Назад в библиотеку

Метод расчета численности профессорского-преподавательского состава вузов.

Автор: Мосина Н.Ю., Тарасова И.А.
Источник: ИУСМКМ-2021 : материалы XII Международной научно-технической конференции «Информатика,управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование» (студенческая секция). – Донецк: ДОННТУ, 2021. – С. 370-372.

Аннотация

Мосина Н.Ю., Тарасова И.А. Метод расчета численности профессорского-преподавательского состава вузов. Рассмотрены методы расчета численности профессорского-преподавательского состава.

Введение

Методы расчета численности профессорского-преподавательского состава вузов всегда вызывали интерес. Это объясняется тем, что преподаватели являются основным ресурсом вузов, и именно они в первую очередь формируют конкурентоспособность и создают имидж вуза, делая его привлекательным для абитуриентов и работодателей. Кроме того, данный вопрос непосредственно связан с проблемой установления оптимального соотношения между численностью студентов и количеством преподавателей. Недостаточное число преподавателей вызывает увеличения учебной нагрузки, снижения качества обучения, затрудняет выполнения профессорского-преподавательским составом (ППС) научно-исследовательской, методической и организационной работы. Увеличение числа преподавателей приводит к росту затрат на оплату труда. При этом оно часто ограничивается предельным соотношением численности студентов и количества штатных должностей ППС.

Анализ предметной области

Количество штатных должностей ППС, которые выделяются в соответствии с нормативами (n-го) направления (n-й специальности) в планируемом учебном году, равно:

рис 1

Где Ч_n^Н – количество штатных должностей ППС, рассчитанный на основе нормативов численности и количества студентов, ед.;
m_n – количество студентов, обучающихся по n-му направлению (n-й специальности) в рассматриваемом году, чел.;
Н_n – норматив численности студентов на одну штатную должность ППС для n-го направления подготовки (n-й специальности), чел/ед.

Величина Ч_n^Н может быть названа нормативным числом штатных должностей ППС, а сам метод расчета – нормативным. Он является простым и удобным для расчета, однако его результаты, как правило, не совпадают с числом ставок преподавателей, которые реально необходимы для выполнения всего объема учебной работы. Поэтому на практике применяются метод определения числа штатных должностей ППС на основе трудоемкости учебной работы. Последнее представляет собой суммарное время выполнения преподавателями всех видов занятий, контрольных мероприятий и т.д., которое рассчитывается исходя из норм времени для расчета объема учебной работы. При этом обычно считается, что всем преподавателям устанавливают одинаковый годовой объем учебной нагрузки. Если он дифференцируется по должностям ППС, то можно исходить из того, что в вузе планируется и четко выдерживается размер среднегодового объема учебной нагрузки в расчете на одного преподавателя.

Число ставок ППС, фактически необходимых для выполнения учебной работы со студентами, обучающимися по всем направлениями подготовки и специальностям S-го факультета или по вузу в целом в z-м учебном году, определяется исходя из трудоемкости учебной работы:

рис 2

Где Т_SZ – суммарная трудоемкость учебной работы в z-м учебном году, которая должна выполняться ППС в процессе обучения студентов s-го факультета или вуза в целом;
Н_sZ^ППС – среднегодовой объем учебной нагрузки в расчете на одну штатную должность преподавателя s-Го факультета, или вуза в целом, установленный в z-м учебном году.

Данный метод можно назвать расчетным, а величину Ч_SZ^Т – расчетным количеством штатных должностей преподавателей, необходимых для выполнения учебной работы, которая имеет трудоемкость Т_SZ. На практике он используется для расчета численности ППС кафедры, факультета и т.д. или же для определения среднегодового объема учебной нагрузки на одну штатную должность преподавателя Н_sZ^ППС.

Функция трудоемкости учебной работы за весь период обучения, год или семестр можно представить таким образов:

рис 3

Где Т_n – трудоемкость учебной работы со студентами, обучающимися по n-му направлению подготовки (n-й специальности), ч; Т_n^Л – суммарное число аудиторных часов, которое в соответствии с учебным планом n-го направления подготовки (n-й специальности) отведены на чтение лекций по всем дисциплинам;
Т_n^пр– суммарное количество аудиторных часов, отведенных на практические занятия по всем дисциплинам, которые проводятся с полными академическими группами;
Т_(n k)^лаб – суммарное число аудиторных часов, отведенных на практические или лабораторные занятия, аудиторные консультации по курсовому проектированию и т.п. по k-й дисциплине, при проведении которой осуществляется разделение на подгруппы;
Т_n^ст – суммарное количество часов по всем видам учебной работы, по которым в соответствии с нормами времени трудоемкости исчисляется в расчете на одного студента;
Л_n – число лекционных потоков, в которые объединяются студенты, обучающиеся по n-му направлению подготовки (n-й специальности);
Гр_n – число академических групп студентов, обучающихся по n-му направлению подготовки (n-й специальности);
Пгр_(n k) – число подгрупп студентов, на которые распределяются академические группы при изучении k-й дисциплины; K – число учебных дисциплин, по которым при проведении практических или лабораторных занятий осуществляется распределение академических групп на подгруппы.

Если значение подставить в формулу (2), то получим количество штатных должностей ППС, необходимое для обеспечения полного объема учебной работы со студентами, которые обучаются по n-му направлению подготовки (n-й специальности), при условии, что все занятия проводятся с ними отдельно. Количество штатных должностей ППС в этом случае будет равно:

рис 4

Где Н_n^ППС – среднегодовой объем учебной нагрузки в расчете на одну штатную должность преподавателя, который работает со студентами, обучающимися по n-му направлению подготовки (n-й специальности).

Формулы (1) и (4) считаются сопоставимы. В каждой из них аргументов является число студентов, обучающихся по определенному направлению подготовки или специальности, обе показывают количество штатных должностей ППС, которые обеспечивают выполнение учебной работы с рассматриваемым количеством студентов. При этом формула (4) является основной, поскольку отражает влияние практически всех основных факторов, под действием которых складывается трудоемкость учебной работы и число штатных должностей ППС.

Выводы

Предложенный метод расчета количества штатных должностей ППС на основе функции трудоемкости учебной работы позволяет осуществлять моделирование системы трудовых показателей в процессе управления учебным процессом, численностью и заработной платой ППС, затратами вызов.

Применение данного метода открывает широкие возможности для решения ряда задач, но самое главное – появляется возможность определить обоснованных нормативов численности студентов на одну штатную должность ППС.

Список использованной литературы

1. Васильев Ю.С., Глухов В.В, Федоров М.П. Экономика и организация управления вузов. СПб.: Лань, 2004, 608с.
2. Дайновский А.Б. Экономика высшего образования (планирования, кадры, эффективность). М.: экономика. 1976. 165с.
3. Ушаков Г.И., Шуруев А.С. Планирование и финансирование подготовки специалистов. М.: Экономика. 1980. 168с.