аккумулятора можно использовать при создании его имитатора с возможностью воспроизведения динамических характеристик. При этом для создания имитатора ЛИАБ предполагается использовать систему из необходимого числа имитаторов аккумулятора.

Библиографические ссылки

  1. Пат. на полезную модель 165168 Рос. Федерация. Имитатор литий-ионного аккумулятора / Ильин А. Н., Брянцев А. А., Букреев В. Г., Попов В. М., Качин Л. А. 2015153649/07; заявл. 14.12.2015; опубл. 10.10.2016, Бюл. № 28.
  2. Accurate State-of-Charge Indication for Battery-Powered Applicatios / V. Pop, Bergved H. J., Danilov D., Regiten P. P. L., Notten P. H. L. // Philips Research Book Series. 2008. Vol. 9. P. 24-37.
  3. Li S., Ke B. Study of battery modeling using mathematical and circuit oriented // IEEE Power and Energy Society General Meeting. 2011. P. 1-8.
  4. Tremblay O., Dessaint A. Experimental validation of a battery dynamic model for EV applications // Electric Vehicle Journal. 2009. Vol. 3. P. 289-298.
  5. Modeling Stationary Lithium-Ion Batteries for Optimization and Predictive Control / K. Baker, Shi Y., Christensen D. // IEEE Power and Energy Conference Champaign. 2017. P. 1-7.
  6. Rechargeable lithium-ion battery VL48E – high energy space cell // DataSheet. Doc № 54058-2-0907. 2007.