ДонНТУ   Портал магистров

Автомобильный транспорт

В индивидуальном разделе я хотел бы рассказать об одном из моих увлечений – это автомобильный транспорт, история его развития, современные виды транспорта.

Автомобильный транспорт по перевозкам грузов и пассажиров занимает одно из ведущих мест в общей транспортной системе страны. Первые автомобили появились в конце XIX в. После второй мировой войны автомобильный транспорт составил конкуренцию железнодорожному транспорту.

История русских автомобилей

История создания автомобилей в России считается весьма многогранной. Одним из первых самодвижущихся средств была самокатка Кулибина, придуманная изобретателем еще в 1791 году. Самокатка Кулибина имела практически все основные узлы автомобиля: перемену передач, рулевое управление, подшипники качения, тормозное устройство и развивала скорость до 16,2 км в час. Водитель стоял за сидением и должен был давить на педали, связанные с механизмом вращения колес.

Самокатка Кулибина

Рисунок 1 – Самокатка Кулибина

Создателями первого русского двухместного автомобиля с ДВС стали Яковлев Евгений Александрович, специализировавшийся на производстве бензиновых и керосиновых двигателей, и Фрезе Петр Александрович — занимавшийся изготовлением экипажей.

Этот российский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен и публично продемонстрирован в 1896 году на Нижегородской выставке. К сожалению, он не вызвал интереса у официальных кругов империи. В основе производственных процессов лежали импортные запчасти, а потому наладить серийный выпуск так и не удалось.

Первый двухместный автомобиль с ДВС

Рисунок 2 – Первый двухместный автомобиль с ДВС

До 1917 года в России автомобильной промышленности толком не было. Некоторых успехов в её развитии добились лишь Русско Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге и завод Пузырёва в Петербурге. Российские дороги в тот период оставляли желать лучшего. Потому авто было довольно крепким и тяжелым. На предприятии Пузырева было собрано 38 машин. К сожалению, пожар 1914 года уничтожил большую часть завода и 8 автомобилей, в результате предприятие было закрыто.

Авто, выпущенное на Русско Балтийском вагонном заводе

Рисунок 3 – Авто, выпущенное на Русско Балтийском вагонном заводе

С 1910 года начинает выпуск отечественных автомобилей с собственными запчастями предприятие «Руссо-Балт» в Риге. В это же время И.А. Фрязиновский со своей группой сумел выпустить серию спортивных и гоночных автомобилей, принесших мировую известность русской марке.

первый русский спортивный гоночный автомобиль

Рисунок 4 – первый русский спортивный гоночный автомобиль

Перед войной 1914 г. было принято решение о строительстве 6 крупных заводов по выпуску отечественных автомобилей и запчастей к ним. Были выделены казенные средства на строительство автомобильных заводов, но в связи с революцией 1917 года ни один из заводов не был достроен. Позже автомобильный завод АМО в Москве (90% готовности) и Лебедев в Ярославле (60% готовности) занялись производством автомобилей.

Первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведен заводом АМО в 1924 году. Собственно, с этого и началась эпоха советского автопрома несмотря на то, что «Ф15» никак не может считаться легковым автомобилем.

первый советский автомобиль, состоящий полностью из отечественных деталей

Рисунок 5 – первый советский автомобиль, состоящий полностью из отечественных деталей

В декабре 1932 г. на Горьковском автозаводе была выпущена первая модель легкового автомобиля ГАЗ-А. Уже в 1934 году ГАЗ-А начали замещать на конвейере «эмкой» ГАЗ-М1.

автомобиль ГАЗ-М1

Рисунок 6 – автомобиль ГАЗ-М1

Этот автомобиль считается самым массовым в СССР середины ХХ века. В 30-40-е годы Горьковским автозаводом было выпущено около 63 тыс. этих автомобилей. Прототипом советского автомобиля был американский Ford B модели F40.

Но самыми популярными были лимузин и пикап ГАЗ М-415.

лимузин

Рисунок 7 – лимузин

пикап

Рисунок 8 – пикап

Серийный выпуск представительского лимузина ЗИС 101 начался в ноябре 1936 г. С ноября 1936-го по июль 41-го было выпущено 8752 автомобиля. В мае 1941 года была выпущена первая партия в 500 экземпляров автомобиля КИМ-10-50, который по плану правительства должен был стать народным автомобилем, советским Фольксвагеном. К 1947 году счастливыми обладателями этих машин должны были стать 80 процентов семей. К сожалению, война помешала этим планам.

