Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: sparker4@mail.ru
Описано, зачем нужны системы поддержки принятия решений, чем они могут быть полезны и их классификация.
Ключевые слова: СППР, принятие решений, система поддержки.
The article explains why need a decision support system, than they can be useful and their classification.
Keywords: DSS, making decisions, support system.
Система поддержки принятия решений (СППР) – компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности.
СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Система поддержки принятия решений предназначена для поддержки многокритериальных решений в сложной информационной среде. При этом под многокритериальностью понимается тот факт, что результаты принимаемых решений оцениваются не по одному, а по совокупности многих показателей (критериев) рассматриваемых одновременно. Информационная сложность определяется необходимостью учета большого объема данных, обработка которых без помощи современной вы-числительной техники практически невыполнима. В этих условиях число возможных решений, как правило, весьма велико, и выбор наилучшего из них «на глаз», без всестороннего анализа может при-водить к грубым ошибкам [1].
Система поддержки решений СППР решает две основные задачи. Во-первых, выбор наилучше-го решения из множества возможных (оптимизация). Во-вторых, упорядочение возможных решений по предпочтительности (ранжирование).
В обеих задачах первым и наиболее принципиальным моментом является выбор совокупности критериев, на основе которых в дальнейшем будут оцениваться и сопоставляться возможные реше-ния (будем называть их также альтернативами). Система СППР помогает пользователю сделать такой выбор [2].
Для анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть:
Некоторые из этих методов были разработаны в рамках искусственного интеллекта. Если в ос-нове работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуальной СППР или ИСППР.
Система позволяет решать задачи оперативного и стратегического управления на основе учет-ных данных о деятельности компании.
Система поддержки принятия решений представляет собой комплекс программных инструмен-тальных средств для анализа данных, моделирования, прогнозирования и принятия управленческих решений, состоящий из собственных разработок корпорации и приобретаемых программных продук-тов (Oracle, IBM, Cognos).
Теоретические исследования в области разработки первых систем поддержки принятия реше-ний проводились в технологическом институте Карнеги в конце 50-х начале 60-х годов XX века. Объединить теорию с практикой удалось специалистам из Массачусетского технологического инсти-тута в 60-х годах. В середине и конце 80-х годов XX столетия стали появляться такие системы, как EIS, GDSS, ODSS. В 1987 году компания Texas Instruments разработала для United Airlines Gate Assignment Display System. Это позволило значительно снизить убытки от полетов и отрегулировать управление различными аэропортами, начиная от Международного аэропорта O’Hare в Чикаго и за-канчивая Stapleton в Денвере, штат Колорадо. В 90-х годах сфера возможностей СППР расширялась благодаря внедрению хранилищ данных и инструментов OLAP. Появление новых технологий отчет-ности сделало СППР незаменимой в менеджменте [3].
Выделяют несколько больших групп СППР.
По взаимодействию с пользователем выделяют три вида СППР:
По способу поддержки различают:
По сфере использования выделяют:
Общесистемные работают с большими системами хранения данных (СХД) и применяются мно-гими пользователями. Настольные являются небольшими системами и подходят для управления с персонального компьютера одного пользователя.
В структуре СППР фигурирует четыре основных компонента:
СППР позволяет облегчить работу руководителям предприятий и повысить ее эффективность. Они значительно ускоряют решение проблем в бизнесе. СППР способствуют налаживанию межлич-ностного контакта. На их основе можно проводить обучение и подготовку кадров. Данные информа-ционные системы позволяют повысить контроль над деятельностью организации. Наличие четко функционирующей СППР дает большие преимущества по сравнению с конкурирующими структура-ми. Благодаря предложениям, выдвигаемым СППР, открываются новые подходы к решению повсе-дневных и нестандартных задач.
Использование системы позволяет найти ответы на множество вопросов, возникающих как и у генерального директора, так и у руководителя какого-либо отдела.
Процесс создания системы управленческой отчетности, анализа данных и поддержки принятия решений состоит из следующих этапов:
Итог – продуманные решения, опирающиеся на информационный фундамент, адекватные дей-ствия, квалифицированное исполнение и как результат успех всего предприятия.
Источник: Система поддержки принятия решений