В 1943 году Горьковский автозавод получил задание на создание послевоенного легкового автомобиля, которым стал автомобиль Победа.

автомобиль Победа

Рисунок 9 – автомобиль Победа

Победа является первым советским автомобилем, исключительно советской разработки. Массовый выпуск «Победы» начался весной 1947 года и продержался до 1958 г., уступив место Волге ГАЗ-21. "Победа" заслужила хорошую репутацию, как надежный, крепкий, долговечный автомобиль. Она стала одной из первых советских легковых моделей, которые начали экспортировать в социалистические страны и Скандинавию. "Победы" делали по лицензии в Польше под маркой "Варшава", причем в модернизированном виде — вплоть до начала 1970-х.

В 1956-м году на ГАЗе – единственном отечественном предприятии, начали производство "Волги" ГАЗ-21. Для своего времени и вплоть до середины 1960-х автомобиль, в сравнении с зарубежными одноклассниками, был вполне современным. "Волги" имели прекрасную репутацию в СССР, конечно, во многом из-за того, что из доступных рядовым покупателям машин были самыми престижными. Однако даже после появления ГАЗ-24 ГАЗ-21 пользовался хорошей репутацией. Эту модель довольно широко экспортировали, причем не только в социалистические страны. Относительно небольшое количество машин (позднее и ГАЗ-24), еще с конца 1950-х продавала бельгийская фирма "Скалдия-Волга".

автомобиль Волга

Рисунок 10 – автомобиль Волга

Во время войны советским властям досталась часть немецких заводов компании «Опель», оборудование которых было отправлено в Москву, где было решено приступить к послевоенному выпуску малолитражек. В декабре 1946 года завод выпустил первый «Опель», названный «Москвич».

автомобиль Москвич

Рисунок 11 – автомобиль Москвич

Автопром никогда не был сильной стороной промышленности. По сути, почти вся история отечественной автоиндустрии – это история копирования и заимствования западных аналогов.

Так легендарная «Копейка» ВАЗ 2101 является лицензионной копией итальянского Fiat 124 образца 1966 года. Советский автопром стал по-настоящему массовым, начиная именно с ВАЗ-2101. С появлением этой модели в Советском Союзе строится не только новый завод, но и дочерние предприятия по его обеспечению, а также развивается автомобильная инфраструктура для населения. Технически ВАЗ-2101 точной копией Фиата не является, так как последний изначально создавался в расчёте на хорошие европейские дороги и теплый климат. В ходе ездовых испытаний инженеры переделали конструкцию почти всех узлов и агрегатов, сделав автомобиль надёжнее в условиях отечественных реалий. Производство Fiat 124 было окончено в 1976 году, ВАЗ-2101 и все его последующие модификации просуществовали на конвейере почти 42 года - с 1970 до сентября 2012 года.

Современные виды автомобилей

В 2010 году производство автомобилей ГАЗ было завершено. На освободившихся мощностях налажена контрактная сборка автомобилей Skoda, Volkswagen и Chevrolet.

Еще несколько лет российский автопром не баловал новинками, которые появлялись на свет крайне редко, да и то чаще всего представляя собой лишь плоды модернизации прежних машин. Сегодня число отечественных марок сократилось до минимума — зато оставшиеся демонстрируют желание развиваться, плюс появился новый производитель Aurus.

Например, УАЗ ведет постоянную модернизацию линейки своих моделей. Среди ожидаемых новинок российского автопрома 2022-2023 года значатся ресталинг семейства Lada Vesta, внедорожник от Aurus, модели бренда Evolute, а позже появятся новое поколение Нивы и модели Гранта.

Lada Vesta

Рисунок 12 – Lada Vesta

Aurus

Рисунок 13 – Aurus

Evolute

Рисунок 14 – Evolute

Нива

Рисунок 15 – Нива

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть внутрирайонных перевозок. Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Преимущество автотранспорта от других видов транспорта связано с его высокой манёвренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок непосредственно от отправителя до получателя. Мобильность автомобильного транспорта позволяет оперативно реагировать на изменение пассажиропотоков и грузопотоков.

Динамика роста российского автомобильного парка одна из самых высоких в мире. Автомобильный транспорт развивается ускоренными темпами. Во многих странах автомобильный транспорт занимает первое место по использованию в перевозках.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы.

Список использованной литературы

Инфоурок

retroavtoclub.ru - Энциклопедия ретро автомобилей

kolesa.ru - Азбука автохимии

studfile.net - Файловый архив студентов

megalektsii.ru - Пиши работы на отлично